

Ишмухамидова Елена Сергеевна
Мулюкова Альфия Акдасовна
воспитатели
МБДОУ Карабашский детский сад №1 «РЯБИНУШКА» Бугульминского
муниципального района РТ
пгт Карабаш
Современное образование ставит перед собой задачу не только вооружить детей знаниями, но и сформировать у них навыки, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Среди этих навыков особую роль играют творческое мышление, умение решать проблемы и инженерные навыки. Одним из эффективных способов развития этих качеств в дошкольном возрасте является конструирование.
Конструирование – это вид деятельности, в процессе которого дети создают разнообразные модели и конструкции из различных материалов. Эта деятельность оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка, способствуя формированию:
1) Интеллектуальных способностей: Конструирование стимулирует развитие логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти и умения анализировать. Дети учатся планировать свою деятельность, искать решения, оценивать результаты.
2) Творческих способностей: Конструирование предоставляет ребенку возможность проявить свою фантазию, воплотить свои идеи в реальность, экспериментировать с различными материалами и формами. Дети учатся видеть красоту в простых вещах, создавать уникальные и оригинальные объекты.
3) Инженерного мышления: Конструирование позволяет детям осваивать основы инженерного дела, понимать принципы работы различных механизмов, изучать свойства материалов. Они учатся создавать функциональные модели, решать технические задачи.
4) Социальных навыков: Конструирование часто является коллективной деятельностью, в процессе которой дети учатся сотрудничать, договариваться, распределять роли, помогать друг другу. Они учатся уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы.
5)Моторных навыков: Работа с мелкими деталями конструктора развивает мелкую моторику рук, координацию движений, точность и аккуратность.
В дошкольном образовании используются различные виды конструирования, каждый из которых имеет свои особенности и способствует развитию определенных навыков:
1) Конструирование из строительного материала: Этот вид конструирования является наиболее доступным и популярным в детских садах. Дети строят дома, башни, мосты и другие сооружения из деревянных кубиков, брусков, цилиндров.
2) Конструирование из конструкторов: Существует множество различных конструкторов, отличающихся по материалу, способу соединения деталей, сложности и тематике. Конструкторы позволяют детям создавать более сложные и детализированные модели. Примеры: LEGO, магнитные конструкторы, деревянные конструкторы.
3) Конструирование из бумаги и картона: Этот вид конструирования развивает у детей навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и картоном. Они учатся делать аппликации, оригами, объемные фигуры.
4) Конструирование из природного и бросового материала: Этот вид конструирования способствует развитию творческого мышления, воображения и экологической культуры. Дети используют шишки, желуди, листья, коробки, бутылки и другие материалы для создания различных поделок и моделей.
Конструирование – это ценный и эффективный инструмент развития творческих способностей и инженерного мышления у дошкольников. Правильно организованная деятельность по конструированию способствует формированию у детей важных навыков и компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Важно помнить, что главная задача педагога – создать условия для свободного творчества и самовыражения детей, поддерживать их интерес к конструированию и помогать им раскрыть свой потенциал.
Я работаю воспитателем с 9 января 2024г. и мне очень повезло, что я начала свой педагогический стаж именно в то время, когда наш детский сад стал участником проекта ПАО «Татнефть и детство. Диалог с будущим». Все воспитатели прошли обучение по пространственному моделированию, постоянно посещают семинары лучших педагогов данной площадки.
Методика «Практика продуктивной прогулки», разработанная генеральным директором проекта «Бабашки» Сергеем Владимировичем Плахотниковым, предполагает концентрацию внимания педагогов на том, как дети работают с пространством и как взаимодействуют друг с другом во время уличной прогулки. Прогулка становится важным ресурсом по развитию способности детей анализировать свой опыт и реализовывать собственные идеи, что должно стать неотъемлемой частью образовательной работы детского сада.
Бабашки – интересное название. Это деревянные блоки разных форм для ростового моделирования и конструирования. Этот конструктор считается самым большим в России для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он позволяет детям строить в рост и действовать внутри созданного пространства. Это не облегченные пластиковые детали, они обладают живым весом, что позволяет детям испытывать мышечную радость от строительства. Масштаб бабашек, 21 форма и гравитационный способ соединения – все это дает необыкновенную свободу для творчества. Бабашки необходимы детям, чтобы исследовать свойства фигур и материала, проводить измерения и осваивать базовые понятия физики и математики, создавать пространство для сюжетно-ролевой и режиссерской игры, моделировать реальность и создавать новые неповторимые конструкции, осваивать работу в группе и способы разрешения конфликтов. Именно в такой среде у ребенка начинают активно развиваться следующие навыки: самостоятельность и инициатива, планирование и воплощение собственных идей; формируются социальные навыки, умение договариваться; развиваются математические навыки и пространственное мышление.
Мобильный ростовой конструктор — это трансформируемое оборудование, которое не надоедает детям и позволяет им осуществлять собственные замыслы. ,из него можно создавать различные конструкции, обыгрывая большое количество игровых сюжетов.
Во время занятий дети конструируют собственную игровую ситуацию и развивают физическую выносливость. Они организуют себе посильные испытания, работают с риском, активно коммуницируют, обучаются взаимодействию и эффективному разрешению конфликтов.
Представляю мой опыт работы с бабашками. Проект «Кофетная фабрика» – один из проектов длиной в неделю.
В утреннем круге разговор зашёл о конфетах. Я рассказала детям где, как и кто их делает, показала картинки фабрик. Все вместе решили слепить конфетки из пластилина, фантики рисовали сами. Возник вопрос: «Где их будем готовить к продаже?».Так мы пришли к тому, что будем строить фабрику из бабашек. Строили очень интересно: конвеер по которому ехали наши конфетки; упаковщица, которая паковала конфетки в коробочки; машина с грузчиком, которая везла товар в магазин. Детям очень понравилось обыгрывать готовую постройку. Но этим всё не закончилось: мы решили привлечь родителей для стройки конфетной фабрики в более масштабном виде, а дети сыграют роль конфет.
Далее мы пригласили родителей на родительское собрание, познакомили их с уличным ростовым конструктором, октаэдрами, показали фотофабрики, которую строили дети из бабабшек, и приступили к стройке. В результате получилось очень зачётно. Совместная работа с родителями и детьми прошла очень продуктивно, все весело провели время: строили, общались, спорили, обыгрывали готовую постройку.
Каждую неделю у нас новый проект , новые переживания новые неудачи и триумфы. Дети учатся дружить, договариваться, помогать друг другу, преодолевать свои страхи, в особенности страх высоты.
Этот проект дал нам новые инновационные возможности проявлять свои старые педагогические навыки в новом русле, не сбиваясь со старой программы.
Так мы убедились, что играть в бабашки не только интересно, но и полезно. В процессе дети приобретают навыки строительной игры в разных масштабах, развивают внутреннюю и внешнюю речь, воображение и чувство баланса, технические способности, математические представления и пространственное мышление
Все новое – забытое старое.









