Багирова Эльвира Гарифулловна,
Колосова Светлана Андреевна,
Тюрина Татьяна Анатольевна,
Зайнеева Юлия Ринатовна
МАДОУ «Детский сад №376
комбинированного вида»
г. Казань, Республика Татарстан
Цели:
- закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.
- закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах.
- воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Предварительная работа:
разучить с детьми гимн России, хоровод «Во поле березка стояла», танец гармошкой, танец «Балалайка»,стихотворения: «Наша Родина» Н. Забила, «Береза» С. А. Васильева; Подготовить изобразительные материалы, силуэты матрешек для коллективной работы.
Оборудование:
флаг и герб России; иллюстрация дерева «берёза»; музыкальные инструменты (гармонь, балалайка), запись игры на гармони, матрёшка, куклы в народных костюмах, изделия из дерева, макеты старинного села; силуэты матрёшек, кисти, гуашь, салфетки, непроливайки; атрибуты для игры – 2 каната, наголовники волков 3 шт.
Ход занятия:
Ведущая: Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших её, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.
Слайд 3.
Ведущая: Как называется наша страна? (Россия).
Ведущая: А, мы, живущие в ней? (россияне).
Слайд 4.
Ведущая: Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы.
1.Ребёнок:
Стихотворение Н. Забила «Наша Родина»
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга».
Слайд 5.
Ведущая: 12 июня День России, праздник свободы, гражданского мира.
Ведущая: Россия – большая и красивая страна. У любой страны есть отличительные знаки – символы. Что это за символы? (Флаг, герб, гимн).
Слайд 6.
Ведущая: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Из белого, синего, красного).
Ведущая: Что означает каждый цвет?
БЕЛЫЙ– он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
СИНИЙ – это вера, верность, народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
КРАСНЫЙ -цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Слайд 7.
2 Ребёнок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Ведущая: Как вы думаете, что такое гимн? (Эта главная песня страны).
Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране.
Дети исполняют гимн России.
Слайд 7 – 14
Ведущая: Россия – страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов.
Слайд 15 – 16
Ведущая: Кто знает и назовёт дерево, которое у славян издревле считалось священным.(Береза).
3Ребёнок: Стихотворение «Береза» С. А, Васильевой
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
Ведущая: На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах.
Хоровод «Во поле береза стояла».
Слайд 17
Ведущая: Представьте, что мы с вами отправляемся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров.
Ведущая: Что будем покупать? Отгадайте загадку:
«В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Весёлая, трёхрядная.
Заиграет, только тронь
Наша русская». .. (гармонь).
Дети рассматривают гармонь. Прослушивание записи, как играет гармонь.
Слайд 18
Ведущая: Слушайте следующую загадку:
«Ой, звенит, она звенит,
Всех в округе веселит.
А всего-то три струны.
Ей, для музыки, нужны.
Кто, такая, отгадай-ка.
Это наша». .. (балалайка).
Дети рассматривают балалайку. Прослушивание записи, как играет балалайка.
Слайд 19 – 20
Ведущая: К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир. Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? Если дети затрудняются, загадывается загадка:
«В этой молодице прячутся девицы,
каждая сестрица –
для меньшей темница.
Красные щёчки, пёстрые платочки,
хлопают в ладоши весёлые (матрешки).
Ведущая: Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. А прообразом нашей матрёшки послужила фигурка добродушного старичка мудреца Фукуруму, из Японии.
Ведущая: Как выглядела первая русская матрёшка? Самая большая – первая – изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая – была младенцем, завернутым в пеленку.
Ведущая: Почему игрушку назвали матрёшка? В доме у художника работала Матрёна добрая и красивая девушка в честь ее и назвали игрушку.
Ведущая: Россия еще славилась и народными умельцами:
«Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда.
Как у нас ли, тары – бары,
Всяки разные товары…
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите…
Слайд 21 – 27
Дети подходят к столу и рассматривают другие поделки мастеров: куклы в народных костюмах, изделия из дерева, макеты старинного села.
Ведущая: В старину не было телевизоров, компьютеров и чтобы не скучать люди играли в народные игры. Я предлагаю поиграть в одну из таких игр.
Русская народная игра «Волки во рву »
Для этой игры потребуются “волки”, не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются “зайцами”.С помощью канатов делается коридор шириной около 1м. (ров).
“Волки” занимают пространство внутри коридора (рва). Задача “зайцев” – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из “волков”. Если “зайчика” осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка “заяц” ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
Ведущая: Вот мы с вами и побывали на ярмарке. Пели, да танцевали, себя показали. А теперь я приглашаю вас в мастерскую – рисовать будем, да матрешки расписывать. Проходите, выбирайте каждый себе место.
Ведущая: У меня есть вот такие чудесные матрешки. Их надо расписать, чтобы они стали яркими и нарядными. А потом вы можете подарить нашим гостям матрешек на память.
Ведущая: Справитесь с заданием? Тогда приступаем к работе.
Дети распределяются за столами. Вспоминают элементы и технику росписи матрешек, начинают их расписывать.
Слайд 28
Ведущая: В заключении хотелось бы прочитать следующие строки:
«Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ».
Приложение