Нуруллина Оксана Владимировна
учитель химии
МБОУ «Лицей № 38» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г.Нижнекамск
Создание и функционирование профильных инженерных классов является перспективным направлением в области развития химической промышленной отрасли Республики Татарстан, поскольку позволит обеспечить углубленную подготовку обучающихся по базовым естественно-научным дисциплинам и дополнительным общеразвивающим программам, а также создать условия для профориентации обучающихся с целью их последующего поступления в профильные инженерные вузы и по завершении обучения – трудоустройства в организации инженерного профиля.
С этой целью в нашем лицее в рамках реализации «Стратегии развития инженерного образования в школах», был введён инновационный проект «Химическая инженерия «Татнефть-классов» для учащихся инженерных классов. Данный внеурочный проект дважды стал победителем гранта Благотворительного фонда «Татнефть». В 2024 году сумма гранта составила 740894 руб.
Проект, в котором школьники учатся управлять личными навыками и компетенциями, необходимыми для осознанного выбора и получения (приобретения) будущей профессии. Главная особенность проекта состоит в том, что он реализуется в рамках совместной работы инженерного кластера.
Цель проекта: воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности, способной к выбору инженерной сферы профессиональной деятельности и направления продолжения образования, через партнерство школы и семьи.
– разработка модели практико-ориентированного взаимодействия лицея и дополнительного и профессионального образования;
– разработка и реализация информационного и педагогического обеспечения, с использованием практико-ориентированных технологий, форм и методов;
– реализация форм ранней профессиональной ориентации по компетенциям Всероссийского чемпионатного движении по профессиональному мастерству «Профессионалы».
Участники проекта: учащиеся инженерных 7 – 10 классов МБОУ «Лицей №38» НМР РТ.
Новизна состоит в инновационной совместной работе в рамках инженерного кластера МАУ ДО «ЦТТиП» (структурное подразделение детский технопарк «Кванториум»), ГАПОУ «Колледж нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева и ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н. Королёва» в проведении занятий и мероприятий по профориентации для школьников, а также участия школьников во Всероссийском чемпионатном движении по профессиональному мастерству «Профессионалы».
В рамках реализации проекта учащиеся «Татнефть-классов» принимали участие в конкурсах, семинарах, играх, конференциях различного уровня, профессиональных чемпионатах. Пробовали себя в профессиях химического профиля, проводя исследования качества воды и почвы, определяя подлинность лекарственных препаратов.
Результатом реализации данного авторского курса стали высокие достижения наших лицеистов конкурсах инженерной направленности:
– Республиканский химико-биологический Хакатон «Формула жизни»:
– в направлении «Химическое измерение» в возрастной категории 10-12 лет ученицы 4Б класса Федотова Ольга и Фархутдинова Ралина заняли 2 место
– в возрастной категории 13-15 лет ученицы 9А класса Мифтиева Сабина и Медведева Валерия стали победителями ;
– на Региональном чемпионате движении по профессиональному мастерству «Профессионалы»:
- в компетенции «Лабораторный химический анализ» ученица 9А класса Андарзянова Эльза заняла 1 место (золотая медаль);
- в компетенции «Водные технологии» ученицы 9А класса стали победителями и призерами чемпионата. Нассонова Карина завоевала золото (1 место), а Абдуллина Зарина серебро (2 место).
– на Республиканском этапе Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс – 2024» в компетенции «лаборатоный химический анализ» ученица 9А класса Постольник Виктория заняла 1 место (золото)!, ученик 9В класса Латыпов Нияз – 2 место (серебро).
Таким образом, создание профильных инженерных классов определяет насыщенную практико-ориентированную высокотехнологическую среду для погружения молодого поколения в инженерное образование. Это обогащает ситуацию личностного развития, поскольку позволяет школьникам включиться в систему профессиональных проб высшего порядка, в ходе практико-ориентированной деятельности знакомит с технологическими особенностями трудовых операций, способствует самоопределению в мире востребованных и перспективных профессий.