
Кашафеева Ильсия Рафаиловна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №414
комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.
Развивающие задачи: развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.
Воспитательные задачи: воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край, любовь к обычаям и традициям своего народа.
Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», фотографии и иллюстрации, куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка), изделия из бабушкиного сундука: калфак, чулпы, камзол, читек, каптырма, тюбетейка, вышитые полотенца.
Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи,
магнитофон, кассеты с записями,
Предварительная работа: рассматривание узоров татарского орнамента.
Чтение литературных произведений Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа», Ф. Валеева «Татарский народный орнамент».
Ход занятия
Заходит воспитатель в национальном костюме
– Здравствуйте ребята! Исәнмесез балалар!
-Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие – музей. Хотите?
Звучит волшебная музыка.
Мы сейчас скажем волшебные слова.
Закройте глаза, руки в стороны и потихоньку поворачивайтесь и повторяйте за мной.
«Покружились, покружились и в музее очутились…»
Убирается ширма. Звучит татарская музыка.
Открываем глаза.
Посмотрите сколько здесь всего необычного. А попали мы с вами в музей.
-Кто знает, что такое музей?
– Музей – это место, где собираются и хранятся разные необычные и редкие предметы. Люди приходят в музей, рассматривают эти предметы и узнают о них много интересного. Обычно музеи занимают большое здание, а здесь собран мини-музей, т. е. маленький.
Это мини- музей татарского творчества.
Посмотрите сколько здесь разных предметов. Рассмотрите их внимательно.
Посмотрите вот на этот предмет.
-Что это?
-Ичиги – это обувь.
-Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи. А, женская обувь была многоцветной и узорной.
-А это что?
-Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми нитками и бисером.
– А это калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.
Какие вещи яркие, красивые!
-Посмотрите все вещи украшены татарским орнаментом.
Мы сегодня с вами продолжим знакомиться с татарским народным орнаментом. Орнамент-это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа. (Показ иллюстрации и предметов: ювелирные изделия, головные уборы, кожаная обувь, различные бытовые изделия, вышитых платочек, полотенец). Показ праздничной одежды на куклах, на детях,
У татарского народа существует три вида орнамента:
• первый вид – «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейка, платки).
• второй вид орнамента – «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. (Показ детям иллюстраций линейных геометрических мотивов из книги Ф. Валеева «Татарский народный орнамент», а также показ фасадов деревенских домов).
• третий вид орнамента называется – «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях
-На что эти узоры похожи? (Показ иллюстраций, образцов орнамента)
-На цветы и листья растений.
-Скажите, какие цвета, используются в татарском орнаменте?
-В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).
-Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии? -Нет.
-А где можно встретить?
– Так одеваются на праздники Сабантуй, Навруз. В таких костюмах танцуют и поют.
Физминутка:
Раз подняться, подтянутся,
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши – три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на стульчик сесть опять.
-Сейчас ребята я предлагаю вам тоже стать мастерами и мастерицами.
-Ребята посмотрите, я принесла вам татарские сапожки –ичиги, тюбетейку, калфак, фартук. И предлагаю вам их украсить.
-Подумайте, что бы вы хотели украсить и каким видом орнамента. Самостоятельно подберете цвета и вырежете элементы узоров.
-Ответы детей: (Я буду украшать сапожки растительным орнаментом , который называется цветочно – растительный).
-Давайте пройдем в нашу мастерскую и украсим.
Во время работы детей включить фоном прослушивание кассеты с народными татарскими песнями.
Воспитатель: Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку «Татарский народный орнамент» в нашей группе.
Итог занятия:
Ну что, ребята, где мы сегодня побывали?
В мини – музее татарского творчества.
-Что мы с вами делали на занятии?
-Украшали татарским орнаментом сапожок, калфак. тюбетейку.
-Давайте, посмотрим, у всех ли получились работы? Какие красивые работы у вас получились. Рассматриваем работы.
Список использованных источников:
1. Ф. Валеев «Татарский народный орнамент».
2. Нурзия Сергеева «Әбиемнең сандыгы».
3. А. М. Амонов «Татарская и русская народная культура».
4. Д. Р. Шарафутдинов «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа».
