
Костягин Станислав Андреевич
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №183»
г. Казань
Визуальные приёмы для обучения английскому произношению
Во время освоения новой лексики у учеников (особенно начальной школы) закономерно могут возникать трудности с произношением того или иного слова. В помощь могут прийти особые обозначения, о которых я собираюсь рассказать ниже.
Непроизносимые гласные или согласные могут зачёркиваться. Например:
Стоит отметить, что зачёркивать те или иные буквы ученикам лучше цветным карандашом, а также преждевременно пояснить, что несмотря на то, что буква может не произноситься, она обязана писаться. Что же касается учителя, то зачёркивать слова также лучше цветом, отличным от повсеместно используемого. Выбор, однако, может определяться цветом доски: например, если это зелёная доска, то на ней отчётливо выделяется синий мел, когда как на белой можно прибегнуть к помощи разной палитры маркеров.
Гласные, которые произносятся как в алфавите (например, Aa /eɪ/, Ee /iː/, Ii /aɪ/ и т.д.) могут подчёркиваться. Например:
Гласные, оказывающиеся под воздействием “silent E”, могут указываться стрелкой, отходящей от непроизносимой гласной. Например:
Касательно выделения “silent E” (или “magic E”) хотелось бы отметить, что, разумеется, преждевременно придётся объяснить, что же это за явление. В связи с тем, что оно довольно-таки распространено, ученикам было бы полезно его освоить, однако, если учитель находит это лишним, всегда можно обратиться к зачёркиваниям и подчёркиваниям. Например:
Как же показывает практика, к подобному так или иначе придётся прибегать, потому что “silent E” работает не во всех словах. Например:
Согласные Cc и Gg, смягчающиеся перед гласными Ee, Ii и Yy, могут подписываться согласными Ss и Jj соответственно. Например:
Не будет лишним также разобрать данное явление отдельно, поскольку нередко у учеников возникают сложности с определением того или иного звука. Теория же, которая подкрепляется на практике с помощью обозначений, научит детей осознавать причину возникновения того или иного звука, равно как и подготовит к исключениям.
Касательно же согласной Gg и подписываемой под нею буквы Jj, стоит отметить, что на письме может возникнуть нагромождение, в связи с чем, в качестве альтернативы, можно использовать подчёркивание, ведь в алфавите как Gg /dʒiː/, так и Cc /siː/ содержат в себе получаемые при смягчении звуки.
Сочетания двух гласных, а также гласных и согласных, производимые новый звук, могут браться в кружок или выделяться/писаться другим цветом. Например:
Не будет и лишним разобрать дополнительно слова, в которых встречаются аналогичные сочетания букв, для чего будет достаточно привести несколько примеров, пускай и из другой лексической темы. Например:
meat /iː/: beans, cream, leaf
burger /ɜː/: purple, turtle, church
salt /ɔː/: talk, walk, all
Так или иначе, сочетания букв будут повторяться, в связи с чем в работу по их повторению можно подключать уже и самих учеников, а именно просить их назвать знакомые им слова, в которых данные сочетания букв также встречаются.
Как показывает практика, освоенное произношение у новоприобретённых слов не требует повторного обращения к обозначениям при очередных столкновениях с ними же, что, учитывая высокую частоту появления одних и тех же сочетаний букв и в целом ограниченность английского фонетического алфавита, в перспективе может поспособствовать развитию читательской интуиции.
В заключении же хотелось бы отметить, что применение перечисленных выше обозначений пускай и позволяет ученикам не только правильно читать слова и слышать произносимые звуки, а также закреплять за тем или иным сочетанием букв нужное произношение, не исключает того факта, что так или иначе придётся прибегать к транскрипции при рассмотрении слов с «непредсказуемым» произношением, как, например, слова one /wʌn/ или choir /ˈkwaɪər/. Однако, часто ли случается правилам обходиться без исключений?