
Галимова Гузель Рамилевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик»
г. Альметьевска, Республика Татарстан
Аннотация. В данной статье обоснована актуальность проблемы приобщения детей младшего дошкольного возраста к сказкам в современном обществе. Также, дано описание одной из технологий воспитания интереса к художественной литературе у младших дошкольников.
Ключевые слова: младший дошкольный возраст, сказки, педагогическое исследование, художественная литература.
В настоящее время проблема приобщения детей дошкольного возраста к сказкам стоит особенно остро. Современный ребенок значительное время проводит перед экраном, чем в общении со взрослыми или чтении книг. Чтобы ребенку отвлечься от наивного реализма нужен существенный опыт восприятия художественных произведений.
Дошкольное детство рассматривается как первая ступень литературного образования детей. Исследователи, такие как З.А. Гриценко, Т.А. Новикова, Е.Л. Гончарова, подчеркивают важность формирования художественного восприятия произведений литературы у детей дошкольного возраста.
Современный ученый, Н.В. Рублева, выделяет постепенное снижение способности к воображению у детей и взрослых в наши дни. По мнению автора, одной из причин является низкий уровень чтения, предпочтение иным способам досуговой деятельности в современном обществе.
Также, необходимо отметить, что уже в 20–30-е годы ХХ в. литература рассматривалась как главное средство развитие ребенка. Остро обсуждались вопросы круга детского чтения, его тематической и сюжетной направленности. [5, С. 87]
Воспитывать интерес к сказкам в дошкольном учреждении следует начинать уже с групп раннего и младшего возраста.
Младший дошкольный возраст является значимым этапом в воспитании интереса к произведениям литературы и фольклора.
Одной из главных задач приобщения младших дошкольников к сказкам является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать сказки.
В этом возрасте интерес к художественной литературе формируется в активном созерцании, это волевой процесс, предполагающий активное созерцание и работу мысли, формирование чувств ребенка: в сочувствии героям, в воображаемом «примеривании» на себя событий, «мысленном действии» вместе с героями произведений [4, С. 25].
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. К тому же, еще одной характерной особенностью младшего дошкольника считается влечение ритмически организованным складом речи, звучными ритмами рифм, выразительной интонацией.
Исходя из вышеперечисленного было принято решение провести педагогическое исследование с целью разработки технологии воспитания интереса детей младшего дошкольного возраста к сказкам.
Исследовательская работа осуществлялась на базе МБДОУ №29 «Золотая рыбка» г. Елабуга. В педагогическом исследовании участвовало 40 детей младшего дошкольного возраста.
Для повышения эффективности работы по приобщению младших дошкольников к сказкам, нами был разработан тематический план занятий художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста через сказки. Работа по плану была реализована на формирующем этапе исследования.
Тематический план занятий по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста
№ | Тематика | Задачи | Срок |
1. | Индивидуальные беседы с детьми по сюжетам сказок | – определение уровня знаний о сказках; – вызвать интерес детей к художественной литературе. | 1.09.2022 – 9.09.2022 |
2. | Эмоциональное чтение сказок К.И. Чуковского воспитателем с использованием иллюстраций | – вызвать интерес к художественной литературе; – развитие эмоциональной сферы детей; – закреплять знания детей о литературных произведениях К.И. Чуковского; – учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы; – доставлять радость от встречи с любимыми сказочными героями. | 16.09.2022 – 23.09.2022 |
3. | Просмотр диафильмов, слайдов по сказкам согласно программному списку с озвучиванием воспитателем | – учить соотносить изображенное с текстом, с последовательностью событий; – помогать внимательно рассматривать иллюстрации; – рассматривание героев, их позы и движения, понимать через них состояния. | 26.09.2022 – 7.10.2022 |
4. | Изобразительная деятельность: рисование полюбившегося героя, сюжета сказки | – учить передавать в рисунке образы сказок, характерные черты сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. | 10.10.2022 – 14.10.2022 |
5. | Изобразительная деятельность: аппликация «Грибочек» из сказки «Под грибом»; «Медведь» из сказки «Краденное солнце»; «Рукавичка» из одноименной сказки. | – продолжать учить составлять сюжетную композицию; – уточнить и обогатить представление детей об авторских сказках; – эмоционально реагировать на литературное произведение. | 17.10.2022 – 28.10.2022 |
6. | Инсценировка сказок с использованием костюмов, сказочной атрибутики, кукольного театра, пальчикового театра, театра теней. | – воспитание эмоциональной отзывчивости на происходящее; – продолжать развивать интерес к художественному творчеству; – продолжать закреплять понимание и восприятие сказок. | 31.10.2022 – 18.11.2022 |
7. | Индивидуальные беседы по сюжетам прочитанных сказок | – систематизировать знания детей о сказках; – уточнить понимание и восприятие детьми сказок; – анализ и сравнение результатов бесед. | 21.11.2022 – 2.12.2022 |
Анализ бесед, проведенных в начале исследования, показал, что большинство детей любят сказки. Однако, дети не могли вспомнить названия сказок, наиболее понравившуюся, причинно-следственные связи между событиями, их последовательность, не было выражения чувств к какому-либо герою.
Кроме того, нужно отметить, что дети, у которых был зафиксирован низкий уровень литературного развития, в основном рассказывали сюжеты мультфильмов, а не книг.
В результате эмоционального чтения сказок с использованием иллюстраций и просмотра диафильмов, слайдов, дети начали выражать свои эмоции по отношению к героям, сюжетам сказок, спрашивать о тех или иных событиях, которые их больше всего волновали.
Форма работы с детьми включала в себя непосредственно образовательную деятельность, где осуществлялось чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоционального отношения детей к прочитанному.
С целью закрепления понимания и осознания сюжетов сказок, были проведены занятия по художественно-изобразительной деятельности, а именно рисование и аппликация. Инсценировка сказок помогла детям лучше прочувствовать и пропустить через себя роли героев и события сказок в целом.
После проведенной работы, была осуществлена заключительные индивидуальные беседы с детьми, которые показали, что младшие дошкольники могли интерпретировать текст, свободно выражать свои мысли, отношение к персонажам и событиям, выражать свое мнение.
Данный вид мероприятий показал, что:
– работа с разными видами деятельности способствует лучшему восприятию и воспитания интереса к художественной литературе;
– у детей появился интерес к происходящим событиям в сказках и, как следствие, желание самостоятельно отобразить содержание художественного произведения в разнообразной самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, разработанная нами технология призвана помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в работе, направленной на приобщение младших дошкольников к сказкам. Работа с учетом интеграции разных образовательных областей позволила расширить кругозор детей, развить их литературное образование.
Ссылки на источники:
1. Белинский, В. Г. О детской литературе и детском чтении / В. Г. Белинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. -199с. – С. 103
2. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. – 180 с. – С. 98
3. Минералова, И. Г. Детская литература + хрестоматия в ЭБС: учебник и практикум для вузов / И. Г. Минералова. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 333 с. – С. 47
4. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. 216 с. С.35
5. Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ – начала ХХ века. М.: Юрайт, 2020. -195 с. – С. 87

