Юзикеева Нурзиля Шавкатовна
Мифтахова Фания Фаритовна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№42», г. Казань, Республика Татарстан
Актуальность.
Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно. Целебные свойства растений передавались из поколения в поколение. Детей с дошкольного возраста нужно знакомить с лекарственными растениями. Дать им знания о пользе этих растений, научить различать растения лекарственные от других, а также беречь растения, не рвать их без надобности.
В дошкольном возрасте знания лучше всего закрепляются в игре. Ведь дидактическая игра – это эффективное средство закрепления навыков и умения детей, т.к. благодаря динамичнoсти, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка. Игры доставляют много радости и способствуют всестороннему развитию.
Нами была разработана игра «Травяная аптечка». Данная игра поможет детям запомнить как выглядят те или иные растения, какая от них может быть польза для человека. А также научит любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений. Ведь они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Цель игры: Познакомить детей с лекарственными травами родного края, их лечебными свойствами.
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение различать по внешнему виду лекарственные растения;
– систематизировать знания детей о лечебных растениях.
– закреплять умение правильно вести себя в природе;
Развивающие:
– развивать познавательный интерес детей к природе;
– обогащать представления детей о лекарственных растениях родного края;
– обогащать словарный запас по теме «лекарственные травы», развивать связанную речь детей;
– развивать умение сравнивать и сопоставлять, делать логические умозаключения;
– совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы;
– развивать память.
Воспитательные:
– вoспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растительному миру и прежде всего к лекарственным травам;
– воспитывать умение точно, образно описывать свои действия, полным предложением, отвечать на поставленные вопросы.
Оборудование: набор дидактических картинок с лекарственными травами, ситуативные символы – проблемы со здоровьем (боль в животе, горле, кашель, порез и т.д.), гербарий из лекарственных трав.
Описание игры.
Педагoг раздаёт или дети берут сами ситуативные карточки (живот, голова, зуб болит, поранился и т.д.), дети располагают перед собой карточки с ситуациями, затем дети должны найти карточку с изображением лекарственного растения в соответствии с описанием его характерных признаков.
- Вариант:
Воспитатель достает ситуативную карточку (болит живот) и задает вопрос:
– У меня болит живот…..
Какое лекарственное растение может мне помочь?
Ребенок отвечает «Мне поможет…» и начинает искать среди карточек те лекарственные растения, которые помогаю при болях в животе. После нахождения всех правильных растений нужно их назвать и сопоставить с гербарием.
- Вариант:
Воспитатель достает ситуативную карточку (болит голова) и задает вопрос:
– У меня болит голова. Из каких лекарственных растений можно сварить отвар от головной боли?
Далее ребенок отвечает: «Мне поможет отвар из….» и начинает искать среди карточек те растения, из которых можно сварить отвар.
Таким же способом можно обыграть игру задав другой вопрос: «Какой чай можно сварить от боли головы?».
По такому же принципу обыгрываются другие ситуации, такие как «Зуб болит», « Поранился» и т.д..
- Вариант: На столе игровое поле, разделенном на сектора (4 окошка), выложены карточки с растениями, внизу под карточками выкладывается один гербарий. Ребенок должен назвать карточку с тем растением, которое есть в гербарии. Если какого-то растения нет в этом гербарии, ребенок отвечает: «Нет пижмы… » т.п.