Кириллова Ирина Владимировна,
Файрушина Розалия Ринатовна
воспитатели
МБДОУ Детский сад №1 «Ласточка» Бугульминского муниципального района
Республика Татарстан, г. Бугульма
Цель: формирование нравственно- патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с историей и традициями родного города
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: расширять и уточнять знания детей о родном городе; узнавать знакомые места в городе по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях родного города;
• активизировать и обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, навыки построения самостоятельных развёрнутых высказываний
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать кругозор детей, любознательность, мышление, память, наблюдательность. Развивать психические процессы, познавательную активность, просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь и уважение к родному городу, республике Татарстан и России, вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, желание узнавать о нём как можно больше нового и сделать его красивее и интереснее.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
• Беседы о родном городе, разучивание стихов;
• Рассматривание фотографий и картинок с изображением основных достопримечательностей города Бугульма;
•Экскурсии по улицам и достопримечательностям города;
•Экскурсии в Краеведческий музей, Драматический театр, на центральную площадь города;
– Просмотр мультипликационного сериала «Стрела наследия» «Татармультфильм» и чтение художественного произведения «Стрела наследия».
Методические приёмы: мотивация, игровое упражнение «Люблю по городу шагать», словарная работа (закрепление слов: экскурсия, экскурсовод, экспонаты, гримерная, фойе, зрительный зал), создание проблемной ситуации, музыкальное и видео сопровождение, сюрпризные моменты, дидактическая игра «Подбери головной убор», самомассаж «Лепим мы снеговика».
Оборудование:
• фото и видео с изображением города Бугульма;
• Яндекс карта Бугульмы
• мультимедийный проектор, презентация
Дети одеты в национальные костюмы народов Поволжья (мордовский, чувашский, татарский, русский, башкирский)
Ход
Мотивация
Дети входят в группу и встают полукругом, лицом к гостям.
Приветствие гостей
Воспитатели читают стихотворение о Бугульме:
Ты нравишься мне, Бугульма!
Люблю твои звонкие зори!
На этих суровых холмах
Познала ты счастье и горе.
На тат.яз.
Яратам мин сине Бегелмэ!
Яратам еллгаларынны, кырларынны
Яшеллекэ уралган урманнарынны
Омет белэн караган йозлэренне
-Звук тиканья часов
Воспитатель: Ребята, слышите, что это за звук?
Часы: В одной семье был секрет, да еще какой! У их были волшебные часы, только тссс, об этом никто не должен был знать, никто. Мы достались по наследству дедушкиному деду от его прапрадеда.
Воспитатель: Ребята, эти часы волшебные, а здесь какая-то дверца, давайте откроем эти часы! (Волшебная музыка)
– Дети достают «Стрелу наследия»
Давайте, как в сказке запустим эту стрелу, и посмотрим, что произойдёт!
Видео- презентация «Стрела наследия» (сюрпризный момент)
Появляется Домовёнок из мультфильма (Анимация):
-Куда это я попал, где оказался, кто вы такие, совсем я запутался во времени, странах, республиках и городах.
Воспитатель: -ребята, мы сможем ему помочь? (Да!)
Домовенок:
– Ребята, как называется большая страна, в которой вы живете? (Россия)
– Как называется ваша родная республика (Наш Татарстан)
– В каком городе вы живете? (Мы живём в Бугульме)
– Как называются жители Бугульмы? (бугульминцы)
Воспитатель: В Бугульме много достопримечательностей: театр, музеи, памятники и парки
– Сегодня, я предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему городу и рассказать о нём Домовёнку и нашим гостям
–Вы согласны?- (да)
Основная часть
Воспитатель:
– Как вы думаете, что такое экскурсия? (Это путешествие или прогулка по интересным местам)
– А кто проводит экскурсии? (экскурсовод) Сегодня экскурсоводами будем мы с вами ребята. Вы согласны?
– Как мы можем путешествовать? (на машине или пешком, на самолете, на поезде, на воздушном шаре, на корабле)
Домовёнок:
-Решено, мы отправляемся на пешеходную экскурсию, но не обычную, а виртуальную, не выходя за пределы этой комнаты, я ведь не обычный.
