Закирова Раушания Талгатовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова» Тукаевского МР, с.Тлянче-Тамак Тукаевского МР
Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на мастер-классе «Приёмы формирования читательской грамотности». И свой мастер-класс я хотела бы начать с цитаты: «Читать это ничего ещё не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное». Это слова Константина Дмитриевича Ушинского.
Читательская грамотность – это не синоним начитанности либо хорошей техники чтения, а умение осознавать, применять и анализировать прочитанное.
Целью формирования читательской грамотности является развитие мыслительных навыков и умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Читатель должен научиться находить из текста необходимую информацию для формулировки суждений и простых выводов. Также уметь интегрировать, устанавливать связи и оценивать информацию текста, полагаясь не только на содержание, но и на язык, структуру, жанр.
Читательская грамотность включает в себя:
-беглое чтение;
-объяснение текста в прямом смысле;
-нахождение информации;
-преобразование данных от частных к обобщенным явлениям;
-изложение основных идей и выводов;
-общее понимание текста;
-рассуждение о содержании и оценка.
-Сегодня мы познакомимся с несколькими приёмами формирования читательской грамотности. Сейчас я вам предлагаю открыть первый конверт. Вам нужно собрать из этих кусков картину. (Участники собирают иллюстрацию из кусочков).
-Я вижу, что все уже готовы, поэтому перейдем к следующему заданию, который называется «Ассоциации». Вам нужно написать свои ассоциации по изображениям, которые вы собрали. (У участников 1 минута). Итак, выслушаем, что у вас получилось.
По словам, которые вы написали, назовите тему текста, с которым мы будем работать.
– На столе у вас есть тексты. Прочитайте этот текст. Вы познакомились с текстом и перейдем к приёму «Дерево вопросов». На слайде вы можете увидеть, что вопросы кроны – это простые вопросы, стволовые вопросы – нужно немного подумать, а вопросы-корни связаны с жизненными ситуациями. Сейчас возьмите, пожалуйста рабочий лист №2 и напишите вопросы: крона, стволовые, корня. Послушаем какие вопросы получились у каждой команды.
– Следующий приём, с которым мне бы хотелось вас ознакомить, называется «Волшебный квадрат». Это наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу для младшего школьника. Ребенок читает текст и затем заполняет волшебный квадрат. Внутри него находятся четыре маленьких квадратика.
В квадрат «Кто?» ребенок должен записать главных персонажей. Это могут быть люди или животные.
В квадрате «Что случилось?» он несколькими словами описывает события данного произведения.
В квадрат «Главные слова» ребенок вносит те слова из текста, которые он считает важными.
В квадрате «Рисунок» ребенок должен нарисовать события рассказа. Первоначально это упражнение вызывает большие затруднения, поэтому для выработки данного навыка можно использовать самые легкие тексты.
В дальнейшем, хорошо освоив данный прием, ребенок научится в совершенстве им пользоваться, что поможет ему лучше понимать прочитанное. (Выполняется и проверяется работа)
Выполним последнюю работу. Для этого нам нужно активизировать память. Я даю вам 30 секунд, чтобы «пробежаться» глазами по тексту. Коллеги, время вышло, текст закрываем. Возьмите текстовыделители и выделяем им словосочетания, которые встречаются в тексте. Сейчас вам нужно поменяться с соседом текстовыделителями. Я выведу на экран эталон и вам нужно проверить по нему. Если вы ошиблись, вы выделяете текстовыделителем, поверх того цвета. Смысл задания в том, что, когда поверх одного цвета, наносится другой, ребенок уже видит, где он ошибся. Возвращается к тексту и внимательно читает его.
Коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Здесь я представила вам несколько приемов формирования читательской грамотности у учеников. Надеюсь, мастер-класс вам оказался полезным. Спасибо за внимание!
Приложение
Рабочий лист №1
Человек — часть живой природы. Без природы его жизнь невозможна. Природа даёт нам всё, что необходимо для жизни: тепло, свет, воздух, воду, пищу, материалы для строительства, изготовления одежды, мебели и других изделий. Однако деятельность человека и его вмешательство в жизнь природы могут приводить к ужасным последствиям: воздух загрязняется, водоёмы мелеют, исчезают растения и животные. Так как в природе всё взаимосвязано, со временем жизнь человека станет более тяжёлой, а многие люди могут погибнуть. Поэтому человек стал задумываться о том, как сохранить природу. Воздух загрязняют вредные вещества заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, лесные пожары. Чтобы воздух оставался чистым, людям необходимо ставить специальные очистные сооружения на заводах и фабриках, предотвращать лесные пожары, высаживать новые растения. Существуют транспортные средства, которые не выделяют выхлопные газы: электромобили, велосипеды, самокаты.
Воду загрязняют отходы с разных предприятий, мусор, который люди выбрасывают в воду или оставляют на берегу, мытьё машин вблизи водоёмов. Чтобы сохранить воду чистой, нужно ставить очистные сооружения на предприятиях, не выбрасывать мусор в воду и рядом с водоёмами, не мыть автомобили вблизи рек и озёр. Для охраны растений и животных человеку необходимо прекратить их бесконтрольное уничтожение, создавать заповедники, а также заботиться не только о живых существах, но и о среде их обитания.
Рабочий лист №2
Рабочий лист №3
Что? Кто?
Что случилось?
Рисунок
Главные слова?
Рабочий лист №4
Часть живой природы, инструменты для строительства, приводить к ужасным последствиям, со временем жизнь человека станет более лёгкой, воздух загрязняют вредные вещества, специальные очистные сооружения, останавливать лесные пожары, транспортные средства, загрязняют отходы с разных организаций., не мыть автомобили вблизи рек и озёр, бесконтрольное уничтожение, заботиться о живых существах.