Сафина Алина Мударисовна,
Сальникова Татьяна Борисовна
педагог-психолог,
старший воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №8 «Умка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Цель
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста для развития социально-коммуникативных навыков и основных психических процессов.
Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу ведущего мастер-класса, игровой метод,
2 этап. Практический.
Задание 1«Лабиринты» ( упражнение выполняется в паре)
Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо одновременно двигаться по лабиринтам, закатить мяч в центр круга
Задание 2″Кулак – ребро – ладонь”
Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.
Три мудреца в одном тазу,
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее, старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.
Задание 3 «Попробуй повтори». (упражнение выполняется в паре)
Суть игры – воспроизвести рисунок при помощи движения рук, держат шнурок который привязан к фломастеру. Скоординированность движений позволяет воспроизвести рисунок. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей. Данную игру рекомендуем воспитателям включать на занятиях, как физкультминутку или в совместную деятельность.
Задание 4 «Шары и шарики»
Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия
Перекладывание из правой руки в левую и наоборот.
Передача соседу и наоборот.
По кругу.
Перекрёстные движения. (правая рука сверху, затем левая)
Вариации.
Мы предложили ребятам интересную, сложную, соревновательную игру с мячом и шаром. Ребёнок подбрасывает шар и пока он опускается нужно собрать с пола в корзину, как можно больше мячей. При помощи этой игры можно улучшить координацию движений, ловкость, реакцию, планирование действий.
Среди игр малой подвижности хорошо использовать русскую народную игру «Ладушки», в которую играют по парам. Вначале при обучении этой игре применяется упрощенный вариант: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок о ладони друга. По мере усвоения навыка игра усложняется: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок правой ладони о правую ладонь друга, на три – хлопок своими ладонями друг об друга, на четыре — хлопок левой ладони о левую ладонь друга, на пять игра повторяется. Можно использовать речитатив Кони-кони-кони, сидели на балконе». Замечено, что такая игра дается детям не сразу, но по мере ее освоения, дети начинают очень хорошо в ней ориентироваться, у них улучшается не только ловкость и координация, но и развиваются мыслительные процессы.
Дидактические нейроигры
«Прищепки». Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.
«Лабиринты». Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, сегодня мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов для развития и коррекции основных психических процессов, которые вы тоже можете с успехом использовать в своем работе. Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас была работа, лучшим днём был день «сегодня», самым большим даром любовь, а самым большим богатством здоровьем.