Принципы подбора репертуара в детском хоре
Репертуар является основой деятельности любого хорового коллектива и связывает различные формы работы хора: от репетиций до концертного исполнения. Именно репертуар даёт коллективу направление, формирует его стиль и вырабатывает различные вокально-хоровые навыки.
Особенное значение репертуар имеет в детском хоровом исполнительстве, так как именно на качественном хоровом репертуаре происходит нравственное воспитание подрастающего поколения. Разучивание музыкальных произведений влияет на психику детей, развивает их наблюдательность, способность к обобщению, память, внимание, накапливает слуховой опыт, обостряет музыкальный слух, чувство гармонии. На хоровом репертуаре воспитывается эстетический вкус ребёнка, формируются художественные взгляды и представления. Репертуар хора показывает его творческое, исполнительское «лицо».
Большое значение имеет фактор формирования и развития вокально-хоровых навыков на изучении музыкальных композиций, разнообразных по исполнительским задачам. Невозможно всему научить на одном произведении, в каждом из них ставятся определенные задачи по голосоведению, артикуляции, дикции, хоровому строю. Поэтому каждое следующее сочинение, появляющееся в репертуаре хора, должно ставить какие-то новые задачи, решая которые хор будет развиваться, идти вперёд.
Грамотный подход к выбору произведений для разучивания и исполнения в хоре создаёт условия для профессионального роста коллектива, так как учитывает исполнительские возможности хора на данном этапе его развития и целый ряд других проблем воспитания детского творческого коллектива.
Одним из главных принципов подбора репертуара в детском хоре является принцип художественной целесообразности, ценности. Содержание музыкального произведения должно способствовать личностному росту учащегося, влиять на развитие его интеллектуальных способностей, затрагивать тонкие струнки его души, заставлять радоваться и сопереживать.
Из каждого вокального номера маленький человек должен вынести для себя что-то важное, что останется в его памяти на долгие годы. Особенно ценны композиции, ставящие нравственные проблемы, обучающие доброте, душевной красоте, стремлению к нравственному совершенству. Такие произведения способны пробудить в человеке его лучшие качества, заставить душу трудиться.
Наиболее соответствуют критериям художественной ценности классические и народные песни. Хор, который исполняет только современные песни, находится ниже уровнем, чем хор, вырастающий на классике и народной музыке.
Немаловажным критерием отбора произведений для детей является принцип доступности: по уровню художественного восприятия, вокальных возможностей певцов.
Хоровая композиция должна быть понятна детям на данном этапе их развития, соответствовать их культурному уровню, музыкальному опыту, готовности к восприятию данной темы. Здесь большое значение имеет текст, который не должен исполняться равнодушно, а должен затрагивать детские души, волновать их. Техническую подготовку хора показывает уровень музыкальной грамотности учащихся и качество имеющихся у них знаний. Вокальные возможности соответствуют возрасту детей, владению вокально-хоровыми навыками. С вокальной точки зрения произведение должно быть удобно, иметь ясную фактуру, понятную для конкретного возраста детей ритмическую основу. Это требования к каждому номеру в репертуаре, а в совокупности – репертуар должен быть разнообразным, расширять знания и кругозор детей, развивать их вокальные навыки. Сложные сочинения могут включаться в списки для разучивания, но в небольшом количестве.
Подбор номеров для разучивания должен осуществляться по принципу контраста: простые – сложные, народные – авторские, классические – современные, полифонические – гомофонические, энергичные – протяжные, миниатюры – крупные, с сопровождением – а капелла и т.д., разные по стилю и времени создания.
Репертуарный фонд хора создается и пополняется с момента рождения коллектива. Здесь действует принцип накопления репертуара. Помимо количественного роста, идет и качественный рост повторяемых произведений. Постоянное повторение позволяет находить в исполнении новые краски, совершенствовать технику исполнения, работать углублённо над музыкальным образом.
При составлении концертных программ также необходимо учитывать несколько правил. В исполнительской хоровой практике встречаются два вида концертных программ: в сольном концерте хора и в сборном концерте.
На сольном концерте чаще всего композиции выстраиваются по тематическо-хронологическому признаку: сначала старинная музыка, ближе к концу – музыка современных авторов. Произведения a’cappella поются в начале программы. Рядом не ставятся духовная музыка и шуточные детские песенки. Вначале желательно не петь песни в быстрых темпах, начинать программу с более лиричных сочинений. В небольших концертных программах следует обратить внимание на согласованность номеров между собой.
Примерный список произведений для изучения
в хоровом классе ДМШ и ДШИ, хоровых студиях по годам обучения
1 год
Русские народные попевки
Русские народные песни «Как на тоненький ледок», «Вот уж зимушка проходит», « В сыром бору тропина», «Земелюшка-чернозём»
Чешские народные песни в обр. Шебастика «Печь упала», «Колючка»
Эстонская народная песня «Кукушка»
П.Чайковский «Весна», «Мой садик»
Ц. Кюи «Гордый котик», «Под липами», «Мыльные пузыри»
И. С. Бах «За рекою старый дом»
М. Ройтерштейн «В осеннем саду», «Зимний вечер»
Е. Адлер «Тишина», «В первый раз», «Полон музыки весь свет»
В. Кикта «Одолжи мне крылья», «Матрешки», «Синеглазка»
Г. Струве «С нами друг», «Весёлая песенка»
А. Соснин «Веселая поездка»
С. Долгушин «Что такое музыка»
В. Шаинский «Голубой вагон», «Улыбка»
A. Saluuver «Lahme lapsed»
И. Хрисаниди «Правдивая история»
2 год
Двухголосные попевки (10)
Русская народная песня «Я с комариком плясала», «Комарочек»
Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек»
Украинская народная песня «Шел козел»
Е. Лиманская. 6 песенок на русские народные стихи в обработке М.Булатова «Гуси, вы гуси», «Как у нас-то козел», «Баю-баюшки-баю», «Из-за лесу, из-за гор», «Свинка-Ненила», «Лиса по лесу ходила».
П. Чайковский «Неаполитанская песенка»
И. Брамс «Божья коровка»
В.А. Моцарт «Детские игры»
Р. Глиер «Травка зеленеет»
В. Калинников «Сосны»
Ц. Кюи «Майский день»
А. Аренский «Спи, дитя моё, усни»
Ж. Металлиди «Тихий час»
С. Смирнов «Судак-чудак»
М. Ройтерштейн «Про ежа»
Е. Зарицкая «Музыкант»
И.Хрисаниди «Улитка»
Л.Марченко «Менуэт»
Е Подгайц «Котёнок», «Колыбельные песни»
3-4 годы
Русская народная песня «На зеленом лугу», «Уж я золото хороню»
Р.Н.П. в обработке А. Думченко «Как у бабушки козел»
Ц. Кюи «Омывшись на заре», «Лунным блеском озаренная»
А. Гречанинов «Звоны», «Козел Васька», «Радуга»
И.С.Бах «Рождественская песня»
Л. Керубини «Терцет во славу мажорной гаммы»
Г.Гендель «Праздник хора»
Ф. Шопен «Желание»
В.Калинников «Журавель», «Десять песен для двухголосного хора»
М. Глинка «Жаворонок»
Р. Глиэр «Здравствуй, гостья зима», «Вечер»
А. Даргомыжский 3 хора из оперы «Русалка»
А. Алябьев «Зимняя дорога»
Из английской народной поэзии «Sleep, baby sleep»
R. Rodgers «Edelweiss»
Negrospirituaali «This Little Light of Mine»
B. Chilcott «Can you hear me»
С. Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой», «Ave Maria»
R. Rannap «Pisikepuu»
Е. Подгайц «Императорская считалка», «Звезда», цикл «Откуда»
Я.Дубравин «Про Емелю», «Гаммы», «В даль дорог»
Дж.Альтхаус «Топай и хлопай в такт»
5-8 годы
Русские народные песни:
«В сыром бору тропина», «Милый мой хоровод», «Веники»;
английская народная песня: «Early one morning»
рождественская колядка « Jingle Bells»
Дж. Перголези «Stabat Mater» № 1, 8, 11, 12
В.А. Моцарт «Dies Irae».
Б. Бриттен Месса in D.
Ф. Пуленк 5 хоров a’cappella
М. Глинка «Попутная песня», «Венецианская ночь»
С. Танеев «Горные вершины»
А. Рубинштейн «Горные вершины»
С. Рахманинов 6 хоров для женского хора
Н. Римский-Корсаков Хор птиц из оперы «Снегурочка»
М. Леонтович «Щедрик»
Я. Озолинь «Лес раскинулся дремучий»
Р. Бойко «Зимняя дорога»
В. Кикта «Хоровой диптих»
М. Парцхаладзе «Озеро», «Плачут свечи»
Я. Дубравин «Опять черемуха в цвету», «Луг – лужок», «Рояль»
О. Хромушин «Зачем остывать костру», «Серебряный дождь»
В. Серебренников «Давайте сохраним», «Осень»
Т. Мурина «Соединяет нас любовь»
Е. Сокольская «Времена года»
Е. Ботяров «Птица – музыка»
Ю. Толкач Хоровой цикл «Акварели»
С. Плешак «Улетели журавли»
С.Екимов «Стрекоза» «Танго мухи»
Ю.Чичков «Вот оно, глупое счастье», «Свирель да рожок»
Список использованной литературы
1. Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве. Дисс. … канд. пед. наук, М., 1996
2. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод, пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Киев, Музична Украiна, 1981
3. Осеннева М.С. Методика работы с детским хоровым коллективом. – М: Музыка, 1999.
4. Умеркаева С.Ш. Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков средствами хорового искусства в условиях дополнительного образования // Личностное развитие учащихся в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей. М.: Радость, 2011, с. 138-140.