Зайдуллина Эльвира Раисовна
учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад «Лейсан» Аксубаевского муниципального района
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Аннотация: В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в дошкольном логопункте. Статья рассчитана на руководителей, учителей – логопедов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и учреждений.
Ключевые слова: интерактивные технологии, учитель – логопед, интерактивные игры «Мерсибо».
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Внедрение интерактивных технологий сегодня – это требования законодательной базы в сфере образования: федерального закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, новых Санитарных правил 2020 года, где говорится о том, что именно в дошкольный период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.
Исходя из этого я выбрала темой своей работы «Использование интерактивных технологий учителем – логопедом в условиях дошкольного логопункта».
Кто же такой учитель – логопед? Учитель логопед это:
- это специалист по исправлению нарушений и дефектов речи у детей и взрослых;
- по сути – репетитор по правильной речи.
- учитель – логопед открывает для ребенка неограниченные возможности общения;
- эта профессия относительно новая, так как в прошлом дефекты речи не воспринимались как сильное отклонение от нормы.
Целью моей работы является повышение качества логопедических занятий через активное внедрение в коррекционно – развивающий процесс интерактивных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Овладеть современными интерактивными технологиями как инструментом профессиональной деятельности;
- Внедрить интерактивные технлогии в коррекционно – развивающий процесс;
- Познакомится с различными интерактивными технологиями.
Практическая значимость – внедрение интерактивных технологий позволит познакомить детей с интерактивным оборудованием и правилами поведения при работе с ними, преодолеть психологический барьер между ребёнком и оборудованием с помощью создания ситуации успеха, формировать у детей навык работы с играми.
Предполагаемый результат – повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Наш детский сад посещают 77 детей, из них 34 ребенка это дети старшего возраста. На момент речевого обследования в начале сентября было выявлено 22 (65%) ребенка с различными речевыми нарушениями. Из них 14 детей подготовительной группы были зачислены в логопукт.
В логопункте дошкольного образовательного учреждения большинство занятий проходят в индивидуальной и подгрупповой форме. В своей работе я не первый год использую современные интерактивные технологии, игры и упражнения портала «Мерсибо», сайтов «Играемся» и «learningapps.org».
Интерактивные игры «Мерсибо» имеют много преимуществ. Они – многофункциональны, занимательны, современны; разработаны с учетом требований ФГОС ДО. Подходят для индивидуальных и групповых занятий с детьми с различными речевыми нарушениями. В процессе занятия игры могут быть использованы как: в начале – для включения ребенка в работу, в середине – для подачи основного материала, или в конце – для закрепления полученных знаний, как поощрительный момент для создания ситуации успеха ребенка.
На сегодняшний день в моей копилке уже имеется 6 флешек с играми, это:
1. ЛогоБлиц — это программа для проведения речевой диагностики детей от 4 до 7 лет и фиксации результатов в электронном виде.
2. КИМП – конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ОВЗ.
3. Набор игр для работы над звукопроизношением у детей — «Звукареку».
4. Универсальный набор игр на флешке для логопедов «Лого Ассорти». В нем 30 игр по основным логопедическим направлениям.
5. «Лексические запасы» — набор из 24 игр по лексическим темам. Темы игр подобраны в соответствии с календарным планом на учебный год.
6. «ЛогоАльбом» — флешка, с дидактическим материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Интерактивные игры портала Мерсибо позволяют мне вести логопедическую работу с детьми с по следующим основным направлениям:
1. Речевое дыхание и слух – флешки включают различные игры на развитие длительной воздушной струи, воздушная струя может быть длительной или короткой в зависимости от задачи, которую ставит специалист. Дуть нужно в микрофон после инструкции логопеда. Игры так же позволяют соблюдать ритм, повторять звуки звуковые комплексы за героями, настраивать игры, тем самым усложняя их.
2. Моторика (артикуляционная и мимическая моторика, мелкая и общая моторика).
Артикуляционная гимнастика позволяет более эффективно и за короткий срок провести подготовительный этап постановки звуков, что дает общую положительную динамику. В начале учебного года дети в логопункте проходят основное знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики, использование компьютера помогает разнообразит монотонные, однообразные повторы, необходимые для разработки органов артикуляции.
При работе над мелкой и общей моторикой я использую такие игры как: «Омар в иллюминаторе», «Настольные пальчики», «А ты так можешь?» – играя в эти игры дети повторяют движения за персонажами, при этом заучивают ритмичные стихотворения.
3. Звукопроизношение. При постановке и автоматизации трудных звуков в слогах, словах и во фразе использование игр позволяет везти более углубленную работу. Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: педагог производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его мнению, может быть эффективной применительно к данному ребенку или подгруппе детей. Повторяя слоги с «трудными» звуками, дети автоматизируют навык чтения слогов, а также вводят в активную речь поставленный звук, игры позволяют автоматизировать некоторые звуки в начале, в середине и в конце слова, во фразе, развивать фонематический слух, а так же проходить вместе с героями испытания, при этом повторять слоги и выполнять задания.
4. Лексика и грамматика. Лексико – грамматические средства языка отрабатываются, активно играя более 30 игр по лексическим темам, при этом можно уточнять, расширять и закреплять словарный запас, выбирать правильные предлоги, пополнять глагольный словарь, подбирать местоимения в зависимости от рода слов, работать с творительным падежом, искать антонимы к словам, составлять рифмы и истории по сюжетным картинкам.
5. Связная речь. Для развития связной речи использую игру по составлению рассказов по серии картинок «Что сначала – что потом». Ребенок сначала должен разложить картинки в правильной последовательности, а затем составить рассказ из 3-5 предложений. Иногда мы придумываем название и продолжение рассказа.
За период работы с 2019 по 2022 годы в логопункт было зачислено 49 детей с различными нарушениями речи. В результате коррекционной работы было выпушено: 9 детей (18%) с чистой речью, 37 детей (76%) со значительными улучшениями и 3 ребенка (6 %) без улучшений. Всего с 2019 года было поставлено и автоматизировано 147 звуков.
Таким образом, я хочу сказать, что использование интерактивных игр несут образный вид информации, более близкий и ясный дошкольникам с речевыми нарушениями. Перемещение, звук, мультипликация надолго обращают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них стремление разглядеть, действовать, играть, возвратиться к данному занятию опять.