
Гасимова Венера Рифкатовна,
Губайдуллина Наиля Калимулловна
завед.отд.комплектования ДПО, преподаватель сестринского дела
ГАПОУ “Казанский медицинский колледж”
г.Казань
Схема конспекта урока
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Профессиональный модуль ПМ 04 Младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг
Тема Взятие крови на исследование. Возможные осложнения при венепункции.
Группа 6102
Тип учебного занятия урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма обучения практическое занятие.
Методическая цель методика проведения практического занятия с использованием современных методов обучения и информационных технологий.
- Оснащение
1. Информационные средства обучения
- ЭУМ К – типа, П – типа: «Постинъекционные осложнения», «Подготовка пациента и взятие крови из вены для лабораторных исследований».
- С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пос. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 512 с.: ил. (стр. 367 – 371)
- Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под редакцией Б. В. Карабухина Основы сестринского
дела – Ростов-н/Д: Феникс, 2016 г.- 766с.:ил. – (Среднее медицинское образование) (стр.398-408, 513-514).
- Рабочая тетрадь «Взятие крови на исследование. Возможные осложнения при венепункции»
2. Компьютерные средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
3. Литература (дополнительная):
- Основы сестринского дела: учебное пособие, /Под общей редакцией проф. С.И. Двойникова. – М.: АНМИ, 2005. – 577с. (стр. 360-363, 510-511).
- Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под редакцией Б. В. Карабухина Основы сестринского дела – Изд. 21-е, стер. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014г.- 766с.:ил(стр.518-521).
4. Межпредметные связи: ОП «Здоровый человек и его окружение», « Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Основы микробиологии и иммунологии», «Основы безопасности жизнедеятельности человека»
Этапы работы
- Организационный момент, включающий:
- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
- определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает преподаватель).
Содержание этапа
Цели:
- организовать деятельность студентов для достижения поставленных целей;
- подготовить студентов к работе на учебном занятии, создать у них положительный эмоциональный настрой;
Задачи.
Создать условия для дальнейшей эффективной работы на занятии:
- организация рабочего пространства: оснащение рабочего места преподавателя и студентов;
- привлечение внимания студентов к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока;
- формирование позитивной мотивации и активизация интереса к учебной деятельности;
- при постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности ориентироваться на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений студентов.
1. Проверка присутствующих, наличие формы, готовность студентов к занятию, оснащение рабочего места студента.
2. Мотивация учебной деятельности обучаемых: сообщение темы, целей и задач учебного занятия.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
- определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей группы, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Цели:
- определить уровень усвоения учебного материала;
- оценить динамику усвоения учебного материала;
- формирование информационной культуры, коммуникативных навыков:
Задачи:
- использовать педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации студентов;
- сформулировать критерии, на основе которых дается оценка ответов студентов;
- сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки студентов;
- использовать при контроле знаний различные задания так, чтобы студенты почувствовали свой успех;
- использовать цели и задачи, способствующие организации индивидуальной и групповой деятельности, развитию познавательных способностей студентов, воспитанию социально значимых качеств личности.
Контроль знаний студентов (проверка домашнего задания)
- Терминологический диктант (глоссарий)
Термин |
Определение |
кровь |
Жидкая внутренняя среда организма, состоящая из плазмы и форменных элементов |
венепункция |
Прокол стенки периферической вены |
инфильтрат |
Местное воспаление мягких тканей |
тромбофлебит |
Воспаление вены с образованием в ней тромба |
флеботомия |
Пункция вены |
инъекция |
Впрыскивание, введение в организм жидкости при помощи шприца |
- Контрольные вопросы.
1. Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии.
– Пациент должен быть информирован о предстоящей процедуре. Врач
получает согласие на лечение и информирует медицинский персонал в письменном виде. Информация о процедуре, сообщаемая ему врачом, медсестрой, фельдшером, или акушеркой, включает сведения о цели данного действия. Письменное подтверждение согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на внутривенное введение лекарственных средств необходимо, так как данное действие является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.
2.Анатомические области внутривенной инъекции.
