Овчинникова Венера Валиахматовна
Холодкова Марина Александровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 г. Лениногорска»
Цель: инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).
Обучающие задачи. Формировать у детей умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Расширять словарный запас.
Развивающие задачи: развивать способность различать и называть элементы дымковского узора. Расширять представления дошкольников о народных промыслах, профессиях людей их создающих.
Воспитывающие задачи: воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Формировать положительное отношение к традициям, национальным праздникам, фольклору.
Предварительная работа. Лепка барышень из глины. Предложить детям рассмотреть вылепленные игрушки, погладить, почувствовать, что глина подсохла. Сравнить дымковскую игрушку и игрушку, вылепленную из глины. Дети замечают, что настоящие дымковские игрушки белые, нарядные с узором. Воспитатель напоминает, что после выхода из печи мастерицы сначала белят игрушки и предлагает побелить свои игрушки белой краской. (В белую краску для грунтовки нужно добавить небольшое количество клея ПВА).
Материалы, инструменты, оборудование. Вылепленные из глины барышни, гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, индивидуальные фартуки, нарукавники, клеенка для стола. Демонстрационные материалы. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Рисунки – варианты узоров на барышнях. Предметы для организации ярмарки: валенки, платок посадский, платок пуховый, ложки деревянные, самовар. Игрушки из глины.
Оборудование. Колонка портативная, аудио запись «На горе калина», русских народных песен, ноутбук для просмотра презентации.
Содержание образовательной деятельности.
1. Организационный момент. 3 минуты.
1.1 Приглашение на ярмарку под народную музыку.
1.2 Рассматривание выставки народного творчества.
2. Основная часть. 7 минут.
2.1 Рассматривание элементов дымковской росписи
Физкультминутка хоровод «На горе калина»
3. Практическая часть 20 минут
3.1. Показ приёмов рисования элементов дымковской росписи.
3.2. Роспись дымковской игрушки детьми
4. Заключительная часть 5 минут
4.1. Анализ работ. Организация выставки детских работ.
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент
Звучит русская народная музыка. В группу входит педагог, наряженный в русскую народную одежду.
Воспитатель: Открывайте ворота, в гости ярмарка пришла.
Приходи и стар, и мал, посмотреть на наш товар.
Веселись честной народ, праздник ярмарка несет.
Дети подходят к педагогу
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка?
Ответы детей: Ярмарка – это место, где можно купить и продать всевозможные товары.
Воспитатель: издавна славился русский народ своими умелыми руками. Не зря говорили: «Чудеса русские про товары народные». Со всей земли матушки везли товары.
Педагог приглашает детей подойти к импровизированной ярмарки.
Дети рассматривают товар.
Воспитатель: вот валенки, теплые, да мягкие. Для взрослых и детей малых. (Дети берут валенки в руки и рассматривают). Их привезли на ярмарку мастера валяльщики. Так как валенки валяют из шерсти животных, мастеров называют валяльщиками.
Воспитатель: а здесь, посмотрите, платки посадские расписные. (Дети рассматривают платки). Постарались ткачи на славу, создали такую красоту. Любой моднице украшение.
Ребенок (девочка): а здесь у нас платки пуховые, мягкие да пушистые. Старались мастерицы кружевницы. В таком платке и мороз не страшен.
Ребенок (мальчик): а это ложки деревянные, хохломских дел мастера.
Воспитатель: а это тульский самовар, толстый и пузатый. Блестит своим медным боком. Привезли его медных дел мастера. На столе он был самым главным. Вокруг него собиралась вся семья. Пили чай с баранками да беседы вели.
2. Основная часть.
Воспитатель: но больше всего на ярмарку любили приезжать дети, потому что на ярмарке продавали игрушки: матрешки деревянные, свистульки, лошадки.
Дети рассматривают игрушки
Воспитатель: ребята, а есть ли среди наших игрушек дымковская?
Дети предлагают свои варианты игрушек и объясняют свой выбор.
Ребёнок: мастер применил в своей работе кружочки, волнистые и прямые линии, полоски, точки.
Воспитатель обращает внимание на изображение барынь.
Воспитатель: это барыня- водоноска. Как думаете, почему ее так назвали? (Ответы детей)
Дети: она несет коромысло с ведрами, а ведра полные воды
Воспитатель: это барыня нянька. Кто знает, почему ее так назвали?
Дети: она ухаживает за детьми
Воспитатель: Ребята, опишите барынь, во что они одеты.
Ответы детей: барыни одеты в пышные юбки, яркие блузки, а на голове у всех головной убор.
Воспитатель: какими красками мастерицы расписывают игрушки.
Дети: все цвета яркие, нарядные, праздничные – жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть не много чёрного (он используется для прорисовки глаз, волос)
Воспитатель: дымковская игрушка пользовалась самым большим спросом.
Воспитатель: предлагаю пройти к стенду и вспомнить элементы дымковской росписи.
Воспитатель: много-много лет назад мастера стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. И в наши дни в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки. (пояснения сопровождается показом элементов). Например, кружок — это солнце или каравай хлеба, волнистая линия – это морской знак, прямая линия – это дорога. Приемы все одинаковые, а узор получается разный.
Воспитатель: на ярмарке не только продавали и покупали товар, но и веселились, пели песни и водили хороводы.
Физкультминутка.
Педагог собирает детей в хоровод под русскую народную песню «На горе калина».
3. Практическая часть
Воспитатель: на ярмарку мастера привозили свои мастерские. Сегодня я приглашаю вас в такую мастерскую. Посмотрите, сколько здесь белоснежных барынь. Предлагаю превратиться в мастеров дымковских игрушек и расписать их по своему желанию.
Дети надевают фартуки, занимают места за столами.
Воспитатель: в раскраске фигурок есть своя последовательность. Сначала берём тонкую кисточку, набираем чёрную краску и аккуратно оформляем волосы барышни. Палочкой наносим брови и глаза. Затем красной или оранжевой краской наносим рот и щёки. Оформляем шляпку, а завершим роспись орнаментацией юбки. Придумайте каждый свой узор из элементов дымковской росписи, и распишите своих барышень как вам нравится.
Самостоятельная работа детей под народную музыку. Педагог помогает затрудняющимся детям.
4. Заключительная часть
Готовые работы дети выставляют на общий стол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои игрушки, какие они красивые, яркие, праздничные. Расскажите, каким мастерам мы сегодня помогали?
Дети: дымковским мастерам
Воспитатель: расскажите, какие краски вы использовали?
Дети: жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, чёрный
Воспитатель: где можно было увидеть игрушки дымковских мастеров?
Дети: на ярмарке
Воспитатель: что вам было особенно интересно?
Воспитатель: что для вас было трудно?
Воспитатель: что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?
Спасибо за внимание!