Рожкова Валентина Сергеевна
преподаватель по классу виолончель
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
В настоящее время наша жизнь очень динамично меняется и социальный заказ общества к качественному, профессиональному уровню выпускника школ искусств меняется тоже. Деятельность музыкальных и других школ искусств должна воспитывать у учащихся художественную культуру, объединённую интеллектуальной и навыковой составляющей, которая вбирает в себя знания и умения, относящиеся к сферам общей культуры и конкретной деятельности. Степень освоения теоретических знаний, навыка анализа и разбора музыкального текста, степень охвата учащихся концертной деятельностью – всё это является задачей и зависит от усилий педагогических коллективов музыкальных школ.
Создание оркестровых классов является первоочередной задачей руководства детской музыкальной школы. Выполнение этой задачи требует наличия достаточного контингента и преподавателей, и учащихся по классу скрипки и виолончели, чтобы обеспечить минимальный количественный состав оркестра, обеспечить также достаточный уровень подготовки этих учащихся. Состав оркестра должен быть сбалансированным, в нём должны быть 1-е скрипки, 2-е скрипки, альты и виолончели. Поскольку очень редко в школах присутствует класс альта, партии исполняют скрипачи, как привило младших классов. Отсутствие также контрабасов, заменяет фортепиано, которое уплотняет звучание оркестра и помогает в работе над интонацией. Участие в работе детского оркестра педагогов оркестрового класса является положительным явлением и поднимает уровень исполнительства, а совместное музицирование ведёт к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников. Иногда в составе оркестра присутствует духовики, что украшает и разнообразит тембровую окраску, но в тоже время значительно затрудняют работу над интонационной чистотой.
К участию в камерном оркестре, как правило, начинают привлекаться учащиеся с 4 класса, но это всё зависит от подготовки каждого ученика, наличия умений и навыков исполнительства. Педагог, чьи ученики идут в оркестр, должен понимать значимость этих занятий и чувствовать ответственность за своего ученика. По необходимости просматривать оркестровые партии и помогать их разучивать. Только в таком взаимодействии можно добиваться результативности и удовлетворённости учащихся в своей работе.
Оркестровое исполнительство способствует повышению качества профессиональной подготовки и является важнейшим звеном в процессе формирования музыкально-эстетических представлений учащихся. Для руководства оркестровыми коллективами привлекаются педагоги, имеющие большой опыт работы в инструментальных классах и обладающих организационными и творческими задатками. Руководитель обязан уметь просто и доступно объяснить учащимся свои требования и стремиться к максимальному контакту с коллективом, понимать психологию каждого ученика. Умение доступно объяснить идейно-, образное содержание музыки, необходимость ясных и точных выразительных средств возможно, если педагогика и исполнительство руководителя оркестра связаны друг с другом и являются базой для его деятельности. Невозможно заниматься технологическими задачами скрипичной игры и решением любых затруднений, если в процессе педагогической и исполнительской деятельности руководитель сам не прошел весь путь совершенствования и не добился на этом пути видимых результатов. Учебный процесс должен быть прежде всего сориентирован на сильные стороны учащегося, на развитие и укрепление тех свойств и качеств, которые составляют наиболее привлекательную его черту. Во время начала посещения оркестрового класса можно констатировать недостаточность развития техники левой руки, отсутствие навыка плотного звукоизвлечения, нечистое интонирование, отсутствие навыка стабильной вибрации. Вибрато является важнейшим художественным элементом игры струнника, определяющим характерным качеством звучания струнно- смычковых инструментов. Вибрация может оживить звук, украсить, а может изуродовать и испортить. Поэтому необходимо, чтобы в процессе занятий ученик понял сам необходимость тех или иных изменений и поверил педагогу. Руководитель-дирижёр должен воспитать в себе требовательность в отношении каждого воспроизводимого на инструментах действия и взять за правило, если возникла необходимость в повторении музыкального материала, каждое проигрывание не должно быть похожим на предыдущее и, в конце концов, должно привести к желаемому результату. Обращая внимание на тембровую окраску музыкальной фразы, полезно проводить аналогию с другими инструментами и использовать приобретённые навыки не в привычных блёклых тонах, а в ярких в темброво-динамическом отношении звуках. И здесь хочется отметить огромную роль работы над динамикой, как важнейшим элементом музыкальной выразительности. Динамика и тембр неразрывно связаны с фразировкой. Динамические оттенки полезно изучать на длинных нотах и штрихах. Музыкально-художественные представления должны быть неразрывно связаны со слуховым контролем над звучанием. Одной из важнейших педагогических задач педагога поставить ученика в условия, при котором он почувствовал себя хотя бы на миг артистом.