– Дети, кто знает, что нужно любому путешественнику, чтобы не заблудится в пути? (карта)
– Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту Бугульмы. На ней цифрами и стрелками обозначен маршрут нашей экскурсии. Мы с вами посетим наиболее известные места в нашем городе, которые располагаются рядом с нами.
(Видео с улицами родного города)
Ребёнок: Бугульма – один из старейших городов Республики Татарстан. Звание города Бугульма получила в 1781 году от имени речки Бугульминки, что в переводе с татарского означает «извилистая». Нашему городу 25 декабря исполнился 241 год.
Воспитатель: В нашем городе много улиц больших и маленьких. Маленькие улицы называют переулками, их в нашем городе много. Каждая улица имеет своё название. Я думаю, что вы все знаете название улицы, на которой живёт. Знаете? (Да).Тогда, в добрый путь! (Слайды с изображением мест города)
Физминутка
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – бер, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
Татарский центр — ике,
Оч – фонтан-красавец,
Дурт – Ледовый наш дворец.
Биш – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Алты – в спорткомплекс я хожу,
Там со спортом я дружу.
Жиде – конечно, наш детсад,
Каждый побывать в нём рад.
Сигез – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Тугыз – «Пятёрочка» магазин,
Много ярких там витрин.
Ун – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, и вечно молод! (хлопки)
(На слайде изображение детского сада)
Домовёнок:
Дети, скажите, на какой улице находится ваш детский сад? (Улица Ленина).
Воспитатель: Детский сад – это большая, дружная семья – которую вы тоже должны любить именно с него мы и начнем нашу экскурсию.
Ребёнок: Перед вами здание нашего любимого детского сада, который принимает и воспитывает детишек с 1938 года, называется он «Ласточка» и ему исполнилось уже 84 года. В детском саду работают 23 сотрудника, среди которых 11 педагогов. Руководит детским садом Ахметова Гульназ Тагировна. В четырёх дошкольных группах воспитываются 85 детей. В Бугульминском районе насчитывается всего 46 детских садов и 39 школ.
-На экскурсию спешим, город свой узнать хотим!
(На экране яндекс-карта Бугульмы)
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, мы движемся по центральной улице нашего города -улице Ленина, и с правой стороны располагается одно из самых достопримечательных мест- наш Русский Драматический театр имени Алексея Баталова (Изображение театра)
Ребёнок: В 1897 был построен Народный дом с театральным залом на 350 мест. В 1936 был создан профессиональный государственный театр. В годы Великой Отечественной войны театром руководила известная актриса Нина Ольшевская. В Бугульму она приехала вместе с сыном Алексеем Баталовым, а в 2008 театру было присвоено его имя.
– Давайте заглянем в наш замечательный театр.
(Слайды помещений театра)
Домовёнок: ребята, скажите, как называется это место (Фойе театра), как называется место, где раздеваются люди(гардероб), а как называется помещение, где находятся зрители (зрительный зал), где происходит действие спектакля (на сцене), где актеры готовятся к спектаклю? (гримерная). Как интересно! Я бы тоже хотел побывать на спектакле в этом театре.
Воспитатель: ну, что ж Домовёнок, мы тебе предоставим такую возможность. Ребята, хотите побывать в роли актеров театра? Тогда одевайте костюмы и приготовьте декорации.
Театрализация произведения Г. Тукая «Ребёнок и бабочка».
Молодцы, вы настоящие актёры!
– На экскурсию спешим, город свой узнать хотим!
Воспитатель: Наша виртуальная экскурсия продолжается, посмотрите, пожалуйста на лево. Вы видите перед собой самое памятное место наших горожан.
(Изображение Мемориала Вечной славы)
Ребёнок: В 60-х годах 20 века был построен мемориал “Вечной славы” с Вечным огнем у подножия. Этот монумент представляет собой стелу и развернутый красный флаг. Правая часть этого флага – черная траурная лента, а cлева, изображены лица- матроса, солдата и женщины. На мраморных плитах нанесены фамилии пяти тысяч человек, погибших на полях сражений. Из 15 тысяч солдат, ушедших на фронт в годы войны из Бугульмы и района, вернулись только 10 тысяч.К 55-летию Дня Победы, в 2000 году, здесь были установлены танк Т-54, бронетранспортёр и пикирующий бомбардировщик Пе-2.
