

Хайретдинова Юлия Мирсаифовна
Свежинкина Ирина Александровна
воспитатели
МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида №15 «Светлячок» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, Г. Бугульма
Аннотация: Для ребёнка-дошкольника дорога представляет наибольшую опасность. Только знакомясь с окружающим миром, малышам неведомо, насколько может быть опасен автомобиль, едущий даже с небольшой скоростью. В настоящей статье автором приводятся аргументы в пользу систематической работы по изучению правил дорожного движения в ДОО посредством применения метода проектов для предупреждение детского травматизма.
Ключевые слова: ПДД, метод проектов, безопасность, сотрудничество с родителями, интеграция.
Детский травматизм — проблема, которая всегда будет актуальной. И именно на нас, взрослых, родителях и педагогах, лежит ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
Современный мир диктует свои правила, и часто родители настолько заняты работой, что не могут полноценно уделять внимание воспитанию своих детей. В результате дети не получают достаточно информации об опасностях, с которыми они могут столкнуться, включая дорогу и улицу. Это является причиной того, что дети оказываются неподготовленными к самостоятельному передвижению по улице и дорогам, что может привести к трагическим последствиям. В этой ситуации большую роль играют педагоги ДОО, которые берут на себя ответственность за формирование у детей основных знаний по безопасному поведению на дорогах. Вопрос, который волнует воспитателей, заключается в формировании у детей представлений о ценности человеческой жизни.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста доказывает, что использование проектной технологии дает отличные результаты. Эта технология обладает огромным потенциалом, особенно в своей гуманистической ориентации. Ее правильное применение способствует развитию детской самостоятельности, активности и любознательности, а также, что отвечает требованиям ФОП ДО, вовлечению родителей в образовательный процесс и созданию предметно-пространственной среды, соответствующей изучаемому направлению.
Например, в текущем учебном году нами реализуется долгосрочный проект под названием «Умный переход». Главная цель нашей работы в направлении изучения ПДД – провести профилактические мероприятия, предупреждающие детский дорожный травматизм.
Реализуемый проект включает в себя различные виды активности воспитанников, помогая усвоить полученные знания. При составлении плана мы детально продумывали предметно-пространственную среду: создавали условия по развитию сюжетно-ролевых игр, занимались подбором подходящих иллюстраций, картинок с типичными дорожными ситуациями, расширяли коллекцию тематических игрушек (машинки и дорожные знаки), занимались созданием макета дороги. Для самостоятельной работы воспитанников центр творчества мы снабдили раскрасками на тему «дороги», техническими картами для создания поделок на тему транспорта и дорожных знаков. Библиотека богата книгами и рассказами, которые мягко знакомят воспитанников с ПДД. Периодически проводились кинопоказы, где дети с радостью изучают дорожную азбуку вместе с любимыми персонажами мультфильмов («Смешарики», «Тётушка Сова»). Во время прогулок дети активно заняты подвижными играми, связанными с дорогой («Светофор», «Разметка», «Переход» и пр.). Для достижения наилучших результатов от проектной деятельности запланированы встречи с инспекторами ДПС.
Психологи утверждают, что современным родителям очень важна поддержка воспитателя, проявление понимания с его стороны. Постоянный контакт с семьёй, предусмотренный ФОП ДО, позволяет пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Именно поэтому к проектную деятельность стоит активно вовлекать родителей воспитанников.
Начать, конечно же, хотелось бы с наглядной информации. Папки – передвижки и консультации, оформление стендов, выставок, фоторепортажей, распространение буклетов – и это еще не весь перечень наглядных форм работы с семьями наших воспитанников.
Эффективным решением для нас стало оформление родительского центра консультациями с использованием qr – кодов. Таким образом, мы имеем возможность закодировать объемный материал, а родители ознакомиться с ним в удобное время и в комфортной обстановке
Родительское собрание – традиционная форма взаимодействия с родителями, позволяющая тесно сотрудничать с большей частью семей одновременно. Мы стараемся проводить собрания в нетрадиционных формах и освещать максимально важные вопросы.
Проведение досуговой деятельности с участием родителей – еще одна реультативная форма сотрудничества. Театрализованные представления на тему соблюдения ПДД, спортивные досуги – эти формы работы раскрепощают родителей, дарят всем участникам воспитательно – образовательного процесса позитивные эмоции, способствуют сплочению, а это значит, что знания, заложенные в сюжеты, останутся в памяти надолго.
Анализируя свою деятельность, можем с уверенностью сказать, что тесное сотрудничество с родителями приносит свои результаты. Многие семьи поделились, что стали гораздо ответственнее подходить к соблюдению правил дорожного движения, чаще проводить профилактические беседы с детьми, смотреть полезные мультфильмы по нашим рекомендациям.
В заключение стоит отметить педагогическую ценность проектного метода, который позволяет ребенку приобретать собственный жизненный опыт, стимулирует активное взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, родителей воспитанников и общества в целом. Этот метод также мотивирует педагогов на повышение своего профессионального уровня, что положительно влияет на качество воспитательно-образовательного процесса.
Список информационных ресурсов:
- Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова. – М.: Учитель, 2020.
- Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку / Ф. С. Майорова. – М.: Скрипторий 2003, 2019.