Анатомические области: внутривенное введение лекарственных препаратов выполняется в периферические вены (вены локтевого сгиба, тыла кисти, запястий, стопы), а также в центральные вены. Внутривенное введение лекарственных препаратов детям до одного года выполняется в височные вены головы.
3.Особенности выполнения манипуляции у пациентов пожилого возраста, детей и в условиях транспортировки.
-Особенностью выполнения манипуляции у пациентов пожилого, старческого возраста является пунктирование вены при очень слабом сдавлении конечности жгутом во избежание травмы (гематома, скальпированная рана, скарификация кожи) и/или спонтанного разрыва вены. Так как у данной категории пациентов тонкая кожа, достаточно хрупкие и ломкие сосуды.
-Новорожденным, детям раннего и младшего возраста технология простой медицинской услуги «Внутривенное введение лекарственных препаратов» выполняется в височные вены головы, плечевую вену.
-В условиях транспортировки и оказания скорой медицинской помощи специализированной службой мытье рук (из-за невозможности в условиях транспортировки) заменяется на надевание перчаток.
3. Решение тестовых заданий на бесплатной платформе Triventy
https://www.triventy.com/
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
Цели
Учебные цели
Учебная Добиться прочного усвоения знаний, сформировать умение объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.
Освоение профессиональных компетенций: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности (ПК 1), соблюдать принципы профессиональной этики (ПК 2), осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому (ПК 3), консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода (ПК 4), оформлять медицинскую документацию (ПК 5), обеспечивать инфекционную безопасность (ПК 7), обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПК 8) осуществлять сестринский процесс (ПК 12).
Развивающая Формирование навыков самообразования, самореализации личности, коммуникативных навыков: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4); самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК 8).
Воспитательная Формирование общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека; современного научного мировоззрения и интереса к избранной профессии.
Освоение общих компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1), организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2), принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3), быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК 11), организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной противопожарной безопасности (ОК 12).
Оснащение занятия Шприцы, жгуты, клеенчатые подушки, салфетки, тренажеры для проведения инъекций, штативы для пробирок, пробирки, спирт 70%, ватные шарики, перчатки, кожный антисептик лотки, пинцеты, емкости для дезинфицирующих средств разные, мешки для сбора отходов классов А и Б, иглосъемники разнообразные. ЭБС «Консультант студента» (Электронный ресурс).- http://www.medcollegelib.ru/, сайт www.fcior.edu.ru., федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ЭБ колледжа, ЭУМ К – типа, П – типа: «Постинъекционные осложнения», «Подготовка пациента и взятие крови из вены для лабораторных исследований».
Межпредметные связи Основы латинского языка с медицинской терминологией, анатомия и физиология человека, основы микробиологии, гигиены и экологии человека, безопасность жизнедеятельности.
Задачи:
поставить конкретную цель перед учащимися (цель – конечный результат);
уметь включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.
раскрыть связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемой дисциплине, (МДК, ПМ);
представлять учебный материал в доступной студентам форме в соответствии с дидактическими принципами;
уметь работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами;
методы обучения должны соответствовать поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.
владеть современными методами преподавания;
выбирать методы обучения в соответствии возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, уметь вести с ними диалог.
Межпредметные связи Основы латинского языка с медицинской терминологией, анатомия и физиология человека, основы микробиологии, гигиены и экологии человека, безопасность жизнедеятельности.
После изучения темы студент должен:
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации;
уметь:
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
– эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
– вести медицинскую документацию;
знать:
– способы реализации сестринского ухода;
– технологии выполнения медицинских услуг.
1. Актуализация опорных знаний
Воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях. Меры, направленные на предупреждения осложнений при венепункции.
2. Изложение нового материала
Тема. ВЗЯТИЕ КРОВИ НА ИССЛЕДОВАНИЕ. ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ВЕНЕПУНКЦИИ.
2. План.
1. Техника взятия крови из вены на лабораторные исследования.
2. Соблюдение универсальных мер предосторожности при выполнении венепункции и обработке использованного инструментария и материалов.
3. Вопросы к теме:
1. Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии.
2. Правила техники безопасности при контакте с кровью.
