Царева Валерия Александровна
магистрант
Казанский Инновационный Университет имени В.Г. Тимирясова,
г. Казань, Республика Татарстан
Аннотация. В статье автор рассуждает об эффективной взаимосвязи между профессиональными и личностными качествами у менеджера. Автор предпринял попытку рассказать, почему важно развивать одновременно как профессиональные, так и личностные качества руководителя.
Ключевые слова: менеджер среднего звена, профессиональные и личностные качества, умение руководить командой.
Профессия менеджера считается очень популярной и востребованной. Человек, претендующий на работу в компании, должен обладать отличными организаторскими способностями, быть хорошим администратором и уметь быстро принимать решения.
Менеджер – это человек, который занимает определенную должность и наделен необходимыми полномочиями, имеет право принимать важные решения в делах компании.
Бгашев М.В. считает, что многие менеджеры называют себя профессионалами, основываясь на формальном опыте применения управленческих навыков: они умеют планировать работу подчиненных, знают, какие действия необходимо предпринять для контроля, они хорошо решают возникающие проблемы. Казалось бы, этим людям можно смело доверить судьбу не только подразделения, но и всей компании [1].
Однако на практике выясняется, что менеджер не внушает доверия подчиненным, не пользуется авторитетом, теряется в нестандартной ситуации, не может наладить с ними общение (хотя прекрасно знает, «как его правильно построить»). В результате получается, что «голова отдельно, а подчиненные отдельно «нет команды, нет синергии в пользу возможности работать вместе.
Качества обычно делятся на две категории: профессиональные (деловые) и личностные. Личностные качества (также называемые мягкими навыками – гибкими навыками) – все, что связано с характером человека. Профессиональные качества / навыки (называемые жесткими навыками) связаны со специализацией человека, а для менеджера это в первую очередь управленческие навыки: планирование, контроль, делегирование полномочий, управление проектами и процессами и т. д.
Сочнева А.С., Торопова А.И., Домнина А.И., Шамина Е.М. пришли к выводу, что «правильный» набор личных качеств для конкретной должности позволяет сотруднику (и не только менеджеру!) развивать свои профессиональные качества/навыки намного быстрее, действовать в нестандартных ситуациях и выполнять свою работу эффективно [2].
Профессиональные и личные качества неизменно влияют друг на друга: поскольку личные качества могут улучшить профессионала (например, коммуникабельность менеджера положительно влияет на продажи).
Но самое главное, что менеджер должен обладать способностью руководить, организовывать и поддерживать работу команды, быть готовым действовать, идти на риск. Он должен уметь определять степень своих официальных полномочий, действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, которые не мешают работе, и нетерпимостью ко всему, что мешает успешному решению задач, стоящих перед ним и командой.
Список использованной литературы
- Бгашев М.В. К вопросу о технологии оценки личных качеств и стиля руководителя // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 5. С. 495-502.
- Сочнева А.С., Торопова А.И., Домнина А.И., Шамина Е.М. Личностные и профессиональные качества менеджера // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 (105). С. 46.