Фахрутдинова Гузелия Наримановна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №133», г. Казань
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным
вот задача первоначального обучения».
К.Д. Ушинский.
Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Однако сложившаяся в России в XX веке авторитарная школа тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик был объектом обучения. Преобладающая его деятельность была деятельность по образцу (делай как я, думай как я, говори как я). Самостоятельность ребенка, его творческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходит из школы. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки «инструмент», с помощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса.
Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Из – за загруженности материала процесса образования, учителя забывают о применении игровых моментов для активизации учащихся на уроках, но игра не перестает быть ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, поэтому важно вернуть ее в урок.
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. «Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли». [2.].
Различные исследователи и мыслители обращались к этой прблеме – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Но, при этом, ни одно из определений не отражает, на мой взгляд, полностью феномена игры, не охватывает подлинной ее сущности.
Прежде всего, игра – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. [3.].
Основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон действительности. [4.]
Игра – это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения. А так же это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Это два из нескольких определений, которое дает четырехтомный словарь русского языка.
По мнению С.Л.Рубинштейна, в игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.[9.]
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Но и, придя в школу, ребенок не может расстаться с ней.
«Он играет, а не учится!» – так часто говорят родители про своих первоклассников.
Это происходит потому, что школьную жизнь первоклассники воспринимают как новую игру, игру с трудными, но интересными правилами (как поднимать руку, как выходить на перемену, как здороваться с учителем, как складывать, числа, как обозначать мягкость согласных…) Им очень нравится исполнять роль «настоящего ученика». Во-первых, они хотят получать удовольствие от самого процесса занятий. Обещания типа «вот научиться писать ровные палочки, тогда тебе самому будет приятно смотреть на свою тетрадь» не работают. Удовольствие надо получать от самого писания палочек. Поэтому к каждой палочке пририсовывается головка, бантик или цветочек. При этом, все окружающие тоже играют свои роли: и одноклассники и учителя. Ранец, тетрадки, линейка, пенал, ручки и прочие школьные предметы так же являются атрибутами большой игры. Эта увлекательная игра длится несколько месяцев и помогает детям безболезненно освоить социальную роль школьника и социальные нормы школьного поведения. Ведь дети с таким удовольствием, в самом деле, готовы учиться чему угодно, но предъявляют к процессу обучения собственные законные требования творческих людей.
Увлечение ребенка школой как сложной игрой по правилам надолго заслоняет от него важнейшую интеллектуальную проблему. «Игра является незаменимым средством для того, чтобы все эти математические понятия, правила русского языка и прочие наполнились для ребенка личным смыслом, стали собственной логикой ребенка».[13.]
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
Данилов И.К. в своей статье «Об игровых моментах на уроках математики» предлагает различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.[6.]
Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. [8.]
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.
Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания.[11.]
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.
Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.[14.]
Ведущей функцией дидактической игры является образовательная функция, которая становится основой потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.
Следующая функция – воспитывающая. Она проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество.
Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний учащихся является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо тренировать эти психические свойства. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения.
Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения – образовательных, воспитывающих и развивающих.
Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п.
Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой –исполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил
Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.[10.]
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В своей книге «Зимний» О.В. выделяет следующую классификацию:
- игры по сенсорному воспитанию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению с природой,
- по формированию математических представлений и др.
- Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- псевдосюжетные игры.[7.]
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. В книге Газман О.С. и Харитоновой Н.Е. «В школу с игрой» выделяются несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
Игры-путешествия способствуют закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.
Цель игры-путешествия — усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино определить, с какого дерева упали листья”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.
Игры-предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал…”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал…”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”.
Игры-загадки. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко. Исходя из игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру .
Деловая игра. Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры – сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Этот вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. Еще один вид классификации дидактических игр: обучающие, контролирующие, обобщающие.[5.]
Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.[12.]
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно – урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность – одна из основных причин снижения мотивации к учению.
Итак, дидактические игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.
Они могут помочь:
– активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
– умение подчиниться правилам
– дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
– укрепить дружеские отношения в классе.[15.]
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – http://nsportal.ru/gp/amonashvili-sha-zdravstvuite-deti-m-1983
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1998
3. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (теория, практика, перспективы игрового обучения). – М., 1992.- 259с
4. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4 – http://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=473786
5. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
6. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
7. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.
8. Кругликов В. Н., 1988 Википедия
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
11. Удальцова Е. И., “Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников”
12. Учебная деятельность и игра. azps.ru А. Я. Психология
13. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? http://www.hr-portal.ru/article/chto-razvivaet-i-chego-ne-razvivaet-uchebnaya-deyatelnost-mladshikh-shkolnikov
14. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 1999г.– 245 с.
15. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – с.64.