
Васильева Марина Федоровна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №3»
г.Нурлат
Цели урока:
Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:
♦ личностных УУД:
- Формирование навыков организации и своей деятельности в составе группы на основе знания этических норм
♦ коммуникативных УУД:
- умение произвольно и выразительно строить свою контекстную речь с учетом цели коммуникации;
- аргументировать свою позицию в сотрудничестве с партнерами при выработке общего решения в совместной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.
♦ регулятивных УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
- адекватно оценивать результаты своей работы
- способность к волевому усилию при решении учебной задачи.
♦ познавательных УУД:
- решение учебных задач с использованием инструментов ИКТ и источников информации;
- извлечение необходимой информации из разных источников;
- свободное восприятие и понимание текста (определение темы, основной мысли, средств выразительности).
Используемые технологии: игровые педагогические технологии с применением сингапурских структур
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование: карточки с заданиями для индивидуального выполнения; компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Мы, как всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту ваших рук, доброту ваших сердец. Улыбнитесь друг другу. А теперь приступим к работе».
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. (4-5 мин.)
Цель: повторение изученного материла, необходимого для открытия нового знания.
1) Взаимопроверка домашнего задания.
2) Повторение темы «Прямая речь»
Учитель: « Ребята! Сначала мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал. Для этого используем структуру МИКС-ПЭА-ШЭА. Ребята, встаньте, пожалуйста., тихо задвиньте стульчики. Под музыку мы двигаемся по классу, находим себе пару, не забываем поприветствовать друга. Я задам вам вопрос и дам 5 секунд на размышление».
Учитель: «Итак, что такое прямая речь? Обсудите её, используя РЕЛЛИ РОБИН». (Начинает тот, кто выше ростом.)
Учитель: «Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?» (Начинает тот, кто старше.)
2) Фронтальная работа по теме «Знаки препинания при обращении» (на экране) ЦОР.
Учитель: «Ребята, давайте повторим, что такое обращение и какие знаки препинания ставятся при обращении».
Учитель: «Молодцы! Выполняем задание на экране».
3) Индивидуальная работа по карточкам. Тема «Знаки препинания при прямой речи»
Составление схем.
- Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П! »
- «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит», – подумал я. «П»,-а.
- Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!»
- «Почему вы выбрали это место?» – поинтересовался Иван. «П?» – а.
- Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П».
- «Среди вас не должно быть белоручек», – сказал Витин дедушка. «П», – а.
III. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.(7-8 мин).
Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение. Подготовка мышления и организация потребности к дальнейшей деятельности. Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
Учитель: «Ребята, послушайте стихотворение Эдуарда Успенского «Всё в порядке».
1) Инсценировка стихотворения Эдуарда Успенского “Все в порядке”.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты.
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.
– Был на квартиру налет?
– Нет.
– К нам заходил бегемот?
– Нет.
– Может быть, дом не наш?
– Наш.
– Может, не наш этаж?
– Наш. Просто приходил Сережка. Поиграли мы немножко.
– Значит, это не обвал?
– Нет.
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада.
– Оказалось, я напрасно волновалась.
2) Вопросы к учащимся:
– Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
– Ребята, как вы думаете, для чего нужно общение?
– Только ли словами мы обмениваемся во время разговора?
– Ребята, а теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
– Что мы будем сегодня изучать?
– Какую вы поставите перед собой цель?
3) Словарно-орфографическая работа. Запись в словарики.
Диалог Диа -, два ‘
Диалогический Логос – , слово ‘ (греч)
4) Работа с текстом. Читают два ученика.
В лагере.
– Ребята! Что тут происходит?
– У нас сегодня соревнование за чистоту в спальне!
– Почему же вы так кричите?
– По тишине мы вчера соревновались!
5) Вопросы к учащимся.
Учитель: «Что же необычного вы заметили в записи этого текста?»
Ученик: «В начале каждой строки стоит тире».
Учитель: «А как вы думаете, почему этот текст записан в такой форме?»
Ученик: «Потому что этот текст – диалог».
Учитель: «Ребята, чего же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?»
Ученик: «Мы не знаем, как ставить тире при диалоге».
IV. Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, можем
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
V. Первичное закрепление. (4-5 мин)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
1) Работа по учебнику. Упр. 24
Учитель: «Прочитайте, пожалуйста, задание и само содержание упражнения. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога».
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (10 мин)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.
а) Упр.248 (составление диалога по картине)
Учитель: « Ребята, найдите в учебнике на странице 105 рисунок. Составьте диалог о том, как вы решили навестить больную одноклассницу. Когда вы вошли в её комнату, то увидели…»
б) Работа в парах
Учитель: « Составьте и запишите телефонный разговор -диалог с партнёром по плечу , употребляя вежливую форму обращения».
VII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3мин)
Цель: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: «Оцените свою работу по данному началу. Выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их» (на экране)
– Сегодня я узнал…
– Я выполнял задания и запомнил…
– Я научился…
– У меня получилось…
– Теперь я могу…
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель: «Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
Что вы запомнили сегодня на уроке?»
IX .Домашнее задание:
- Творческое задание: составить диалог из 6-8 реплик на тему школьной жизни.
- Упр.246
- Упр.245