Зайнуллина Лариса Павловна
воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №86 «Электроник», город Набережные Челны
«В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
(Д.Б.Эльконин)
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Они учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
Существует огромное разнообразие головоломок различного типа и уровня сложности. Все они имеют одно общее свойство: решить зашифрованную особым образом задачу. Для того, чтобы справиться с ее решением необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция.
Цель любой головоломки – разгадка, решение.
Приведем несколько видов головоломок.
1. Механические головоломки – предметы, специально изготовленные как головоломки.
К этой группе можно отнести все головоломки, в которых необходимо собирать, переставлять, перемешивать или разъединять детали. К ним относятся: кубик Рубика, змейка Рубика, Пятнашки, Танграм, складные картинки (пазлы).
2. Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть дано в устной форме. К ним относятся: загадки, шарады.
3. Головоломки с предметами – головоломки, в которых используются разные предметы: спички, стаканы, монеты, шарики и т.д.
4. Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные картинки, в которых надо нарисовать символы по определенным правилам. К ним относятся: кроссворд, сканворд, судоку, ребус, японский кроссворд и т.д.
5. Деревянные объемные головоломки.
Такие головоломки могут иметь форму сборного куба или шара с выступающими деталями. Многие из них являются не только развивающей игрушкой, но и оригинальным украшением интерьера. Уровень сложности деревянных головоломок может быть также различным — от новичка до эксперта.
6. 3D – пазлы – из мелких полупрозрачных деталей предлагается собрать объемную фигуру. Сложность сборки будет зависеть от количества и величины элементов. Процесс поиска алгоритма сборки невероятно захватывает и не отпускает до тех пор, пока последняя деталька не займет свое место в композиции.
7. Головоломки-лабиринты – нужно пройти по причудливым переплетениям дорожек, отыскав единственно возможный путь из пункта А в пункт Б.
Я хочу представить вам логическую головоломку Красноухового «Складушки».
Красноухов Владимир Иванович – изобретатель развивающих игр и механических головоломок. Автор более 100 головоломок и имеет более 40 патентов на изобретения. Головоломки Красноухова выпускают по его лицензиям в США, Японии, Испании, Нидерландах. Ведет рубрики в журналах «Левша», «Смекалка», печатается в журнале «Наука и жизнь».
И одна из этих головоломок – «Складушки». Это игра адресована воспитателям и детям дошкольного возраста.
Игровая задача: составлять конструкции, получая сочетания полукругов или целых кругов в соответствии с игровым заданием или собственным замыслом подбирая квадраты с учетом цветного соответствии сразу по двум углам.
Методика обучения игре
1этап
Выкладывание дорожек, собирая полукруги по цветам
2этап
Выкладывание двух разноцветных кругов из 6-ти квадратов.
Выкладывание двух одинаковых по цвету кругов из 6-ти квадратов.
3этап
Выкладывание трех разноцветных кругов из 8-ми квадратов.
Выкладывание трех кругов, чередующихся по цвету из 8-ми квадратов.
4этап
Выкладывание четырех кругов из 9-ти квадратов: 2-х зеленых кругов, красного и желтого.
5этап
Выкладывание двух, трех, четырех кругов с диагональной цветовой симметрией (круг складывается из двух круга одного цвета и из двух круга другого цвета) из разного количества квадратов.
Чтоб играть в эту игру – нужно распечатать листы с головоломкой на плотной бумагу, а один из них разрезать на отдельные квадраты по серым линиям, а другую для образца. Ребенку необходимо накладывать квадратики на игровое поле или собрать рядом на столе, поглядывая на образец.
В комплекте 5 вариантов головоломки (различные цвета) и один вариант для самостоятельного раскрашивания, чтоб вы могли сделать с ребенком свою собственную неповторимую головоломку. Каждый вариант представлен листом с игровым полем (образцом) и листом с квадратами для разрезания.
Вот сейчас я вам предлагаю тоже собрать эту головоломку.
Давайте мы с вами по фантазируем. У нас есть яблоки, яблоки могут быть зеленого, красного и желтого цвета. Вот все цвета, которые у вас на карточке, можете ли вы мне сложить целое яблочко любого цвета, которое вам нравиться. Яблочки сложились. А теперь попробуйте сложить использую все 9 карточки , чтоб яблочки были целыми по цвету, даже половинки по краю.
Занимательные задачи-головоломки – это надежное, проверенное временем средство, помогающее научиться, логически мыслить. Эти задачи развивают разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Эти задачи существовали и приносили пользу и радость людям во все века.