Ессена Елена Владимировна
инструктор по ФК
МБДОУ Детский сад №32 «Садко» общеразвивающего вида ЕМР
г. Елабуга, Республика Татарстан
Введение
Каждый нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них это, прежде всего, двигаться, действовать.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни.
Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так, как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Сейчас же перед государством стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос здоровым и крепким, полноценным членом общества.
Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, не следует забывать о формировании положительного отношения и интереса дошкольников к занятиям физическими упражнениями и занятиям по физическому развитию. Одной из главных задач инструктора по физической культуре сегодня является задача по формированию у воспитанников ДОУ положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы.
По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Подвижная игра развивает ребенка, но, в отличие от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру. Сейчас в дошкольные образовательные учреждения приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания. У каждого – свой мир, подчас очень разный, и наша задача как педагога – ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное, помочь ему быть успешным.
В своей работе стараюсь обеспечить каждому обучающему одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, помочь ему в самоопределении.
Как развить физические способности ребенка, поддержать интерес к занятиям, дать задания, соответствующее их физическому развитию уровня сложности?
Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что-то новое – вызвать ожидание нового.
И здесь мне приходят на помощь подвижные игры, мир которых богат и разнообразен и способен удовлетворить потребности ребёнка в физической активности.
Цель мастер-класса: передача коллегам личного профессионального опыта по использованию народных игр России, как элемента игровой технологии и приобщения детей к народным традициям в педагогической практике.
Задачи:
- Способствовать созданию условий для позитивного микроклимата в коллективе.
- Познакомить педагогов с народными играми России, как элементом игровой технологии и приобщения детей к народным традициям.
- Способствовать развитию интереса у педагогов к игровым технологиям, в частности, к народным играм.
Форма проведения мастер-класса: с педагогами и для них с участием детей в роли ведущих.
Структура мастер-класса:
- Вступительная часть.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мероприятия
Вступительная часть
Участников мастер – класса приглашают занять свои места.
Я: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас у нас в гостях. Я – инструктор по физической культуре Ессена Елена Владимировна, а это мои помощники – Илина и Артем.
Артем: Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы представим вашему вниманию наш мастер – класс на тему: «Народные игры России, как элемент игровой технологии на занятиях по физическому развитию в ДОУ»
Илина: Хэерле кон, хормэтле педагоглар!
Я: Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Артем: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, они являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой народа.
Илина: В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Я: Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
Артем: Подвижные народные игры в нашем детском саду проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.
Теоретическая часть
Я: Тема моего мастер-класса: «Народные игры России, как элемент игровой технологии на занятиях по физическому развитию в ДОУ».
Целью которого является ознакомление вас с личным профессиональным опытом по использованию народных игр России, как элемента игровой технологии и приобщения детей к народным традициям в педагогической практике.
Илина: Сегодня мы вам покажем, как играли дети самых популярных по многочисленности народов России много веков назад.
Цель народных игр: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.
Практическая часть
Первая игра – русская народная игра «Домовой»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, умению играть в коллективе, развивать речь у детей.
Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню.
Дедушка домовой,
Мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись,
Вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай,
Да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи,
Что нам делать – покажи!
Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием песни дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает домовой.
Вторая игра – русская народная игра «Капуста»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе, развивать речь у детей.
Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».
Третья игра – татарская народная игра «Бой мешками»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, способствовать развитию силы, ловкости, координации движений.
Одновременно играют два игрока. Оба садятся или встают на закрепленное бревно (скамья), друг против друга. В руках у игроков мешки набитые сеном, соломой, тряпками и т.п. По команде начинают сбивать с бревна своего соперника. Кто был сбит – проигравший, кто сбил другого игрока – победитель.
Вместо бревна или скамьи можно использовать доску или ограничить площадь опоры, начертив круг, прямоугольник и т.д
Четвертая игра – татарская народная игра «Займи место»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, умению играть в коллективе; упражнять в беге; способствовать развитию ловкости, скорости; развивать речь у детей.
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Пятая игра – башкирская народная игра «Стрелок»
Цель: развивать умение у детей метать мяч.
Оборудование: мяч.
Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Шестая игра – башкирская народная игра «Липкие пеньки»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать скорость, ловкость, внимание.
Материал: маски на голову с изображением пенечка.
Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.
Седьмая игра – чувашская народная игра «Пустой дом»
Игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.
Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.
Я предлагаю провести блиц-опрос по теме: «Подвижные народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
– Какие атрибуты используются в народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
– Главная роль в народной игре? (водящий)
– Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
– Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
– Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
– Какие физические качества воспитываются в подвижных народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
– Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
– Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Рефлексия участников мастер-класса
Рефлексия «Цветок»:
Оранжевый – мастер – класс прошел плодотворно, Вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе.
Желтый – тематика мастер – класса для Вас знакома, Вы давно используете это в своей работе и готовы поделиться опытом.
Голубой – мастер – класс для Вас был интересен, но использовать его в своей работе Вы не будете.
Синий – мастер-класс не интересен.
Наш мастер – класс мы завершаем и предлагаем вам добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что ………….. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень ………………… (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы………….. (узнали).
Подвижных народных игр.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
- Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов мира. – М.; Просвещение, 1988.
- М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
- Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
- Н. Н. Кондратьева «Мы», Программа экологического образования детей. – СПб: М 94 «Детство-Пресс», 2006.