На экскурсию спешим, город свой узнать хотим!
Воспитатель: Мы движемся дальше к месту, которое в нашем городе сейчас носит название центральная площадь, а раньше, в прошлом веке, она называлась Базарная площадь, так как на ней проходили ярмарки и базары, город очень славился своей торговлей. В городе было очень много богатых купцов. Обратите внимание на это красивейшее здание с зелёным куполом и шпилем на крыше.
(Изображение Татарского национального культурного центра)
Ребенок: Дом известного купца Хакимова был построен в ХIХ веке. Он был создан в своеобразном стиле, и поэтому стал одной из визитных карточек Бугульмы, это здание знаменито еще и тем, что именно в 1912 году там впервые был открыт синематограф и долгое время в здании располагался кинотеатр “Заря”, сейчас здесь “Центр татарской культуры”.
– На экскурсию спешим, город свой узнать хотим!
(Изображение зимнего сказочного городка)
Воспитатель: Наша виртуальная экскурсия продолжается, и, перед нами одно из любимейших мест нашей детворы –Зимний сказочный городок, что же мы в нем видим (Горки, карусель, ледяная крепость, фигуры из снега). Да, сколько здесь интересных снежных построек! Давайте и мы с вами слепим снеговика.
Самомассаж «Снеговик»
Раз и два, раз и два, лепим мы снеговика.
Мы скатали снежный ком – кувырком, кувырком.
Мы его слепили ловко – вместо носа есть морковка.
Вместо глазок – угольки, ручки – веточки нашли.
А на голове ведро – посмотрите, вот оно!
Молодцы! Замечательные снеговики у нас получились!
Прогулявшись по сказочному городку, и, повернув направо, мы с вами попадаем на улицу Герцена. Что же интересного мы увидим на этой старинной улице?
(Изображение Краеведческого музея и его залов с экспозициями)
Ребёнок: Перед вами старинное здание нашего города – Бугульминский краеведческий музей, один из старейших в республике, который был открыт 1 октября 1929 года. Давайте заглянем.Сегодня в музее 7 залов, которые рассказывают об истории возникновения города до наших дней. В музее собраны коллекции предметов быта, одежды, оружия XVI—XX веков, произведений искусства, фотографий и документов по истории города.
Воспитатель: В нашей группе мы вместе с вашими родителями создали свой мини-музей. Ребята, как называется наш музей? («Чудо-горенка»). Что же мы в нём собрали? (Старинные вещи). Правильно, скажите, как называются старинные вещи в музее? (Экспонаты). Совершенно верно и каждый из экспонатов хранит в себе очень интересную историю.
Домовёнок: Как же интересно в вашем городе! Ребята, скажите, почему вы так необычно одеты сегодня?
Ребёнок: Мы одеты в национальные костюмы народов, которые очень дружно живут в нашем городе со дня его основания. Но у нас нет головных уборов.
Дидактическая Игра «Подбери головной убор» (необходимо подобрать правильный головной убор и назвать его).
Домовёнок: Очень увлекательная экскурсия у нас получилась, много интересных мест мы посетили. Вам понравилось быть экскурсоводами (да!). Прежде, чем мы вернемся в детский сад, дорогие ребята, скажите, какие еще места в вашем городе вы хотели бы посетить? (Ледовый дворец, музей Я.Гашека, Бугульминский водоём, железнодорожный вокзал, Памятник паровозу, Почта, Спортивный комплекс Юность, Дом техники)
– Здорово! А ведь я волшебный, сказочный герой и поэтому хочу вам предложить посмотреть на Бугульму с высоты птичьего полета и облететь все эти места, ну потом мы конечно же возвратимся в любимый детский сад (видео, записанное с квадрокоптера).
Стихотворение на татарском языке о родном городе в исполнении ребёнка.