В условиях музыкальной школы репетиция является основой учебно-воспитательной работы. И важнейшее задачей является воспитание сознательного отношения к дисциплине, без которой невозможны никакие успехи. Формы занятий необходимо разнообразить. Работа в группах в сочетании со сводными репетициями, работа над интонацией с выполнением художественных задач, прослушивание отдельных учеников и озвучивание всего оркестра – всё это не дает ученикам расслабляться и поддерживает концентрацию внимания на уровне активной работы. Очень полезно слушать всем оркестром исполнения произведений уже маститых музыкантов, оркестрантов профессиональных коллективов, с последующим обсуждением. Это расширяет музыкальный кругозор учащихся и пополняет их музыкальный багаж. В творческом общении развивается мышление учащихся, развивается сообразительность и находчивость.
В детском оркестре несколько учеников исполняют одну партию, что налагает особую ответственность за совместно – чистое интонирование.
И первостепенной задачей встаёт умение и воспитание у участников оркестра навыка чистого унисона. Очень важно научить детей слышать как звук собственного инструмента, так и звучание его в сочетании с голосами инструментов, ведущих ту же мелодическую линию. В данной ситуации полезно проигрывание на фортепиано или голосовой ориентир дирижёра. Очень полезно после определения тональности разучиваемого произведения проучивать гамму в данной тональности в унисон по группам и всем составом оркестра, затем в терцию, внимательно вслушиваясь в гармонию. Достижение уверенной интонационной устойчивости является первостепенной задачей для любого инструментального коллектива. Необходимо обращать самое пристальное внимание на культуру звукоизвлечения и качеству звука в частности.
Овладение навыком многоголосной игры зависит от развития музыкального слуха. Различают слух мелодический и гармонический. Интенсивному развитию музыкального слуха способствует исполнение своей партии отдельно каждым учеником и только после этого над гармоническим соединением двух и более голосов. И, конечно, необходимо руководителю оркестра обладать хорошим внутренним слухом – способностью внутренне слышать музыку и её отдельные элементы. Иногда для облегчения прочтения музыкального текста можно применять при знаках альтерации энгармоническую замену, что непосредственно влияет и на аппликатуру. Но это можно практиковать не всегда, потому что сглаживается утончённость интонирования скрипача и нарушаются внутриладовые тяготения в тональности оригинала.
Очень важной задачей в работе детского камерного оркестра, является воспитание музыкально-ритмического чувства, которое сопровождается теми или иными двигательными реакциями, определяющими временной ход музыкального движения. Чувство музыкального ритма – элементарная музыкальная способность, без которой невозможно музыкальное образование. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу и вне музыки это чувство не может ни пробудиться, ни развиваться. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности. Краска, нюансировка, чистота звука сами по себе без ритма не могут образовывать живое целое. Ритмичный звук действует на слух благотворно, возбуждая его активную деятельность. В нём проявляется элемент выраженной воли, что одухотворяет всё музыкальное произведение.
Также большое внимание требует работа над фразировкой. Масса звуков, которая воспринималась бы совершенно отдельно, благодаря фразировке является связанным в одно целое музыкальное объединение. Если ясно чувствуется логичность мысли, гармония, внутренняя экспрессия выражены ясно и отчётливо, можно сказать, что фразировка художественно закончена. Музыкальная фраза – это мысль художника, его чувства, его переживания. Также надо чётко представлять форму изучаемого произведения. Результатом художественно-цельного понимания формы является осмысленное, цельное освещение всех частей произведения, где все отрывки связаны в одно нераздельное произведение и объединены единым содержанием.
В работе с детским оркестром одной из важнейших задач является определение темпа. От точного выбора темпа зависит правильное прочтение намерений автора и неверно взятый темп искажает смысл музыки. Выполнение этой задачи решается постепенно и зависит только от руководителя оркестра, от его работы по вдумчивому проучиванию нотного текста. Только это может являться основой раскрытия содержания взятого произведения.
Особая роль в работе с детским оркестром принадлежит работе над штриховым единством, т.е. музыкальной артикуляцией. Очень полезно работать над совместным исполнением особенно мелких штрихов на открытых струнах по группам. Всё это мобилизует учащихся к более качественному исполнению нотного материала, развивает его внутренние слуховые представления, помогает совершенствоваться и добиваться художественного исполнения произведения. Руководитель должен иметь план работы и точно знать, что он хочет добиться от учащихся на данном этапе. Необходимо добиваться синхронности при взятии звука, чувствовать и уметь вести мелодическую линию.
