Логинова Елена Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ «Центр образования – Гимназия №57 «Притяжение», г. Набережные Челны
Урок литературного чтения (вн. чтение). 3-4 класс
ТЕМА УРОКА. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
ЦЕЛЬ УРОКА.
1. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в тексте сказки, использовать их для понимания и объяснения внутреннего состояния, поступков героев, их оценки; определять авторскую позицию; аргументировать собственное отношение.
2. Формирование умения осмысленного чтения для определения портрета и характера героев сказки, выраженные через поступки и речь.
3. Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определяемых поступками персонажей сказки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь: находить в тексте сказки слова и выражения, характеризующих героев и события и использовать их для анализа (с помощью учителя) поступков персонажей, их мотивов для определения отношения автора к персонажам сказки; определять главную мысль сказки.
Знать: особенности жанра авторской сказки.
Метапредметные:
– пояснять свою точку зрения в ходе чтения сказки, соотносить её с точкой зрения автора сказки;
-формулировать несложные выводы, основываясь на текст сказки;
– передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.
Этапы урока |
Ход урока |
УУД |
|
1 |
Самоопределение к деятельности |
– С каким произведением вы познакомились дома? Кто автор? («Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсена) – Многие из вас, наверное, знают это произведение с самого детства. Почему же мы опять обращаемся к этому тексту? (Ответы детей). -Мы с вами уже с вами не раз убеждались в том, что, возвращаясь к известному тексту, мы открываем в нём для себя что-то новое. – К какому жанру относится это произведение? Почему? (Авторская сказка). – На кого больше внимание вы обращали, читая текст? (На утёнка). – А меньше – на кого? (Обитателей птичьего двора и других героев сказки). – Вряд ли вас интересовали оценки рассказчика, автора. Прочитайте эпиграф к уроку: «Сказка ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок!» А.С.Пушкин |
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения |
-Какая же наша главная задача как читателей? (Определить, что хотел сказать нам автор, почему он написал это произведение?) – Что для этого необходимо сделать? ( Определить авторское отношение к событиям, героям, фактам, явлениям, описываемым в произведении) -Какую картину жизни описывает автор? (Составляют модель)
Кот и курица Обитатели птичьего двора
РП? 2 гусака Лебеди
Ч? А? – Какая главная задача урока? ( Определить авторское отношение к событиям, героям, фактам, явлениям, описываемым в произведении, выработать свою точку зрения, отозваться на сказку). |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – фиксирование индивидуального затруднения (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
-Что значит отозваться на сказку? (Какой отзыв, какое впечатление, какие мысли вызвала эта сказка в душе каждого из нас. Поделиться мыслями и чувствами по поводу этой сказки. Что понравилось, а что нет.) – А что может понравиться или не понравиться в сказке? (Герой, его качества, его настроения). – У автора что-нибудь может понравиться? Что? (его мысли, чувства, слова, какими пишет). – Достаточно ли сказать, что «нравиться» или «не нравиться»? (Нет, надо доказать свою мысль) – А как? (Текстом, словами и предложениями из текста). |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). |
4 |
Построение выхода из затруднения |
– Назовите тему нашего урока. («Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсена) – Каковы основные цели и задачи нашего урока? ( Определить авторское отношение к событиям, героям, фактам, явлениям, описываемым в произведении, выработать свою точку зрения, отозваться на сказку). – Какой план наших действий? (На доске шаги плана, намеренно изменённый порядок плана) – Восстановите порядок плана работы на уроке.
|
самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); – разрешение конфликтов (К). |
5 |
Реализация построенного проекта |
1. Параллельно идёт работа с моделью. – На что похож птичий двор? – Как об этом сказала мама-утка? (Прочитайте) – На какое общество похож птичий двор? (Человеческое) – Что происходит на птичьем дворе, когда приходит утка с утятами? (Прочитайте) – Что ценила мама-утка? (Прочитайте) (Знатность) – Почему мама-утка восхищается старой уткой? Чем она отличается от других? В чём её знатность? (Прочитайте) – Что считает РП? (Что быть «жирной»- это большое достоинство) – Как к этому относится РП? (Смеётся) – Как выглядят жители птичьего двора? (Важными и глупыми) – Как РП относится к обитателям птичьего двора? (Они кажутся ему смешными) – Какая это насмешка? (Злая) – Прочитайте, какое сердце, по словам утки-мамы было у утёнка? (Доброе) – А кто-нибудь из обитателей птичьего двора оценил это? (Нет) – Как относятся обитатели птичьего двора к утёнку? (Прочитайте) (Зло и жестоко) – За что же его все обижали? (Прочитайте) (За то, что он некрасивый, странный, не такой как все) Знатные, важные, но глупые. Обитатели птичьего двора Зло и жестоко
Доброе сердце Странный, не такой как все.
Зло высмеивает. Жалеет, сочувствует. РП = А! – Как РП относиться к утёнку? (Жалеет, сочувствует) – Может такое отношение нравиться автору? Почему? – Значит точка зрения А! ………….С точкой зрения РП? – Как Андерсен относиться к происходящему? (Зло высмеивает) Кого? За что? Сделайте вывод. Вывод по модели: Андерсен зло высмеивает таких людей, которые не ценят душевную красоту, доброе сердце, злы и жестоки к слабому и беззащитному только потому, что он не такой как все. 2. – Что сделал утёнок? (Утёнок не выдержал и убежал) – Какими вы представляете курицу и кота? (Прочитайте) ( Горды и самодовольны) – Как их оценивает РП? (Не нравятся, он их высмеивает) Почему? (Лучшая половина света.) – У утёнка на этот счёт тоже было своё мнение, чего не хотели кот и курица. – Как курица и кот относятся к утёнку? Почему? (Пренебрежительно, он не умел «нести яйца», «мурлыкать, да пускать искры») Горды и самодовольны. Кот и курица
И Имеет своё мнение. Пренебрежительно
Не нравятся, зло высмеивает. А! = РП – Как РП относится к коту и курице? (Зло высмеивает) – А Андерсен? – Значит, т.з. А ……. с т.з РП. – Сделайте вывод. Вывод по модели: Андерсен зло высмеивает гордых и самодовольных людей, которые с пренебрежением относятся к людям, которые не похожи на них, которые хотят иметь своё мнение.