3. Осложнения, связанные с парентеральным способом введения лекарственных средств и взятием венозной крови. Меры, направленные на предупреждение осложнений и первая помощь при их возникновении
1. Техника взятия крови из вены на лабораторные исследования.
При взятии крови из периферической вены на исследования с использованием различных реагентов, необходимо соблюдать последовательность: вначале проводится взятие крови без антикоагулянтов, затем в пробирки с антикоагулянтами во избежание загрязнения ими.
По порядку забирается:
1. Кровь для микробиологических исследований.
2. Нативная кровь без антикоагулянтов для получения сыворотки (биохимия).
3. Цитратная кровь для коаугологических исследований.
4. Кровь для гематологических исследований.
5. Кровь с ингибиторами гликолиза (фториды) для исследования глюкозы.
6. Кровь с литиевым гепарином (LH) для газов и электролитов.
Чрезмерно длительный стаз (больше 1 мин) способен вызвать изменения концентрации белков от 5% до 15%, газов крови, электролитов (К, Са), билирубина, показателей коагулограммы.
При слишком быстром всасывании крови в шприц вызывается частичный гемолиз (процесс разрушения эритроцитов, при котором гемоглобин выходит из них в плазму), как и использование игл слишком большого диаметра (завихрение в токе крови).
Взятие крови из центрального венозного катетера должно осуществляться до проведения диагностических процедур, инфузий, переливания крови, растворов, пункций, инъекций, биопсий, пальпаций, эндоскопий, диализа.
Оснащение:
1. Стул |
2. Кресло или кушетка для забора крови. |
3. Манипуляционный столик. |
4. Лоток стерильный. |
5. Пинцет стерильный. |
6. Вакуумная система для забора крови. |
7. Шприц инъекционный одноразового применения 10,0-20,0 мл. |
8. Контейнер для медицинских отходов. |
9. Контейнер для транспортировки пробирок. |
10. Штатив для пробирок. |
11. Пробирки. |
12. Реактивы (в зависимости от исследования и методики). |
13. Антисептическое средство для обработки рук, инъекционного поля или спирт этиловый 70%. |
14. Дезинфицирующее средство. |
15. Ватные или марлевые шарики. |
16. Стерильные салфетки. |
17. Лейкопластырь. |
18. Очки. |
19. Маска. |
20. Халат. |
21. Перчатки. |
22. Жидкое мыло. |
23. Диспансер с одноразовым полотенцем. |
Алгоритм взятия крови из периферической вены
Задание: изучить алгоритмы.
1.Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового, уточнить дальнейшие действия у врача. |
|
2. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика) |
|
3. Подготовить необходимое оснащение. |
|
|
|
При выполнении венепункции в область локтевой ямки – предложить пациенту максимально разогнуть руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку. |
|
При выполнении венепункции в область локтевой ямки – наложить жгут в средней трети плеча, пульс проверяем на лучевой артерии. При наложении жгута женщине, не использовать руку на стороне. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.Прижать к месту инъекции салфетку/ватный шарик с кожным антисептиком. Извлечь иглу, попросить пациента держать салфетку/ватный шарик у места венепункции 5 – 7 минут, прижимая большим пальцем второй руки. Время, которое пациент держит салфетку/ватный шарик у места инъекции (5-7 минут), рекомендуемое. |
|
14.Убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет. |
|
15.Сбросить шприц и использованный материал в ёмкость для дезинфекции. |
|
16.Снять перчатки, поместить их емкость для дезинфекции. |
|
17.Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика). |
|
18.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию или оформить направление Организовать доставку проб в лабораторию. |
|
Забор крови из периферической вены (с помощью системы вакутейнер).
Оснащение:
1. Манипуляционный столик. |
2. Закрытая система для забора крови. |
3. Штатив для пробирок. |
4. Подушечка из влагостойкого материала. |
5. Жгут венозный. |
6. Емкости для дезинфекции. |
7. Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б |
8. Контейнер для транспортировки биологических жидкостей. |
9. Лента со штрих-кодом. |
10. Антисептический раствор для обработки инъекционного поля. |
11. Антисептик для обработки рук. |
12.Дезинфицирующее средство. |
13. Ватные или марлевые шарики стерильные. |
14. Бактерицидный пластырь. |
15. Перчатки нестерильные. |
- Подготовка к проведению манипуляции.