Из опыта работы с детским оркестром хочется отметить огромное значение умению правильно расходовать и распределять смычок. И это является одним из слабых мест учащихся. С необходимостью математического подхода к расходованию смычка, определяющего главным образом пропорции его расходования на звуках разной длительности, юный скрипач сталкивается впервые на комбинированных. пунктирных штрихах. И главной целью правильного распределения – обеспечить рациональное расходование смычка в условиях его ограниченной протяжённости. Необходимо обязательно принимать во внимание качественную сторону исполнения, то есть темброво-динамическую окраску звука. Существует громадное количество разновидностей штрихов, но в оркестровых занятиях детского оркестра, как правило, используются только основные. Полезно знакомить учащихся с многообразием смычкового нон легато, к которым принадлежат деташе, портато, стаккато, маркато, мартле. Руководитель должен объяснять необходимость выбора того или иного способа исполнения, руководствуясь прежде всего художественно-образным представлением. Участок смычка существенно влияет на звучание любого штриха. Деташе в разных участках смычка решает разные художественные задачи. Использование некоторых штрихов возможно только на ограниченном участке середины смычка. Также каждый штрих нон легато имеет свои особенности при выборе направления движения. Неодинаков и динамический «потолок» различных штрихов.
Выбор аппликатуры и штрихов служат решению творческих задач и неизбежно связаны с техническими возможностями оркестрантов, с их навыками и умениями. Над штрихами в оркестре надо заниматься систематически и постоянно их совершенствовать.
В активизации музыкального воспитания особенно в камерных оркестрах решающая роль принадлежит развитию внутреннего слуха учащихся. И здесь очень важно научить оркестрантов читать с листа, видеть не только ноты, а представлять лад, ключевые знаки, нюансы, динамику, ритмические рисунки. Уметь представлять – какими штрихами можно воспользоваться и уметь воплотить их в звуке, используя приобретённые навыки и знания.
Особое место в воспитательной и учебной работе, связанной с оркестром, занимает выбор репертуара. Состав оркестра ежегодно меняется, уходят выпускники, вливаются в коллектив ученики младших классов. Как правило, ученики, уже проучившиеся несколько лет в оркестровом классе, выполняют ведущие партии 1-ых и 2-ых скрипок, а новые садятся на место альтов, где они начинают осваивать азы оркестровой игры, учатся слушать и себя, и остальные голоса. Учатся ощущать себя членами большого музыкального коллектива, учатся дисциплине, ответственности перед товарищами, понимать, что от их исполнения зависит результат общего дела.
Необходимо, чтобы оркестрант за время его пребывания в оркестре охватил круг музыкальных произведений, различных по жанру, форме и характеру. И желательно, чтобы руководитель умел делать переложения для оркестра с учётом состава, владения учащимися определёнными исполнительскими навыками, возрастными отличиями и, конечно, учитывая возможность выполнения данным составом оркестра технических и художественных задач. Необходимо знакомить учеников с
музыкальной терминологией, объяснять значение текстовых обозначений и требовать их соблюдения. Объём работы и режим репетиций зависят от трудности разучиваемого материала, обстоятельств и учебных задач. И работа обязательно должна чередоваться с отдыхом. Конечно, важнейшим условием плодотворной работы является строй оркестра. Хотя все ученики обладают элементарным музыкальным слухом, настрой всех инструментов перед началом репетиции руководитель должен брать под свой контроль, и этому уделяется самое серьёзное внимание. В начале репетиционного периода работы над новым произведением большое значение придаётся групповым занятиям и работе над партиями. Чтобы добиться выразительного и глубоко содержательного исполнения необходимо разъяснять в форме беседы особенности музыкального языка, характер образов, содержание и развитие произведения и какими средствами надо добиваться художественной выразительности.
Надо остерегаться неоправданного завышения программы, это ведёт к перегрузке, снижает интерес к занятиям и препятствует прочному усвоению игровых навыков. Необходимо полнее использовать произведения национальных композиторов, а также музыку советских, русских и зарубежных авторов. Руководитель коллектива должен по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки, пополнять репертуар оркестра новыми произведениями, оригинальными обработками, переложениями и собственными инструментовками. Оркестр может быть использован в качестве аккомпанемента хору, солистам. И в таком случае произведения разучиваются отдельно с последующими совместными репетициями. При этом необходимо работать над равновесием звучания хора (солиста) и оркестра. При этом оркестр должен находиться перед хором.
