Иванова Ольга Михайловна
Шайхутдинова Екатерина Олеговна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад» №388
комбинированного вида»
Ново – Савиновского района города Казани
(Из опыта работы)
Актуальность.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитать способность понимать и любить природу и бережно относиться к ней.
Формирование экологического мышления в ДОУ у детей в современном мире-это одно из первоначальных направлений нашей педагогической заботы. Это направление неразрывно связано с другими образовательными задачами ДОУ. Важный этап в развитии грамотного и культурного человека в обществе. Каким будет ребенок, зачастую зависит во многом от нас, нашего примера, наших поступков, дети как губка впитывают наши слова, действия, отношения, поступки. Дети нас позиционируют, как самого важного человека в их жизни, наряду с семьей.
Экологическое воспитание начинается с семьи, а мы их помощники. Семья важная ячейка в жизни становления гражданина.
Экология – как символ человечности, выступает сейчас как первоочередное правило жизни. Отношение ко всему гуманно. Ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом и будущему поколению, которому нужно оставить землю пригодную для полноценной жизни.
Необходимо сделать образовательную работу привлекательной для детей. Но как же это сделать?
Есть ряд возможностей для создания благоприятного образовательного процесса, включение в процессе всех образовательных областей, и наблюдений, и в игре.
Играя ребенок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате совершенствуется интеллектуальные и волевые навыки ребенка, нравственные чувства и эстетика.
Особое место занимает игра в процессе обучения через различные элементы познавательного материала.
Дидактические игры – это игры с правилами. В процессе игры уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют знания.
Проблема экологического мышления не может потерять своей актуальности в современном мире.
В этом и суть выбранной темы: «Экологическое мышление через игровые практики в ДОУ»
Игра – основной вид деятельности ребенка. Без игры нет обучения, невозможно научить, закрепить усвоенное какое-либо задание.
Дидактическая игра. Как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса.
Самостоятельная игра проявляется лишь тогда, когда есть интерес к игре.
При выборе педагогами направлений экологических игр, руководствуйтесь тремя основными аспектами:
- Создание предметно – игрового пространства. Игровая среда, игровой материал.
- 2. Местонахождение, где проходит игра. Воспитатель должен заботится об усложнении игр, расширении их вариативности, включении новых игр.
- Анализ и отбор новых игр. Здесь связь игр детей, с трудом детей, связь с наблюдением на участке, связь с занятиями по окружающему миру.
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников. Игра привлекает всех – она вызывает интерес к содержанию, заражает положительными эмоциями, улучшает настроение.
Оберегая природу, мы помогаем всему живому на планете. Это и есть счастье, мир, победа!
Это – нас объединяет.
Для работы используем дидактические игры: предметные, настольные, словесные.
Предметные игры- игры с природным материалом (шишки, листья).
Игра «Кто чем питается.», «Найди дерево по семенам.»
В этих играх и подобных – уточняется , конкретизируется, обобщается представления о свойствах и качествах предметов.
Настольные игры-«Лото зоологическое», «Лото Фрукты» , «Найди детеныша по описанию», «Полезное или вредное». Эти игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях и животных, явлениях природы, образ предмета.
Словесные игры- игры на развитие речи такие, как «Летает- не летает», «найди детеныша». Эти игры закрепляют полученный опыт и обобщают пройденный материал.
Чтобы детям усвоить знания об отличительных признаках растений, животных, для игр хорошо использовать листья, цветы, тактильное лото и т.д.
Желание поиграть с листьями вызывает у ребят стремление украшать группу. Сделать и подарить букет.
Разнообразными могут быть игры, словесные.
Их лучше проводить когда ребенок усвоил пройденный материал. Игра является закреплением его знаний. Например: «Закончи предложение».
Таким образом игры могут быть разные по смыслу. Тематике.
Во всех случаях игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать свои знания на практике.
Формирование экологического мышления происходит эффективно. Это очень важно, как для нас, так и для ребенка.
Воспитать экологично – правильного ребенка не так просто, как кажется на первый взгляд.
Столько нужно усилий вложить в сам процесс, всего периода нахождения ребенка в ДОУ.
Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, а лишение его главного источника развития, опыта жизни, признаков социальной практики, богатства отношений, коммуникативности.
Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь.
Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит от нас педагогов.
Представленный опыт работы может быть актуален и полезен для работы молодым педагогам.
Список литературы:
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина. — Москва : Творческий центр «Сфера», 2005. — 128 с.
2. Комарова, Т. С. Игра и творчество: Развитие художественного творчества детей / Т. С. Комарова. — Москва : Пед. общество России, 2009. — 256 с.
3. Куликовская, И. Э. Ребенок и окружающий мир: Программа и методические рекомендации / И. Э. Куликовская. — Москва : Вентана-Граф, 2009. — 160 с.
4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — Москва : Просвещение, 1999. — 176 с.
5. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. — Москва : Карапуз-Дидактика, 2007. — 224 с.