Волкова Галина Владимировна
Заслуженный работник культуры РТ,
преподаватель по классу фортепиано
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, которая обеспечивает поддержку и развитие талантливых и одаренных детей.
Дополнительное образование – образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие положительной мотивационной направленности в сфере свободного времени.
Особенностью музыкальной одаренности, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.
Музыкальную одаренность можно рассматривать как совокупность отдельных, не связанных между собой талантов, которые сводятся в пять больших групп:
– музыкальные ощущения и восприятие;
– музыкальное действование;
– музыкальная память и воображение;
– музыкальный интеллект;
– музыкальное чувствование.
В отечественной психологии к проблеме музыкальных способностей и одаренности одним из первых обратился Б.М.Теплов – музыкант и талантливый ученый. Его фундаментальный труд «Психология музыкальных способностей» [11], где предложена оригинальная концепция музыкальной одаренности и музыкальности, до сих пор является методологической базой большей части отечественных музыкально-психологических исследований.
Б.М.Теплов определил музыкальную одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью [11]. Как уже отмечалось, наиважнейшим компонентом музыкальной одаренности является музыкальность. В понимании Б.М.Теплова, музыкальность – качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей, требующееся для занятия именно музыкальной деятельностью. Главный признак музыкальности -переживание музыки как выражения некоторого содержания. Основными же носителями содержания в музыке являются звуковысотное и ритмическое движение, которые, в свою очередь выступают психологической основой центрального компонента музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку[11].
Ядро структуры музыкальности, согласно концепции Б.М.Теплова, составляют следующие компоненты:
1.Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии.Эту способность можно назвать – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.
2. Способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство – способность активно, в движении, переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку [11, с. 54-59].
Без указанных основных музыкальных способностей, по мнению Б.М.Теплова, любая музыкальная деятельность невозможна в принципе. В отличие от музыкальности, музыкальная одаренность, будучи сложным структурным образованием, включает в себя «более общие и более специальные моменты».Проанализировав и обобщив примеры разносторонней творческой одаренности многих выдающихся музыкантов, к общим моментам музыкальной одаренности Б.М.Теплов отнес силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности личности человека.Специальной стороной музыкальной одаренности, согласно Б.М.Теплову, являются музыкальные способности, которые и составляют (в качественном своеобразном сочетании) музыкальность.
Б.М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения»[11, с. 122].
«Музыкальная память – это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств» (12, с. 83]. Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие. Феноменальной памятью обладали композиторы В. Моцарт, А. Глазунов, С. Рахманинов, дирижер А. Тосканини и другие музыканты.
А.Л.Готсдинер[5]отмечает комплексный характер музыкальной памяти и особую роль в ней эмоционального компонента. Признавая достаточную аргументированность выделения Б.М.Тепловым трех основных способностей, составляющих «ядро» музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство, автор добавляет к ним общую и музыкальную память и психомоторные способности в качестве основных.Кроме того, структура музыкальной одаренности, по мнению автора, включает в себя такие общие свойства психики, как эмоциональная восприимчивость и реактивность по отношению к воздействию музыки, богатство и активность слухового воображения, умение с большой силой сосредоточиваться не предмете музыкальной деятельности.
Д.К.Кирнарская определяет музыкальность как «способность к правильному стилевому ощущению, т.е. к схватыванию и осмыслению всех взаимосвязанных закономерностей звукоорганизации в их эстетическом единстве» [6].Д.К.Кирнарская создала комплект музыкальных задач, опирающихся на два основных вида речемыслительных операций – способность к селекции и способность к комбинированию.Основным достоинством методики является предельная ограниченность роли опыта, выделение в наиболее чистом виде именно способности к музыкальной деятельности, а не полученных в результате обучения знаний.
Согласно концепции творческой одаренности, разрабатываемой А.М.Матюшкиным[8], психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Одаренность рассматривается как общая предпосылка творчества в любой профессии, в науке и искусстве.
Таким образом, особенностью музыкальной одаренности музыкальности является переживание музыки как выражения некоторого содержания. Основными же носителями содержания в музыке являются звуковысотное и ритмическое движение, которые, в свою очередь выступают психологической основой центрального компонента музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку комплекс музыкальных способностей, требующихся для занятия именно творческой деятельностью образуют основное ядро музыкальной одаренности. Ядро структуры музыкальности, согласно концепции Б.М.Теплова[11], составляют следующие компоненты:
– ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
– способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
– музыкально-ритмическое чувство – способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Без указанных основных музыкальных способностей, по мнению Б.М.Теплова [11], любая музыкальная деятельность невозможна в принципе.
Раннее проявление способствует успешной карьере музыканта. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальной программы. В эту программу должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.
Список литературы
1.Бабаева, Ю.Д. Идеи Л.С.Выготского о динамическом подходе к изучениюодаренности и перспективы их развития / Культурно-историческая психология развития / Под ред. И.А.Петуховой.- М.: Смысл, 2001.С. 145
2.Богоявленская. Д.Б., Брушлинский. А.В., Бабаева. Ю.Д., Дружинин. В.Н., Ильясов. И.И., Лейтес. Н.С., Матюшкин. А.М., Панов. В.И., Калиш. И.В., Холодная. М.А., Шумакова. Н.Б., Юркевич. В.С. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2003.
3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.С.320
4.Выготский, Л.С. О признаках детской одарённости / Л.С.Выготский. Вопросы психологии – 2003.
5.Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология. / А.Л.Готсдинер. – М. ,1983.С.190
6.Кирнарская, Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: Автореф. дис. докт. наук. / Д.К.КирнарскаяСПб. 2006.С.51
7.Лейтес, Н.С. О признаках детской одарённости / Н.С.Лейтес. – Вопросы психологии. 2003. № 4.С.14
8.Матюшкин, A.M. Концепция творческой одарённости / А.М.Матюшкин. – Вопросы психологии. 1989. № 6.С.37
9.Особенности работы с одаренными детьми в инновационных учебных заведениях: Метод рекомендации / Сост. М. Н. Поволяева.- Ставрополь, 2012.С.93
10.Петрушин, В. И. Музыкальная психология. / В.И.Петрушин. – М. ,1997. – С.384
2003.С.296
11.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. Избранные труды: В 2 т. Т. I. М., 1985.С.356
12.Теплов, Б.М. Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия
13.Элышнд, Т.К. Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования / Т.К. Элышнд. – Дополнительное образование. – 2010. № (24).С.40
14.Юркевич, В.С. Типы одаренности /Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.С.136