Руководитель оркестра, он же и дирижёр, должен не только обладать организаторскими и воспитательскими качествами, он должен пробуждать творческую силу коллектива, зажигать и увлекать своим художественным замыслом, творческой идеей, раскрывая новые, неведомые ещё коллективу звуковые перспективы. Конечно, на уровне детского оркестра движения дирижёра имеют значение тактирования, отсчитывая доли такта при помощи движения рук. Это относится в первую очередь к отсчёту пауз перед затактными вступлениями и в работе над аккомпанементом с хором. Движения дирижёра должны быть точны и экономны, характерны и действенны. Власть дирижёра безгранична, если он обладает обаянием художника, которое раскрыто в нём и оценено в коллективе. В минуты творческого подъёма, в моменты внутренних музыкально- эмоциональных переживаний руки дирижёра начинают «дышать» и «говорить». Дирижёр должен видеть и слышать, обладать быстрой реакцией, быть решительным, знать природу инструментов и их возможности, уметь читать партитуру и обладать ещё многими дарованиями, без которых не сможет установиться незримая связь между ним и руководимым им коллективом.
Руководитель должен использовать все формы не только учебной работы, но и воспитательной. Разъяснять значение музыкального образования и его роли в формировании личности, призывать быть пропагандистами музыкального искусства, воспитывать чувство ответственности перед коллективом, родителями, педагогами. Процесс воспитания должен быть целенаправленным и формировать у ученика положительные качества. Важно воспитывать у учащихся чувства и мысли о том, что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим. И такая постановка музыкально-просветительской работы в детской музыкальной школе плодотворно влияет на формирование самосознания учащихся и понимания, что ученик представляет собой цельную личность. Занятия в оркестре требуют от учащихся не только психических, но и физических усилий. И если учебный материал подаётся в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет более лёгким, знания будут более прочными. Эмоциональное воздействие пробуждает интерес, настойчивость в преодолении трудностей и дает возможность почувствовать радость от этого преодоления. Желая учиться и научиться, ученик никак не хочет быть объектом воспитания. Ему неприятны любые поучения, замечания, воспитательный нажим. И оркестровый класс музыкальной школы, как воспитательный коллектив, имеет свои особенности. Роль руководителя в этом процессе трудно переоценить. Строгое, справедливое и равное ко всем ученикам отношение должно являться первоосновой. Не допускать, чтобы эти отношения зависели от степени одарённости ученика, не допускать слова унижения человеческого достоинства. Только зная мысли и чувства ребят, их положительные и отрицательные качества, по доброму относясь к каждому, можно вести полезную воспитательную деятельность. И направлена она должна быть на мотивируемую тягу к музыке, что способствует формированию внутреннего мира и состояния личности. Воспитание коллектива как творческой единицы, процесс работы над музыкальным произведением есть постепенное и постоянное углубление в его образно-эмоциональное содержание.
Публичные выступления являются итогом проделанной работы, что является важнейшей формой общественной деятельности учащихся. И показывать можно только хорошо выученные произведения, где понятно. что надо делать, быть уверенными, что руки справятся с техническими и художественными задачами, существует полное понимание требованиям дирижёра. И тогда выступление даёт полное удовлетворение и сопровождается эмоциональным подъёмом и радостью.
Современная система воспитания детских музыкальных школ является национальным достоянием, т.к. построена с учётом лучших достижений и многовекового опыта в области музыкального воспитания. Она уникальна по возможностям воздействия на личность учащегося с целью раскрытия его природных способностей, развития личностных, творческих и гражданских качеств. За годы своего существования музыкальные школы накопили хорошие традиции высоких профессиональных требований, настоящей музыкальной культуры. Пробуждая в ученике художника, развивая его образное мышление, решается важная социальная проблема. Сводится до минимума количество людей равнодушных, укрепляются здоровые силы в обществе и искусстве. Жизнь ставит перед музыкальными школами ответственную задачу – быть пропагандистами музыкальной культуры, брать серьёзную ответственность за уровень музыкальных вкусов широких слоёв общественности, особенно подрастающего поколения. Б.Асафьев считает, что при формировании таких черт характера личности, как инициативность, организованность, находчивость, критичность, а также в привитии социальных навыков « никакое другое искусство не в состоянии содействовать этому направлению развития в такой сильной степени, как музыка» И коллективное оркестровое музицирование занимает в этом процессе достойное место.
Список используемой литературы
1. Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» Л. 1988.
2. Спиридонова В. «Содержание и формы методической работы в музыкальной школе и училище» Казань , 1981.
3. С.М. Майкапар «Музыкальный слух» МРИ 2005.
4. А. Баринская «Начальное обучение скрипача» М. 2007.
5. Б. Гутников « Об искусстве скрипичной игры» Музыка 1988.
6. «Музыкальное исполнительство и педагогика» Москва 1991.
7. А. Иванов – Радкевич « Пособие для начинающих дирижёров» М.1977.
8. Глядешкина З., Енько Т. « С.Ф. Запорожец – педагог» Музыка 1986.
9. « Основы воспитательной работы в детской музыкальной школе»
Москва 1974.