
Синелобова Виктория Геннадьевна
Федорина Лилия Талгатовна
воспитатели
МБДОУ Детский сад «Сказка»
д.Куюки, Республика Татарстан

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это золотой ключик к воспитанию ребёнка .Драгоценный камень в сокровищнице народного творчества»
В. А. Сухомлинский
Прекрасный возраст – детство. В детском возрасте мы открываем для детей –волшебный и не забываемый мир сказок , с помощью которой можно встретиться с интересными персонажами ,успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным героям. Ещё наши предки начали сочинять первые сказки ,которые учат нас отличать добро от зла радость от печали ,правду от неправды ,трудолюбие от лени, честность от обмана.
Задумывались ли вы ,зачем нужно читать детям сказки и какую роль они играют в воспитании детей? Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего детства и остаются с ними на всю жизнь. Ребёнок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев , испытывает первые чувства сопереживания ,радости ,пытается понять поведение героев ,додумывает интересный конец, тем самым развивает фантазию ,воображение. Сказки веками накапливают в себе мудрость поколений, учат нас не обижать слабых ,не обманывать ,быть добрым и отзывчивым к горестям других . Сказки вызывают интерес и к путешествиям ,ведь в них можно узнать об особенности каждой нации ,познакомиться с обычаями и традициями любого народа ,тем самым мы формируем доброжелательность к многонациональному народу России. . Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду. Если в семье есть такая традиция, как семейное чтение ,то в процессе общения с ребёнком сразу слышно на сколько его речь богата и развита .Так же эмоциональное восприятие на высоком уровне ,ребёнок знаком с эмоциями ,знает как их реализовать и в какой ситуации они уместны.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Всё многообразие мира дети воспринимают не так как взрослые, они мыслят вещами, предметами внешнего мира. Их мысли связаны только с конкретными образами. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
А знаете ли вы что такое семейное чтение – это семейная традиция , неотъемлемая часть процесса воспитания детей. Она развивает чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывает, насколько сильны семейные узы. Дети которым читают с детства имеют более положительное эмоциональное состояние и низкий уровень тревожности. Это связано с тем ,что общение взрослого и ребёнка в процессе чтения помогает взаимопониманию и самопознанию. Семейное чтение – один из самых приятных ритуалов, который ассоциируется у человека с детскими годами. Эта традиция не просто так дорога и любима многими поколениями. Минуты перед сном – это время душевной близости, тактильного контакта с мамой и папой, время, когда вы сидите рядом и никуда не торопитесь. Нежный , дорогой вам голос читает сказку ,а спустя годы ваш малыш подрастёт , но будет помнить минуты семейного чтения ,как самый счастливый момент в детстве. И обязательно став родителем , ваш ребёнок будем читать своим детям ,потому что ему читали в детстве. И это те моменты , которые мы не забудем !!!
В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними. Если в вашей семье нет такой традиции ,как семейное чтение – это никогда не поздно исправить.
Предлагаем вашему вниманию 5 причин читать детям сказки на ночь:
1 .Уроки жизни. Александр Афанасьев написал «Царевну-Лягушку» не для того, чтобы девочки искали себе принцев, а чтобы уже с раннего детства знали, что внешность в человеке не главное. Она часто обманчива и то что внутри намного важнее красивой или уродливой оболочки.
2. Надежда. Сказки учат всегда надеяться на лучшее, что добро победит зло, а враги получат по заслугам.
3.Возможно все. Сказки расширяют наше представление о том, что возможно в этом мире. Они добавляют в нашу обыденную жизнь волшебников, фей и троллей, заставляя рисовать в детском воображении ответы на вопросы.
4.Знакомство с разными культурами
Помимо русской классики вы можете читать детям греческие мифы, арабские и африканские сказки чтобы познакомить их с разными культурами. Особенно с историями, которые похожи друг на друга, такими как «Лон По По» и «Красная шапочка», каждая из которых несет в себе уникальность своей культуры и стиль повествования автора.
5.Горькая правда. Как и в жизни, у многих сказок нет счастливого конца. Плохие вещи случаются и это нужно знать. Но если вы не готовы открыть детям горькую правду жизни, выбирайте рассказы где плохое случается только с плохими персонажами. Со временем вы сможете выбирать поучительные истории о «Русалочке» и «Золотой рыбке», где принятые решения или личные качества человека приводят к печальному концу
«Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок».
Альберт Эйнштейн
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. //Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – С.79-84.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании дошкольника. – М.: Педагогика, 1972. – 150с.
- Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – С.34-41.
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр “Академия”, 1999. – С. 358 – 369.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с.