Малафеева Анна Александровна
советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ОВЗ»
г. Казань, Республика Татарстан
«Ребенок – активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство ответственности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить и одухотворить в каждом эту человеческую силу – способности, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. И если маленький комочек жизни, которого тысячелетия труда превратили в одаренного властелина мира и собственной судьбы, все же вырастет не человеком в полном смысле этого слова, то повинно в этом общество. Причем основная доля вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является профессией, специальностью, – на учителя», – писал В.А. Сухомлинский.
Воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания. Её цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему. Стоит упомянуть, что она отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении и создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями. Соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив.
В условиях школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя направления физического, нравственного, эстетического, гражданского и трудового воспитания. Как правило, в нашей школе приоритетом является такое направление воспитательной деятельности как «Социализация и адаптация».
Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на совершенствование формы и функций человеческого организма, формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств.
Занятия физической культурой способствует социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, т. к. движение осуществляет связь личности с окружающей средой, лежащей в основе психических процессов и организма индивида в целом.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Не стоит забывать о том, что личный поступок ребёнка в процессе воспитательной деятельности является и предметом воспитания, и, что особенно важно, предметом познания — важнейший источник для детей.
Эстетическое воспитание — это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Гражданское воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
Сложность процесса гражданского воспитания в нашей школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Уровень такого воспитания более элементарен, чем в массовой школе.
Трудовое воспитание ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять разные виды работ в условиях трудового коллектива. Трудовое воспитание содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков обучающихся. Поэтому основной задачей было для нашего коллектива выбрать правильное направление специализации.
Допрофессиональная трудовая подготовка в нашей школе осуществляется по нескольким направлениям:
Столярное дело – обучающиеся приобретают навыки работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками, могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками.
Штукатурно-малярное дело – обучающиеся учатся выполнять различные виды отделочных работ, знакомятся с современными отделочными материалами, приобретают навыки работы с ними.
Швейное дело – обучающиеся работают на швейных машинах с различными приспособлениями, учатся их обслуживать овладевают технологией изготовления различных швейных изделий, обучаются основам моделирования и пошива одежды.
Техника вышивки – обучающиеся овладевают техникой вышивки крестиком по образцу и по схеме на «вафельном» полотенце и на канве, усваивают основные технологические термины, знают названия цветов и стежков.
Социальная адаптация детей с умственной отсталостью заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, которая состоит из социальной, трудовой, физической и психологической готовности. Социализация — двусторонний процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны, процесс усвоения ребёнком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, т. е. воздействие среды на человека, с другой — воздействие человека на среду через его деятельность.
Воспитательная работа в учреждении направлена на социальную интеграцию обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена как совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, так и мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся в школе, таких как: общешкольные мероприятия, конкурсы, выставки, игры, экскурсии, соревнования, праздники, различные мастер-классы и другое.