

Иванова Ирина Александровна
Федосеева Евгения Ивановна
учителя английского языка
МАОУ ПОК «Адымнар-Алабуга», г. Елабуга
МБОУ СОШ № 29, г. Нижнекамск
Согласно ФГОС обучения английскому языку, школьники должны владеть не только коммуникативными навыками, но и знать историю, культуру, обычаи и традиции стран изучаемого языка. Для этого необходимо применять лингвострановедческий подход в обучении, знакомить учащихся с реалиями современной жизни.
Вопрос реализации лингвострановедческого компонента очень актуален на уроках, потому что интерес к страноведению в наши дни возрастает. Учащиеся должны быть готовы к межкультурной коммуникации, иметь представление о национальных особенностях, живописи, кино, литературе стран изучаемого языка.
Культурно грамотный человек может свободно выражать свои мысли и понимать представителей других наций. Процесс приобщения школьников к другим культурам должен происходить естественным путем. Необходимо применять коммуникативный подход, развивать навыки работы с аутентичными текстами, знакомить с произведениями искусства, использовать лингвострановедческие материалы, к которым относятся идиомы, фразеологизмы, пословицы и поговорки.
При выборе материала для урока следует обращать внимание:
- на реалии – политическая и экономическая ситуации в стране, быт жителей;
- на аутентичные тексты, аудио- и видеоматериалы (составленные носителями языка);
- на актуальные материалы (они должны широко употребляться);
- на лингвистический подход (изучение лексики, грамматики, фонетики);
- на готовность школьников получать знания и на уровень их подготовки.
По содержанию можно выделить следующие лингвострановедческие материалы:
- исторические (исторические справки);
- культурные (произведения писателей, поэтов);
- политические (данные социологических опросов, интервью);
- экономические (экономическая статистика);
- технические и научные (статьи о новых изобретениях);
- о современной жизни (СМИ).
Данные материалы содержатся в газетах (School English, Times), журналах (Speak out, Hot English), документальных фильмах (фильмы с официального сайта BBC), художественных фильмах (Forrest Gump, Breakfast at Tiffany’s), литературных произведениях (Vanity Fair, The picture of Dorian Grey) и т.д.
Эффективным является применение на уроках метода проектов (The best universities of the USA – презентовать лучшие университеты США), ролевых игр (Hot news – взять интервью на самую обсуждаемую тему), интернет-технологий (общаться в чатах и на форумах с жителями стран изучаемого языка).
Примеры заданий, которые можно применять на уроках:
Task 1. What do you call a person who lives in …? Give the noun, not the adjective. The example is given.
Example: Turkey – a ………. Answer: a Turk
1) Finland – a ……….
2) Denmark – a ……….
3) Scotland – a ……….
4) New Zealand – a ……….
5) Britain – a ……….
6) Portugal – a ……….
7) Switzerland – a ……….
8) Netherlands – a ……….
9) Ireland – a ……….
10) London – a ……….
11) Moscow – a ……….
Task 2. Put the words in the right order to make a proverb.
1. Rome, roads, all, to, lead
2. good, good, a, makes, ending, beginning, a
3. enemy, the, good, best, is, of, the, often
4. best, last, laughs, who, he, laughs
5. catches, the, the, worm, bird, early
6. makes, work, play, Jack, and, no, boy, all, a, dull
7. of, together, a, flock, birds, feather
8. the, side, the, the, grass, is, other, greener, always, fence, on, of
9. he, the, by, is, man, keeps, a, known, company
Используемая литература:
English language contest (country study)/ Учебно-методическое пособие. Сост. Д.Р. Сабирова, Ф.Ф. Шигапова, Т.В. Морозова – Казань: К(П)ФУ. – 2022. – Вып. 1.- 77 с.