Зенкова Наталья Евгеньевна
Алекбаева Альбина Фанитовна
учителя-логопеды
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74 «Айсылу», г. Набережные Челны
Цель: Закрепление ранее пройденного материала.
Задачи:
1. Коррекционные:
– закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков;
– формировать фонематическое восприятие.
2. Обучающие:
– формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
– закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные, звонкие, глухие;
– закреплять такие понятия, как: звук, слог, предложение;
– упражнять в умении составлять схемы;
– закреплять умение составлять предложения;
– тренироваться в чтении слов, состоящих из одного и двух слогов.
3. Развивающие:
– развивать слуховое внимание;
– развивать память, внимание, мышление;
– активизировать словарь.
4. Воспитательные:
– воспитывать желание активно работать на занятии;
– воспитывать доброе отношение друг к другу.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Словарная работа: звук, слог, слово, предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой).
Оборудование и материал: карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки для звукового анализа, фишки для слогового анализа, фишки для схемы предложения, магнитная доска.
Ход занятия
Организационный момент
Дети встают в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед: Ребята, вчера я получила письмо от дедушки Грамотея и посылку. Хочу зачитать вам это письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам дедушка Грамотей. Знаю, что вы много занимались и многому научились. Именно поэтому отправляю вам посылку с сюрпризом. Но открыть посылку вы можете лишь тогда, когда выполните все мои задания. Желаю вам успехов. Ваш дедушка Грамотей.»
Логопед: Ребята, вы готовы пройти испытания и показать свои знания? Думаю, у нас все получится.
Разминка:
1. Из чего состоит предложение? (из слов)
2. Из чего состоят слова? (из слогов и звуков)
3. Из чего состоят слоги? (из звуков)
4. Какие бываю звуки? (гласные и согласные)
5. Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
А теперь за стол сядет то, у кого в имени есть звук: ль, м, д, а.
Задание 1 «Дай характеристику звуку»
Логопед: Перед вами лежат жетоны красного, синего и зеленого цветов. Я буду называть звуки, а вы должны дать характеристику звуку при помощи разноцветных жетонов, поднимая их вверх. Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные, согласные твердые и согласные мягкие звуки?
Задание 2 «Цепочка слогов»
Логопед: Я произнесу цепочку слогов. Вы должны назвать тот звук, который повторяется в каждом слоге.
Кла-кму-кны (к) Придумайте слово с этим звуком.
Абл-обн-убн (б) Придумайте слово с этим звуком.
Афт-омт-унт (т) Придумайте слово с этим звуком.
Задание 3 «Загадки-схемы»
Логопед: Послушайте загадки.
- Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка) - Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой? (Кот) - Голодная – мычит,
Сытая – жуёт,
всем ребятам
Молоко даёт. (Корова)
Ребята, выложите слоговую схему слова корова, используя фишки желтого цвета.
- Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
“Прочь! Тебя я не боюсь!”
“Га-га-га!” – смеётся … (Гусь)
Ребята, выложите звуковую схему слова гусь.
Физминутка
Инструкция воспитателя |
Выполняемые движения |
Солнце скрылось за домами, |
«Солнышко» над головой |
Покидаем детский сад. |
Шаги на месте. |
Я рассказываю маме |
Показывают на себя, а потом на воображаемую маму |
Про себя и про ребят |
Показывают на себя, а потом на других ребят |
Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. (Г. Ладонщиков) |
Далее движения по тексту. |
Задание 4 «Составь предложение»
Логопед: Выберите любую из картинок-отгадок и составьте с этим словом предложение. Постройте схему предложения, используя фишки черного цвета.
Задание 5 «Собери пазл»
Дети, курочка снесла яички, да не простые и не золотые. Давайте посмотрим, что внутри? (Дети открывают киндер-сюрпризы и достают карточки со словами)
Вы должны прочитать слово на карточке и найти такую же картинку. Затем, из этих картинок мы соберем большой пазл. Если вы все правильно прочитаете слова, то у нас должна правильно сложится картинка пазла. (Дети выкладывают общую картинку. Получается образ книги. Дети догадываются, что лежит в посылке!)
Итог занятия
Логопед: Ребята, вы выполнили все задания дедушки Грамотея. Теперь мы можем открыть его посылку. (Дети открывают посылку и достают книгу В. Драгунского «Денискины рассказы»)
Дедушка Грамотей прислал нам отличный подарок. Мы с вами позже почитаем эти замечательные Денискины рассказы, а сейчас скажите, какие задания вам сегодня понравились? А какие задания были трудными для вас? Вы сегодня очень старались. Молодцы!