Тагирова Наиля Гамировна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад №3”
город Лениногорск
Оглавление
– Введение
– Основная часть
– Этапы реализации проекта
– Ожидаемые результаты применения тойбега
– Перспективы применения тойбега
– Библиография
– Приложения:
Паспорт тойбега по музыкально-речевому развитию «Осеннее путешествие»
Паспорт тойбега по билингвальному и краеведческому образованию «Туган як» – «Родной край»
Паспорт тойбега по познавательно-речевому развитию «Наш город»
Паспорт тойбега по гендерному воспитанию «Мальчишки + Девчонки»
Введение
Тема: «Применение игровой технологии «Тойбег» в образовательной деятельности детей дошкольного возраста как эффективное средство позитивной мотивации детского развития»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Направление: познавательно-речевая, музыкальная, коммуникативная виды деятельности
Тип проекта: образовательный
Вид проекта: исследовательский
Срок реализации: долгосрочный, начат 01.10.2019г.
Актуальность
В современной системе дошкольного и школьного воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации, для обеспечения качественного дошкольного образования. Определены показатели модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки универсальных учебных действий (начальные ключевые компетенции), обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования. В контексте современных представлений о цели образования начальные ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их успешности и готовности к переходу на первую ступень школьного образования. Становление начальных компетентностей ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации развивающей образовательной среды, основным видом деятельности в которой является познавательная, активная игра.
Современные игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу дошкольников на творческом уровне. Но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации деятельности.
Объект: динамика уровня реализации ожидаемых результатов освоения образовательной программы ДОУ детьми дошкольного возраста в период активного применения игровой
технологии «Тойбег».
Предмет: анализ уровня освоения детьми дошкольного возраста ожидаемых результатов реализации образовательной программы ДОУ в период активного включения в образовательную деятельность игровой технологии «Тойбег».
Проблема: каким должно быть содержание развивающей образовательной среды для успешной социализации и позитивной мотивации дошкольников к эффективному освоению образовательной программы ДОУ и подготовки к школьному обучению?
Гипотеза: применение развивающей игровой технологии «Тойбег» является эффективным средством становления навыков успешной социализации детей дошкольного возраста и позитивной мотивации познавательно-речевого и художественно-эстетического развития
в период подготовки к обучению в школе.
Цель: создание благоприятных, стимулирующих творчество и инициативу воспитанников условий для полноценного проживания дошкольного возраста; успешная социализация ребенка 3-7 в окружающем обществе; раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Задачи: 1.Способствовать прочному усвоению познавательного материала, расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.
2. Достигнуть высокого уровня мотивации осознанной потребности в усвоении знаний и умений через собственную активность ребенка.
3. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.
Методы и приемы:
– сбор информации;
– изучение методической литературы;
– подбор дидактического материала, определение их цели;
– составление плана;
– ознакомление детей с пособием «тойбег»;
– диагностика через наблюдение
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Участники: воспитанники групп дошкольного возраста, воспитатели групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников
Ожидаемые результаты проекта:
-Успешная социализация и эффективная познавательная и мотивационная подготовка дошкольников к обучению в школе.
-Личностное становление ребенка-дошкольника, творчески активного и деятельного, способного реализовывать познавательно-игровой опыт в учебной деятельности.
-Повышение качества организации методической работы в ДОУ.
-Формирование позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что позволит установить и расширить партнерские связи с родительской аудиторией.
-Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию, уровня владения современными игровыми технологиями.
-Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, региональном и республиканском уровнях.
-Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и их отношения к работе.
– Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
– сбор, изучение и анализ специальной методической литературы по темам «Социально-коммуникативное развитие, «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста» и «Применение современных игровых технологий в ДОУ»;
– поиск информации в интернет – источниках по анализу существующего педагогического опыта применения современных игровых технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста;
– обобщение полученной информации.
Основной этап:
– подбор и объединение интересного красочного материала, познавательных, речевых, музыкально-дидактических игр, пособий, позволяющих осуществить принцип интеграции различных образовательных областей, принцип мобильности вложенных материалов для использования в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности в режимных моментах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– изготовление дидактических пособий «Тойбег» для развития социально-коммуникативных, познавательных, музыкально-речевых, художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста;
– разработка цикла познавательных, речевых, музыкальных занятий с применением «тойбега» для детей 3-7 лет;
– проведение изучения эффективности применения «тойбега» в социально-коммуникативном, познавательно-речевом, музыкально- ритмическом, художественном развитии детей дошкольного возраста, анализ возможности использования «тойбегов» для педагогической диагностики познавательного, речевого, музыкального развития детей.
Заключительный этап:
– обобщение результатов наблюдения;
– презентация.
Основная часть
Тойбег – развивающее игровое пособие для развития познавательных, речевых, музыкально-ритмических и художественных способностей детей дошкольного возраста
Проблема позитивной мотивации к развитию и обучению детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающего пространства. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов и в любом виде деятельности.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами, педагогами, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Сегодня мы познакомимся с интересными многофункциональными дидактическими пособиями – развивающими ковриками-«тойбег». Развивающие игровые пособия – коврики-«тойбег» предназначены для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может использоваться детьми в самостоятельной игровой и совместной со взрослым деятельности. Содержание можно пополнять и усложнять в соответствии от темы деятельности. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям для самостоятельного образования. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, тойбег дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование тойбега обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Тойбег (toybag) – сумка-игрушка.
Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и способно разрабатываться специально под детей конкретного возраста с их степенью познаний.
Особенность «тойбега» – в компактной форме пособия. По его периметру имеется вшитый бортик, в который вдет шнур. С его помощью дети самостоятельно или вместе со взрослым легко разворачивают и сворачивают коврик в «сумку» при необходимости. Это дает возможность организовывать игру в любое время, в любом месте игровой комнаты или любого другого помещения, в индивидуальной или коллективной форме, а также не создает проблем с хранением большого количества игрового материала. Круглая форма коврика – это классическая форма объединения детей, создающая благоприятные условия для непринужденной игровой коммуникации, взаимообучения игроков, а текстильная основа коврика и всех используемых материалов позволяет свободно перемещаться детям по всей площади коврика. Верхний круг с игровыми заданиями можно выполнить съемным, это даст возможность применять на одной основе игровые задания совершенно разной тематики.
В чем же ценность и актуальность использования «тойбега» как формы совместной деятельности взрослого и детей?
- С помощью данного пособия можно решать разнообразные образовательные задачи, в том числе и задачи по приобщению детей к этнокультурным ценностям;
- Тойбег способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно- тематического планирования;
- Работа с тойбегом отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми;
- Создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.
Эффективность применения тойбегов
Использование тойбега открывает новые возможности в развитии познавательных, речевых, музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Ребенок:
– получает возможность действовать в игровой форме, последовательно, от простого к сложному, с учетом собственного уровня развития умений и навыков, развивать познавательные, речевые, музыкальные способности, творчество, самостоятельность;
– проявляет познавательную активность и индивидуальные способности.
Педагог:
– пополняет творческую лабораторию новым пособием для организации педагогического процесса в игровой форме;
– осуществляет принцип интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
– выявляет потребности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
– воспитывает любознательность, побуждает детей к творчеств у и совместной деятельности с педагогом и сверстниками;
– использует развивающее пособие «тойбег» в качестве дидактического средства для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Перспективы реализации проекта:
– организация сетевого взаимодействия инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики;
– участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои инновационные проекты, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта;
– создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ.
-мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов.
Использованная литература
1. Бабаева Т.И. и др. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Изд. Детство-Пресс, 2004
2.Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Санкт-Петербург Изд. Детство-Пресс, 2004
3. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности Издательство: Мозаика-Синтез, 2008
4. Михайлова З.А. Игровые задания для дошкольников Издательство: Детство-Пресс, 2008
5. Нищева Н.В. Играйка. Издательство: Детство-Пресс, 2012
6. Играем, развиваемся, растем Составитель Нищева Н.В. Издательство: Детство-Пресс, 2010
7. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников Издательство: Детство-Пресс, 2009
8. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! М., 2005
9. Материалы интернет-ресурсов.
Приложения
Паспорт тойбега по познавательно-речевому развитию «Наш город»
Приложения
Паспорт
развивающего игрового пособия – коврика-«тойбэг»
«Наш город»
Актуальность: Гражданско-патриотическое воспитание детей в детском саду – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования Татарстана. Знание истории, культуры, традиций родного края – веление сегодняшнего дня: все это необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Важно не только ознакомить ребенка с культурным и историческим богатством родного края, но и готовить его к познанию многообразия всего окружающего мира от малого к большему, от представлений о своей семье, детском саде, родном городе к постижению богатств мировой истории и культуры.
В ходе реализации ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Сегодня мы познакомимся с интересным многофункциональным дидактическим пособием – развивающим ковриком-«тойбег» «Наш город».
Аннотация: Развивающее игровое пособие – коврик-«тойбег» «Наш город» по познавательно-речевому развитию предназначен для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Пособие может использоваться детьми в самостоятельной игровой и совместной со взрослым деятельности. Содержание можно пополнять и усложнять в соответствии от темы деятельности. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям для самостоятельного познавательно-речевого образования. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, тойбег дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование тойбега обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Тойбег (toybag) – сумка-игрушка
Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и способно разрабатываться специально под детей конкретного возраста с их степенью познаний.
Особенность «тойбега» – в компактной форме пособия. По его периметру имеется вшитый бортик, в который вдет шнур. С его помощью дети самостоятельно или вместе со взрослым легко разворачивают и сворачивают коврик в «сумку» при необходимости. Это дает возможность организовывать игру в любое время, в любом месте игровой комнаты или любого другого помещения, в индивидуальной или коллективной форме, а также не создает проблем с хранением большого количества игрового материала. Круглая форма коврика – это классическая форма объединения детей, создающая благоприятные условия для непринужденной игровой коммуникации, взаимообучения игроков, а текстильная основа коврика и всех используемых материалов позволяет свободно перемещаться детям по всей площади коврика.
В чем же ценность и актуальность использования «тойбега» «Наш город» как формы совместной деятельности взрослого и детей?
- С помощью данного пособия можно решать разнообразные образовательные задачи, в том числе и задачи по приобщению детей к познанию основ гражданственности и патриотизма;
- Тойбег способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно- тематического планирования;
- Работа с тойбегом отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми;
- Создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.
Применение технологии «тойбег» ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цель: расширение представлений детей о семье и её членах, о родном городе, природе родного края; воспитание любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
- Формировать представления о родном городе, элементах города: улицах, домах, транспорте, необходимых людям учреждениях; упражнять в назывании улиц родного города, их частей; элементов дорог, видов транспорта.
- Познакомить с природной составляющей городской жизни: деревья, животные; привлекать к их описанию.
- Дополнить представления о семье, её членах; развивать активную речь через описание игровых персонажей.
- Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края.
- Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
- Развивать мелкую моторику кистей рук через манипулирование мобильными деталями игры, составление фигур людей, домов, транспорта, деревьев, животных с помощью скрепляющих элементов.
- Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.
- Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса
- Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Тойбег «Наш город» разработан и создан в рамках реализации педагогического проекта по познавательному краеведению «С чего начинается Родина», реализуемому в нашем ДОУ.
Содержание игр:
1.Игра «Наша улица»
Цель: формировать и закреплять представления дошкольников об улицах родного города, расположенных на них домах, учреждениях; активизировать речевое сопровождение при описании построенного дома; упражнять в манипулировании различными скрепляющими элементами игры при «постройке» дома; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать интерес к истории родного города.