3. – Как и для обитателей двора, так и для кота и курицы утёнок был странным, хотел иметь своё мнение. – Но был ли кто-то, кто хотел с ним дружить? Кто и почему? (Два диких гусака) – Они действительно испытывали к утёнку дружеские чувства? Как они его называли? (Прочитайте) (Дружище) – Были ли они действительно искренними в дружеском расположении? (Нет) – Как они действительно относятся к утёнку? ( Насмехаются) – Какие гусаки? (Неискренние) – А утёнок как к ним относится? (Готов подружиться) – Как оценивает гусей РП? (Прочитайте) (Слово – явилось – показывает на сколько пренебрежительное отношение) – РП они не нравятся. А автору? -Сделайте вывод. Вывод по модели: Автору не нравятся не искренние люди, он их осуждает. Насмехаются. Готов подружиться. Два гусака Неискренние. А! = РП Осуждает. 4. – Как автор называет лебедей? («Чудные, царственные птицы») – Что подумал утёнок о лебедях? (Прочитайте) – Что испытывал утёнок, когда увидел «чудных», больших птиц? (Полюбил, волнение) – Какое чувство охватило утёнка, когда «выплыли три чудных белых лебедя»? (Прочитайте) – С какой целью подплыл утёнок к «царственным птицам»? – А лебеди, как они отнеслись к молодому лебедю? (Старые лебеди склонили перед ним головы) – Как они его назвали? (Прочитайте) (Прекраснейший) Прекраснейший. Полюбил, испытал волнение, не возгордился. Нравятся,с особой теплотой. Лебеди Чудные, царственные птицы. РП = А! – Как РП относится к лебедям? (С теплотой, они ему очень нравятся) А автор? Сделайте вывод. Вывод по модели: Автор с особой теплотой относится к тем, кто добр сердцем, имеют своё мнение и не гордятся тем, что имеют. |
– смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – поиск необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); – установление причинно-следственных связей (П); – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поиско- вого характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – разрешение конфликтов (К). |
6 |
Первичное закрепление с проговориванием во внешней речи |
– Сделайте общий вывод по произведению. Вывод: Автор высмеивает зло и жестокость к слабым и беззащитным, к тем, кто не похож на других. Автору не нравятся гордые и самодовольные люди, которые пренебрегают чужим мнением. Автор осуждает неискренних людей. Но с особой теплотой Андерсен относится к тем, кто добр сердцем. – Подумайте над своей точкой зрения, как читателей, над своим читательским отношением к сказке. – Можно ли это сделать так сразу? – Что для этого необходимо? (Ответить на главный вопрос: что хотел сказать нам сказочник, зачем он написал эту сказку.) -ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ – Этот вопрос пожалуй самый трудный для читателей. Поэтому и ваши ответы самые разные, мыслей в сказке много. И всё же самые-самые важные, главные. Предположительные ответы:
«У людей так бывает»; « Добро побеждает зло» (есть в любой другой сказке)
– предательство; – качества: злых, жадных и безжалостных; – высмеять важных, но глупых; – люди разные: одни судят других по красоте и богатству, а другие – по душе и доброте; – красота не главное свойство, главное – доброта и бескорыстие; – Что это такое? (Качества людей, их характеры, их оценка) – Сделайте вывод: какова главная мысль сказки? Главная мысль сказки: Автор показывает качества людей, их характеры и оценивает их. |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – моделирование (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
7 |
Самостоятельная (творческая) работа |
– Какой отзыв вызвала это сказка в душе каждого из вас? Поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу этой сказки. Что понравилось, а что – нет. – А что может понравиться или не понравиться в сказке? (Герой, его качества, его настроения) – А у автора может что-нибудь понравиться или не понравиться? (Его мысли и чувства, слова, какими он пишет) Герой Автор Характер как работает Мысли мысли Чувства чувства – Какова главная мысль, задача, которая стоит перед читателями, пишущими отзыв? (Мысли, чувства героев и автора, его оценка героев) – Что важнее написать о мыслях и чувствах того, кто придумал сказку, т.е. самого автора, или мыслях, чувствах, поступках, характерах героев, которых он придумал? (Автор – самый главный. Он придумал и утёнка, и других героев. По его воле перед нами разворачиваются события, герои совершают поступки.) ДЕТИ ПИШУТ ОТЗЫВ. |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
8 |
Включение в систему знаний |
Дети читают свои отзывы. Идёт их обсуждение. |
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выведение следствий (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – постановка вопросов (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – управление поведением партнера (К) – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
9 |
Рефлексия учебной деятельности |
– Над каким произведением мы работали на уроке? – Какую задачу как читатели решали? (Определить, что хотел сказать нам автор, почему он написал это произведение?) – Каким способом действовали?
– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свой ответ. – Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? (Ответы детей) ДОМ. ЗАДАНИЕ – Как ещё вы можете выразить своё отношение к сказке?
Выберите задание по желанию. |
рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |