
Гумерова Резеда Вадутовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №19 г. Лениногорска»
Актуальность проблемы заключается в том, что современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением моей педагогической деятельности. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Как научить ребенка говорить правильно? Этот вопрос волнует не только педагогов, воспитателей, логопедов, но и также многих родителей. Период раннего детства — это беззаботное время игр и развлечений и мало кто из детей проявляет усидчивость к учебе. Вот именно при помощи игр можно формировать и развивать речь дошкольника.
Проблема. Сегодня дети растут среди взрослых, которым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Игра − это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. В связи с этим меня заинтересовала эта тема, и я решила больше времени уделять игровой деятельности.
Для успешной работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, очень важно:
- правильно организовать педагогический процесс,
- также важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Поэтому, работая в данном направлении, я поставила перед собой следующую цель:
Цель:
– развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:
– формирование словаря;
– развитие звуковой культуры речи, связной речи;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие речи как средства общения.
Я считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.
1)С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
-Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
-Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т.д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.
-С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т.п., т.е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.
2) Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаю задачу – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.
Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».
3) Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). В театрализованных играх знакомлю детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаю новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
4) С детьми играем в сюжетно-ролевые игры, которые основываются на жизненном опыте детей, в этих играх правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», «Супермаркет» знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы, продавать /покупать товары, и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Для организации сюжетно-ролевых игр сшила одежду для парикмахерской, поликлиники, супермаркета. Приобрела наборы «Доктор», «Парикмахерская», «Инструменты», «Супермаркет».
5) Подвижные игры. Подвижные игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия. При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр), побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.
В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом создаю правдивую игровую ситуацию.
Результат.
Проведя мониторинг, я выявила, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
Заключение.
Мой опыт работы показал, что в наш век родители постоянно заняты, им некогда общаться и играть с детьми. А формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Мой опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Поэтому я и стараюсь как можно чаще прибегать к игре, где младшие дошкольники с удовольствием общаются со сверстниками, общаются перевоплощаясь в разные роли и образы, в разных интересных жизненных ситуациях/обстановках, что позволяет им использовать приобретенный опыт общения в реальной жизни.