1.1. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру взятия крови. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
1.2.Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение: сидя или лежа
1.3. Промаркировать пробирки, указав ФИО пациента, отделение (с целью исключения ошибки при идентификации пробы биоматериала).
1.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
1.5. Обработать руки антисептиком. Не сушить, дождаться полного высыхания антисептика.
1.6. Надеть нестерильные перчатки.
1.7. Выбрать пробирки, соответствующие заявленным тестам или необходимым пациенту лабораторным исследованиям, приготовить иглу, держатель, спиртовые салфетки, пластырь. При взятии крови из периферической вены на исследования с использованием различных реагентов, необходимо соблюдать следующую последовательность: вначале проводится взятие крови без антикоагулянтов, затем в пробирки с антикоагулянтами во избежание загрязнения ими.
1.8. Наложить жгут на рубашку или пеленку на 7-10 см выше места венепункции. Жгут нужно накладывать не более, чем на одну минуту. Большее время сдавливания вены может повлиять на результаты анализов вследствие изменения концентраций в крови некоторых показателей. Перед началом процедуры у женщин уточнить, не было ли мастэктомии, брать кровь со стороны мастэктомии не рекомендуется.
1.9. Попросить пациента сжать кулак. Нельзя задавать для руки физическую нагрузку (энергичное «сжимание и разжимание кулака»), так как это может привести к изменениям концентрации в крови некоторых показателей. Выбрать место венепункции. Наиболее часто используются средняя локтевая и подкожные вены, однако можно пунктировать и менее крупные и полнокровные вены тыльной поверхности запястья и кисти.
II. Алгоритм выполнения манипуляции.
2.1. Взять иглу и снять защитный колпачок с нее. Если используется двусторонняя игла – снять защитный колпачок серого или белого цвета. |
|
2.2. Вставить иглу в иглодержатель и завинтить до упора. |
|
2.3. Продезинфицировать место венепункции марлевой салфеткой или тампоном, смоченным антисептическим раствором, круговыми движениями, от центра к периферии. |
|
2.4. Подождать до полного высыхания антисептического раствора (30-60 секунд). Нельзя вытирать и обдувать место прокола, чтобы не занести на него микроорганизмы. Нельзя также пальпировать вену после дезинфекции. Если во время венепункции возникли сложности, и вена пальпировалась повторно, эту область нужно продезинфицировать снова. |
|
2.5. Снять колпачок с другой стороны иглы. |
|
2.6. Обхватить левой рукой предплечье пациента так, чтобы большой палец находился на 3-5 см. ниже места венепункции, натянуть кожу. |
|
2.7. Расположить иглу по одной линии с веной, скосом вверх, и пунктировать вену под углом 15 – 30 градусов к коже. |
|
2.8. Вставить заранее приготовленную пробирку в иглодержатель до упора и удерживать ее, пока кровь не перестанет поступать в пробирку. Жгут необходимо снять сразу же после начала поступления крови в пробирку. Убедиться, что пациент разжал кулак. Кровь проходит в пробирку, пока полностью не компенсирует созданный в ней вакуум. Если кровь не идет, это значит, что игла прошла вену насквозь – в этом случае нужно немного вытянуть иглу, но не вынимать, пока кровь не пойдет в пробирку. Точность заполнения пробирки составляет ±10 % от номинального объема. |
|
2.9. Извлечь пробирку из держателя. |
|
2.10. Сразу же после заполнения пробирку нужно аккуратно перевернуть для смешивания пробы с наполнителем: пробирку без антикоагулянтов – 5-6 раз; пробирку с цитратом – 3-4 раза, пробирку с гепарином, ЭДТА и другими добавками – 8-10 раз. Пробирки нельзя встряхивать – это может вызвать пенообразование и гемолиз, а также привести к механическому лизису эритроцитов. Если это необходимо, в иглодержатель вставляется ряд других пробирок для получения нужного объема крови для различных исследований. Повторно вводить иглу в вену для этого не нужно. |
|
2.11.После того как все необходимые пробирки будут наполнены, приложить сухую стерильную салфетку к месту венепункции и извлечь иглу. |
III.Завершение манипуляции
3.1. Использованную иглу вместе с одноразовым держателем поместить в контейнер для острых предметов. Многоразовые держатели отсоединяются путем помещения иглы в специальное отверстие в крышке контейнера. Игла откручивается от держателя, оставаясь в контейнере. В целях предотвращения контакта с кровью запрещается разбирать иглу и держатель в руках! |
3.2. Убедиться, что наружного кровотечения у пациента в области венепункции нет. |
3.3. Наложить давящую повязку на руку или бактерицидный пластырь. |
3.4. Обработать руки в перчатках дезинфицирующим средством. |
3.5. Подвергнуть дезинфекции весь использованный материал. Снять перчатки, поместить в емкость для дезинфекции или непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б. |
3.6. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. |
3.7. Уточнить у пациента о его самочувствии. |
3.8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинскую документацию или оформить направление. |
3.9. Организовать доставку пробирок с полученным лабораторным материалом в лабораторию. Транспортировать в соответствующие лаборатории промаркированные пробирки в вертикальном положении, в специальных контейнерах с крышками, подвергающимися дезинфекции. |
Правила измерения сахара в крови с помощью глюкометра.
Требования по безопасности труда при выполнении услуги: до и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук. Во время процедуры обязательно использовать перчатки, непрокалываемый контейнер для использованных ланцетов.
Время взятия крови: после периода голодания и потом через два часа после еды.
Ручка для прокалывания:
Контейнер для тест-полосок:
Тест-полоски:
Аппарат с ручкой:
Ланцеты:
Колпачок:
Передняя панель глюкометра:
Функциональное назначение простой медицинской услуги: диагностика заболеваний.
Оснащение:
1. Манипуляционный столик. |
2. Кушетка (в случае получения крови у пациента в положении лежа). |
3. Стул. |
4. Кресло (в случае получения крови у пациента в положении сидя). |
5. Непрокалываемый контейнер для использованных ланцетов. |
6. Лоток для расходуемого материала. |
7. Ёмкости для дезинфекции. |
8. Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б. |
9. Антисептический раствор для обработки места прокола кожи пациента. |
10. Антисептик для обработки рук. |
11. Дезинфицирующее средство. |
12. Ватные или марлевые шарики или салфетки стерильные. |
13. Перчатки нестерильные. |
14. Глюкометр (в наборе к глюкометру: тубус с тест полосками, инструмент для прокалывания кожи, ланцеты). |
Алгоритм выполнения.
I.Подготовка к процедуре.
1. Подготовить на манипуляционном столике необходимое оснащение.
2. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход предстоящей процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового, уточнить дальнейшие действия у врача.
4. Обработать руки гигиеническим способом.
5. Подготовка устройства для прокалывания кожи.
Снимите защитный колпачок с устройства для прокалывания кожи. Установите ланцет в держатель для ланцета. Примечание: один ланцет можно использовать только один раз.
-Нажмите до упора, пока ланцет не встанет на место со щелчком. Скручивающими движениями снимите с ланцета защитный колпачок, чтобы показалась игла. Установите на место защитный колпачок устройства для прокалывания кожи. Необходимо совместить выемку защитного колпачка с центром полукруглого выреза.
-Поворачивая колпачок, можно выбрать глубину прокола. При первом использовании, можно установить на цифру – 2.
6. Подготовка глюкометра.
Вскрыть тубус с тест полосками, извлечь одну тест полоску и плотно закрыть тубус. Установить тест полоску с золотым концом вперед, в глюкометр. Если на дисплее глюкометра появится изображение капли крови, значит прибор готов к использованию для измерения.
II.Выполнение процедуры.
1. Надеть перчатки.
2. Смочить ватный или марлевый шарик в антисептическом средстве.
3. Одной рукой взять 4-ый палец свободной руки пациента. Другой рукой обработать смоченным в антисептическом средстве ватным или марлевым шариком внутреннюю поверхность верхней фаланги пальца пациента. Осушить поверхность пальца сухой стерильной салфеткой или ватным шариком.
