Проект: среднесрочный.
Вид проекта: познавательно – патриотический.
Актуальность проблемы.
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Никто не забыт, ничто не забыто».
Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Родители мало уделяют внимания этой теме в семье. Поэтому педагогам ДОУ отводится особая роль, ведь как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины. Наш проект направлен на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Проблема. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь?
Гипотеза. Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.
Цель проекта: Сформировать чувство гордости за свою Родину, воспитать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны и солдатам, которые не вернулись с войны.
Задачи проекта.
Воспитательная задача. Воспитывать уважение к подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине, воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Образовательные задачи . Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память.
Обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о городах-героях.
Развивающая задача. Развивать познавательный интерес к истории своей Родины.
Сроки реализации проекта: апрель – май .
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Предполагаемый результат.
1.Сформировать желание знать больше об истории нашей страны, заботиться о людях старшего поколения, помогать им; желание делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми.
2. Расширять представления детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
3.Проявлять чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
4. Формировать внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь.
Ресурсное обеспечение проекта:
1.Уголок в группе с выставкой книг худож. литературы о ВОВ.
2. Стена «Бесмертного полка»( фотографии прадедушек, прабабушек-участников великой отечественной войны)
3.Репродукции известных художников: С.В.Герасимов «Мать партизана»; А.П.Ткачёв «Между боями»; Б.С.Угаров «Возвращение»; А.И.Лактионов «Письмо с фронта»; В.В.Верещагин «Апофеоз войны»;
4.оформленные окна (Акция «Окно Победы»)
5.Фрагменты музыкальных произведений в аудио записи: В.Лебедев – Кумач, А.Александров «Священная война»; А.Сурков, К.Листов «В землянке»; М.Исаковский, М.Блантер «Катюша»; Н.Соловьёва, Е.Евтушенко, Э.Колмановский «Хотят ли русские войны»; В.Харитонов, Д.Тухманов «День Победы»
6.Чтение художественных произведений: С.Алексеев «Первый ночной таран»; Н.Телешов «Уха»; Е.Воробьёв «Обрывок провода».
7.Видеопрезентация «Когда-то была война…»
8.выставка книг о Великой отечественной войне.
9.фотостенгазета «Мы помним-мы гордимся»
10.Выставка рисунков «Спасибо за мир!
Ожидаемый результат
– Создана предметно-развивающая среда.
– Составлены конспекты занятий, праздника.
– Сформированы представления о Вов.
Трансляция проекта
– Ознакомление педагогов ДОУ с новыми дидактическими пособиями, презентациями изготовленными и созданными по данной теме
– Создание уголка памяти
– Выпуск альбома «Война глазами детей»
Дальнейшее развитие проекта
В течение летнего периода подобрать дополнительную художественную литературу о Великой Отечественной Войне, мультимедийные презентации, фотографии участников ВОВ, открытки о городах героях. Этапы реализации проекта
1этап – подготовительный
1.Подбор художественной литературы (пословицы о Родине, стихи, рассказы, буклеты).
2. Подбор наглядного материала (иллюстрации на военную тематику, военной техники).
3. Оформление стенда «Стена Бесмертного полка».
4. Составление конспектов тематических занятий.
5. Подготовка информации для родителей.
6. составление видео презентации «Когда-то была война…»
2 этап – основной
Познавательное развитие
Просмотр видео презентации ” Когда-то была война…”;
Беседы: “Почему война называется Великой Отечественной? “, “Дети войны”, «История георгиевской ленточки», “Великая Победа”, “Мы не забудем”, ” Защитники родного края”, «Символы Победы – ордена, медали и знамена».
Акция георгиевская ленточка»
Речевое развитие
Чтение стихотворений: “Что за праздник» Н. Иванова, “Дедушкины друзья” А. Шамарин, “День Победы” Т. Белозеров(заучивание)
Чтение художественной литературы: Н. Внуков ” Старая гильза”, “Главное войско Л. Кассиль, “Рассказы о Великой Отечественной войне” С. Алексеев; С.Алексеев «Первый ночной таран»; Н.Телешов «Уха»; Е.Воробьёв «Обрывок провода».
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание альбомов “Герои Великой Отечественной войны Д. Захарвань;
Сюжетно – ролевая игра; «Моряки», «Артиллеристы»
Защита детко-родит проектов «Дети-герои», «Военная техника войны»
Рассматривание фотографий «Памятники Неизвестному солдату»
Физическое развитие
Подвижные игры: ” Разведчики”, ” Переправа”, ” Снайпер”, конкурсы на быстроту, меткость;
Дыхательная гимнастика ” Быстрый кораблик”.
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Военные профессии»
Физкультминутка «Армейская
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание иллюстрированного материала – буклетов, репродукций картин;
Фрагменты музыкальных произведений в аудио записи: В.Лебедев – Кумач, А.Александров «Священная война»; А.Сурков, К.Листов «В землянке»; М.Исаковский, М.Блантер «Катюша»; Н.Соловьёва, Е.Евтушенко, Э.Колмановский «Хотят ли русские войны»; В.Харитонов, Д.Тухманов «День Победы»
Разучивание песни «Катюша»
Рисование на тему «Праздничный салют»
3 этап – заключительный
1.Проведение праздника, посвященного Дню Победы.
3.Возложение цветов к памятнику погибшим воинам
4.Акция «Бессмертный полк»;
5.Оформление акции «Возложи цветы к памятнику» в виде стенгазеты.
6.выставка книг о Великой отечественной войне.
7.фотостенгазета «Мы помним-мы гордимся»
8.Выставка совместных рисунков «Спасибо за мир!»
Список использованной литературы
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с
- Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
- А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы» Москва 2010 г.
Фото приложение