
Сидорова Анна Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 7»
г. Лениногорск
Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма.
Президент России В.В. Путин определяет патриотизм, как «…любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком…»
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к её природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребёнка – основа формирования будущего гражданина.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как
гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) Создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социо-культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3) Обеспечить ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Целью Федеральной образовательной программы ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое
время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более
что нам есть чем гордиться!
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции – истинными ценностями.
Назначение мини-музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Предлагаю вам порассуждать о роли мини-музеев в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, а подсказки и направления нам будет давать Кубик Блума. С помощью его граней «Почему», «Назови», «Предложи», «Объясни», «Придумай», «Поделись» мы будем выбирать направления для обсуждения и игры.
И начнём мы с разминки. Предлагаю вам первую грань кубика «Объясни». Педагоги делятся на 3 команды. Каждой команде даётся «середина цветка» с изображением определённого понятия: «Семья», «Патриот», «Отечество», лепестки белого цвета. Задача педагогов: написать на лепестках слова-ассоциации и приклеить их к выбранным «серединкам цветка». Побеждает та команда, которая подберёт больше слов-ассоциаций.
Молодцы, это была разминка, а мы продолжаем разговор о музейной педагогике. Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Предлагаю обратиться к кубику – вторая его грань – вопрос «Почему».
Ответьте, почему велика роль мини-музея в патриотическом воспитании детей? (Педагоги высказываются)
Подвести итоги высказываний: роль мини-музея в патриотическом воспитании:
- Помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры.
- Способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности
- Позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– усвоение элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда, проектной деятельности.
Наилучшие результаты работы могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Обратимся к третьей грани кубика «Поделись». Предлагаю вам поделиться друг с другом правилами поведения в мини-музее.
Педагоги называют правила работы в мини-музее.
- В мини-музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому»;
- Многие экспонаты разрешено трогать руками;
- Рассмотренные экспонаты нужно положить на место. «Сохрани историю для других»;
- Экспонаты нельзя ломать;
- Можно и даже нужно задавать вопросы;
- Можно играть, рисовать, создавать и творить;
- Можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты;
- Будь доброжелателен по отношению к другим. «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».
Следующая грань кубика «Предложи».
Предложите коллегам формы работы в мини-музее.
Формы работы в мини-музее:
- Беседы с детьми
- Экскурсии для детей и родителей
- Самостоятельное рассматривание экспонатов
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов
- Работа по пополнению экспонатов
- Исследовательская деятельность с экспонатами.
Без устного народного творчества и восприятия произведений художественной литературы нельзя воспитать патриотов.
Предлагаю перейти к следующей грани кубика «Назови» и поиграть ещё в одну игру «Хоровод пословиц». Ваша задача: вытащить карточку с картинкой, перевернуть её и вспомнить пословицу или поговорку об изображённом предмете.
- Ложка. Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.
- Книга. С книгой жить – век не тужить.
- Иголка. Куда иголка, туда и нитка.
- Шило. Шила в мешке не утаишь.
- Яблоко. Яблоко от яблони недалеко падает.
- Камень. Под лежачий камень вода не течёт.
- Перо. Что написано пером – не вырубишь топором.
- Семья. Вся семья вместе, так и душа на месте. Семья без детей — что цветок без запаха.
- Родина. Человек без Родины – что соловей без песни. Родина – мать, умей за неё постоять. Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
А теперь, давайте вспомним этапы создания мини-музея.
- Этап – подготовительный. Планирование мини-музея.
– выбор темы в соответствии с возрастом;
– подбор материала по теме, который будет помогать реализовывать воспитательно-образовательные задачи комплексно;
– создание психологического комфорта и безопасности деятельности.
2. Этап – практический «Создание мини-музея»
– определение места размещения мини-музея;
– внесение, размещение экспонатов, дизайн и оформление мини-музея;
– планирование форм работы в мини-музее; занятия, экскурсии и.т.д.
3.Этап – презентационный – Представление мини-музея
– презентация мини-музея, открытие, экскурсия
4. этап – деятельностный – Функционирование мини-музея
– проведение практических занятий, бесед, самостоятельная деятельность детей, экскурсии, игры.
Последняя грань кубика – «Придумай»
Предлагаю вам практикум: объединившись в пары, выбрав себе тему мини-музея, в течение 5 минут придумать, какими экспонатами, материалами вы его наполните.
Темы мини-музеев «Семь Я», «Игрушки наших бабушек», «Мой город», «Профессии родного края», «Культура и традиции», Не забыть нам даты этой».
Педагоги делятся своими наработками.
Молодцы, вы выполнили все задания кубика Блума и пополнили свои знания.
Рефлексия: Оцените свои результаты с помощью смайлика.
Желтый смайлик – я узнала много нового и интересного
Зелёный смайлик – я освежила свои знания и теперь совершенствовать своё педагогическое мастерство
Красный – мне было сложно, т.к. я недостаточно имею знаний по этой теме.