4. Поместить использованную салфетку или шарик в лоток для расходуемого материала.
5. После высыхания кожи можно осуществить прокол. Для этого плотно прижмите устройство для прокалывания кожи на кожу пациента и нажмите на кнопку «Спуск».
-После осуществления прокола, немного помассируйте палец пациента, чтобы сформировать каплю крови.
6. Прикоснитесь к капле крови с кончиком тест полоски и дайте ей наполнится. Когда на тест полоске будет достаточно крови, на дисплее глюкометра появится изображение песочных часов, которая означает, что глюкометр выполняет измерение. Результат измерения отобразится на дисплее через 5 секунд.
7. Прижать к месту прокола салфетку или ватный шарик с антисептическим раствором. Попросить пациента держать салфетку или ватный шарик на месте прокола 2 – 3 минуты.
III.Окончание процедуры.
1. Использованный ланцет необходимо поместить в жесткий контейнер класса Б для дезинфекции и утилизации. Чтобы удалить ланцет с устройства для прокалывания кожи, необходимо потянуть центральную часть устройства и ланцет удалится автоматически. Установить защитный колпачок обратно на устройство для прокалывания кожи.
2. Использованные шарики, тест полоску, перчатки, поместить в емкости для дезинфекции на утилизацию отходов класса Б.
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4. Глюкометр, тубус с тест полосками, инструмент для прокалывания кожи, ланцеты положить в чехол.
5. Уточнить у пациента о его самочувствии.
6. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинской документации.
Подготовка к процедуре
1. Подготовить на манипуляционном столике необходимое оснащение. |
|
2. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход предстоящей процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового, уточнить дальнейшие действия у врача. |
|
3. Обработать руки гигиеническим способом. |
|
4. Подготовка устройства для прокалывания кожи. Снимите защитный колпачок с устройства для прокалывания кожи. Установите ланцет в держатель для ланцета. Примечание: один ланцет можно использовать только один раз. Нажмите до упора, пока ланцет не встанет на место со щелчком. Скручивающими движениями снимите с ланцета защитный колпачок, чтобы показалась игла. Установите на место защитный колпачок устройства для прокалывания кожи. Необходимо совместить выемку защитного колпачка с центром полукруглого выреза. Поворачивая колпачок, можно выбрать глубину прокола. При первом использовании, можно установить на цифру – 2. |
|
5. Подготовка глюкометра. Вскрыть тубус с тест полосками, извлечь одну тест полоску и плотно закрыть тубус. Установить тест полоску с золотым концом вперед, в глюкометр. Если на дисплее глюкометра появится изображение капли крови, значит прибор готов к использованию для измерения. |
|
Выполнение процедуры
1.Надеть перчатки. |
|
2.Смочить ватный или марлевый шарик в антисептическом средстве. |
|
3.Одной рукой взять 4-ый палец свободной руки пациента. Другой рукой обработать смоченным в антисептическом средстве ватным или марлевым шариком внутреннюю поверхность верхней фаланги пальца пациента. Осушить поверхность пальца сухой стерильной салфеткой или ватным шариком. |
|
4.Поместить использованную салфетку или шарик в лоток для расходуемого материала. |
|
5.После высыхания кожи можно осуществить прокол. Для этого плотно прижмите устройство для прокалывания кожи на кожу пациента и нажмите на кнопку «Спуск». После осуществления прокола, немного помассируйте палец пациента, чтобы сформировать каплю крови. |
|
6.Прикоснитесь к капле крови с кончиком тест полоски и дайте ей наполнится. Когда на тест полоске будет достаточно крови, на дисплее глюкометра появится изображение песочных часов, которая означает, что глюкометр выполняет измерение. Результат измерения отобразится на дисплее через 5 секунд. |
|
7.Прижать к месту прокола салфетку или ватный шарик с антисептическим раствором. Попросить пациента держать салфетку или ватный шарик на месте прокола 2 – 3 минуты. |
|
Окончание процедуры
1.Использованный ланцет необходимо поместить в жесткий контейнер класса Б для дезинфекции и утилизации. Чтобы удалить ланцет с устройства для прокалывания кожи, необходимо потянуть центральную часть устройства и ланцет удалится автоматически. Установить защитный колпачок обратно на устройство для прокалывания кожи. |
2.Использованные шарики, тест полоску, перчатки, поместить в емкости для дезинфекции на утилизацию отходов класса Б. |
3.Обработать руки гигиеническим способом, осушить |
4.Глюкометр, тубус с тест полосками, инструмент для прокалывания кожи, ланцеты положить в чехол. |
5.Уточнить у пациента о его самочувствии. |
6.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинской документации. |
Вопросы для закрепления знаний:
1.Расскажите последовательность подготовки устройства для прокалывания кожи.