Вариант хода игры. Взрослый предлагает детям «построить» свои дома на улице родного города, дети самостоятельно выбирают элементы для будущего дома, уточняют, каким образом прикрепляются детали, сочетаются ли они по цвету. По ходу стройки в беседе обсуждаются названия улиц, особенности постройки: назначение, цвет, количество этажей, будущих жильцов и т.д. «Постройки» легко меняются с помощью мобильных деталей, что дает возможность поиграть в «дизайнеров».
2. Игра «Транспорт на нашей улице»
Цель: формировать и закреплять представления дошкольников о различных видах городского транспорта, упражнять в их назывании, рассказывании об их особенностях; развивать мелкую моторику кистей рук в ходе «сборки» автомобилей из отдельных деталей, умения в различении и назывании цветов; воспитывать внимательность, сообразительность, желание выполнить задание наилучшим образом.
Вариант хода игры. Взрослый предлагает поиграть в «водителей» нашего города. Из беседы выясняется, водителем какого автомобиля хотели бы быть дети. Далее дети подбирают мобильные детали и «строят» свой вариант автомобиля (легковые, грузовые, специальные автомобили). Продолжая игру, дети рассказывают о своем транспорте: вид, выполняемые функции, цвет). Также, как и в предыдущей игре, можно поиграть в «автодизайнеров».
3. Игра «Моя семья»
Цель: продолжать совершенствовать представления детей о семье, её членах, особенностях их внешнего вида; упражнять в рассказывании-описании персонажа игры, назывании деталей фигуры человека, элементов одежды, цветов, действиях своего «героя»; развивать мелкую моторику кистей рук; способствовать воспитанию любви и уважения к своим близким и родным.
Вариант хода игры. Продолжая игру, взрослый «поселить» в городе всех, кого они желают видеть рядом. Дети рассказывают о своих близких, собирают фигурки из мобильных деталей, подбирают для них элементы одежды. Можно предложить составить рассказ о своем «герое».
4.Игра «Наши друзья»
Цель: продолжать формировать представления о четвероногих «жителях» города – домашних животных; упражнять в составлении фигурок животных из мобильных деталей, назывании частей тела, деталей мордочки; развивать мелкую моторику кистей рук, зрительное внимание, умение описывать своего «друга»; воспитывать любовь и заботливое отношение к «братьям меньшим».
Вариант хода игры. Звучит запись голосов животных. Детям предлагается узнать и назвать, чьи это голоса. Взрослый говорит: «Четвероногие друзья» тоже хотят жить в нашем городе, позовем их?». Подобрав детали, дети собирают фигурки домашних животных, придумывают им клички, рассказывают, как с ними можно поиграть, погулять.
5.Игра «Зеленая улица нашего города»
Цель: продолжать знакомить детей с природой родного города – видами деревьев: ели, липы, клены, яблони; упражнять в узнавании и назывании вида дерева, кратком его описании; развивать активную речь, мелкую моторику кистей рук; воспитывать интерес и желание заботиться о природе родного города.
Вариант хода игры. Беседуя с детьми, взрослый выясняет, что любимое место прогулок и отдыха в родном городе – это парки. Предлагает «посадить» новый парк с деревьями. Дети подбирают мобильные детали, определяют на игровом поле удачное место для «посадки» парка, собирают изображения деревьев, рассказывают о них.
Ожидаемые результаты применения тойбега:
1. Полнее реализуется деятельностный подход в познавательно-речевом развитии дошкольников.
2. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
3. Использование новой формы представления образовательного материала значительно повысил интерес к познавательно-речевой деятельности воспитанников.
4. Результаты освоения программы по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» (разделы «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с предметным миром», «Ребенок в семье и сообществе»), «Познавательное развитие» (разделы («Ознакомление с миром природы»), «Речевое развитие» определили положительную динамику.
Перспектива применения тойбега:
-Обогащение развивающего игрового пространства для воспитанников;
-Разработка и создание тойбегов по всем областям образовательной деятельности дошкольников;
-Повышение статуса дошкольного образования среди родительской аудитории посредством применения современных игровых технологий.