2.Расскажите последовательность подготовки глюкометра.
3.Расскажите последовательность выполнения процедуры.
4.Правила утилизации использованного материала.
2. Соблюдение универсальных мер предосторожности при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов.
1. Провести гигиеническую обработку рук до и после проведения процедуры.
2. Использовать во время процедуры перчатки, очки, маску, фартук, халат, шапочку.
3. Использовать непрокалываемый контейнер для использованных игл.
4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цели:
- закрепить учебный материал;
- использовать методы, побуждающие студентов самостоятельно рассуждать.
Задачи:
- цели и задачи, поставленные педагогом, должны способствовать развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности;
- описать критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
- ориентироваться на индивидуальные особенности студента при организации учебной деятельности;
- владеть методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач;
- использовать различные задания так, чтобы учащиеся почувствовали свой успех;
- уметь корректировать цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности студентов к освоению материала урока;
- дать возможность студентам самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.
1. Работа студентов в паре на фантомах.
2. Контрольные вопросы.
– Техника взятии крови из периферической вены с помощью шприца, вакутейнера, определение уровня глюкозы в крови .
– Мероприятия, направленные на предупреждение осложнений.
– Соблюдение универсальных мер предосторожности при выполнении инъекций, в/в вливаний и обработке использованного инструментария и материалов.
3. Лексическая работа.
Термин |
Определение |
Нативная кровь – |
|
Цитратная кровь – |
|
Стаз – |
|
Коагулограмма – |
|
Гемолиз – |
|
Инфузия – |
|
Диализ – |
|
Коагулянты – |
|
Антикоагулянты – |
|
Мастэктомия – |
|
Ланцет – |
|
ЭДТА – |
|
Тубус – |
|
СОЭ – |
|
Пункция – |
|
Ингибиторы – |
|
Номинальный объем – |
|
Инфильтрат- |
4.Решение тестовых заданий на бесплатной платформе Quizizz.
5. Задание на дом, включающее:
- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цели:
- сформулировать критерии, на основе которых педагог будет оценивать ответы студентов;
- объяснить способы выполнения домашнего задания, определить критерии успешного выполнения домашнего задания;
- уметь организовать студентов для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи.
Домашнее задание:
- способы выполнения домашнего задания;
- разъяснение студентам критериев успешного выполнения домашнего задания.
Изучить на сайте www.fcior.edu.ru колледжа:
- ЭУМ К – типа, П – типа: «Постинъекционные осложнения», «Подготовка пациента и взятие крови из вены для лабораторных исследований».
- С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пос. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 512 с.: ил. (стр.367 – 371).
- Т.П. Обуховец Основы сестринского дела: практикум/-Ростов-н/Д: Феникс, 2016г.- 685,(1)с.: ил. – (Среднее медицинское образование) (стр. 398-408, 513-514).
Литература:
- Основы сестринского дела: учебное пособие, /Под общей редакцией проф. С.И. Двойникова. – М.: АНМИ, 2005. – 577с. (стр.360-363, 510-511)
- Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под редакцией Б. В. Карабухина Основы сестринского дела – Изд. 21-е, стер. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014г.- 766с.:ил.(стр.518-521).
- Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие /Н.В. Широкова [и др.].-М. :ГЭОТАР-Медиа, 2015.-160с. ( стр.115-117).
























