Галина Валериевна Ухванова
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №175» Советского района г.Казани
Пояснительная записка
Современное школьное образование во всем мире ориентировано на развитие личности обучающегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования. В указе Президента России от 7 мая 2018 года правительству Российской Федерации поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Исходя из этого, приоритетным механизмом повышения качества общего образования становится переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. Это отражается в подходах к обучению, ориентации на развитие навыков широкого спектра, на развитие функциональной грамотности школьников.
Наиболее системным фактором успешности обучающихся является система учебных заданий, для выполнения которых необходимо владение ключевыми компетентностями. При этом под компетентностью понимают способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. Читательская грамотность – способность человека понимать и интерпретировать, использовать и оценивать содержательную информацию. Эти ключевые читательские компетенции школьника определяют его коммуникативные навыки. Задания для проверки читательской грамотности характеризуются по трем составляющим: текст, ситуации, умение.
Текст. При измерении читательской грамотности используются следующие виды текстов: «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты; «несплошные (дискретные) тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы); «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы (журналы, веб-страницы); «составные тексты», они соединяют несколько текстов различных не только по содержанию, но и по формату, каждый из которых является связным и законченным.
Ситуации: личные, общественные, образовательные, деловые.
Умение: извлечение информации, интеграция и интерпретация, размышление и оценка содержания и формы текста.
Предложенные задания направлены на формирование всех уровней работы с текстом: задания низкого уровня сложности (нахождение и извлечение информации из текста) построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором, с выбором ответа «Да»/ «Нет») и направлены на контроль фактической информации, содержащейся в тексте. Задания среднего уровня сложности (задания с множественным выбором) предполагают развернутый ответ на основе прочитанного. Третья группа заданий – это задания высокого уровня сложности (интеграция и интерпретация текста), они направлены на развитие творческих навыков обучающихся, поскольку для их выполнения необходимо не только осмыслить и оценить содержание и форму прочитанного текста, но и привлечь внетекстовую информацию, использовать фоновые знания. К заданиям третьей группы можно отнести, например, следующие: умение найти связь предложений в тексте; умение анализировать структуру текста; умение вычленить главную информацию в тексте; умение работать с неявно заданной информацией; умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос; умение устно и письменно осмысливать полученную информацию; умение преобразовывать текстовую информацию с учётом цели для дальнейшего использования; умение применять информацию из текста в изменённой ситуации.
Итак, наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования читательской грамотности является комплексная, многоуровневая работа с текстом.
Текст №1.
Отец мировой педагогики
Антон Семёнович Макаренко — талантливый педагог- новатор. В 1920– 1930 годах Макаренко получает бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией, где содержались несовершеннолетние заключённые и беспризорники.
Макаренко относился к беспризорникам как к детям, попавшим в трудное положение. Не вспоминать прошлое, доверять человеку – так он строил свои отношения с ребятами. Главным принципом своей работы Макаренко считал воспитание в коллективе. Антон Семёнович утверждал, что человек должен найти своё место в обществе, приносить пользу людям. Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении ученика проявлять свои лучшие качества. Главным методом всей педагогической системы Макаренко было высокое требование педагога к себе. Родители, воспитатели, учителя должны быть примером безукоризненного поведения для своих воспитанников.
Макаренко добился феномена́льных результатов. Труд и самоуправление делали чудеса. В колонии воспитывались люди трудолюбивые, стремящиеся к знаниям и культуре. Они стали хорошими специалистами в разных профессиях. Макаренко дал путёвку в жизнь 3 тысячам подростков. Его воспитанники и последователи прибавили ещё семь тысяч спасённых судеб.
О своей работе Макаренко написал книгу «Педагогическая поэма». Антона Семёновича по праву считают одним из самых великих педагогов, называют «отцом мировой педагогики».
(По материалам Интернета).
Упражнения 1 группы: нахождение и извлечение информации из текста |
Задание 1. Внимательно прочитайте текст №1 «Отец мировой педагогики». Укажите проблемы, которые рассматривается в тексте.
- Роль учителя в воспитании ребенка.
- Значение труда в жизни человека.
- Роль личного примера в жизни детей.
- Влияние творчества на эмоциональное состояние детей.
Деятельность: поиск информации
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: с выбором ответа
Уровень: первый
Код ответа: 1, 2, 3
Задание 2. Внимательно прочитайте текст. Какое(ие) утверждение(я) не соответствует(ют) содержанию текста?
- Макаренко получает бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией, где содержались несовершеннолетние заключённые и беспризорники.
- Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении ученика проявлять свои лучшие качества.
- Его воспитанники и последователи прибавили ещё восемь тысяч спасённых судеб.
- Антона Семёновича по праву считают одним из самых великих педагогов, называют «отцом мировой педагогики».
Деятельность: поиск информации
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: с выбором ответа
Уровень: первый
Код ответа: 3
Задание 3. Какой принцип воспитания А.С.Макаренко считал главным? Обведите для каждого утверждения «Да» или «Нет».
|
Да/Нет |
|
Да/Нет |
|
Да/Нет |
|
Да/Нет |
Деятельность: поиск информации
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: с выбором ответа «Да»/»Нет»
Уровень: первый
Код ответа: Да. – Нет. – Нет. – Нет.
Задание 4. Назовите главное художественное произведение А.С.Макаренко?
Деятельность: поиск информации
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: с закрытым конструируемым ответом
Уровень: первый
Код ответа: Главным художественным произведением А.С.Макаренко считается «Педагогическая поэма».
Упражнения 2 группы: интеграция и интерпретация текста |
Задание 1. Как вы понимаете смысл названия текста №1: «Отец мировой педагогики»? Раскрывает ли название содержание текста? Обоснуйте свой ответ.
Деятельность: интеграция и интерпретация
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: второй
Код ответа: Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом- новатором, которого многие считают «отцом мировой педагогики». Главные принципы воспитания: воспитание трудом, воспитание коллективом, доверие к воспитуемому – были придуманы и воплощены им. Позднее данные принципы воспитания были изучены и внедрены в других странах.
Задание 2. Выделите микротемы текста №1 и в соответствии с ними составьте
его план, используя в качестве пунктов заголовки, которые вы могли бы дать каждой части текста.
Деятельность: интеграция и интерпретация
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: с закрытым конструируемым ответом
Уровень: второй
Код ответа: 1. А.С. Макаренко – талантливый педагог-новатор. 2. Главные принципы и методы воспитания А.С.Макаренко. 3. Феноменальные результаты воспитания. 4. Великий педагог.
Задание 3. Внимательно прочитайте третий абзац текста. Как Вы понимаете значение слова «феномена́льный»? Подберите 2-3 синонима к слову. Составьте словосочетания с разными типами связи, включив в них слово «феноменальный» и его однокоренные слова.
Способ связи |
Пример |
Согласование |
|
Управление |
|
Примыкание |
Деятельность: интеграция и интерпретация
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: второй
Код ответа: Феноменальный – незаурядный, выдающийся по своим качествам, свойствам, силе проявления и т.п. Синонимы: выдающийся, небывалый, исключительный. Феноменальный успех, (согласование), наблюдал феномен (управление), решить феноменально (примыкание).
Задание 4. Как Вы понимаете значение фразеологизма «дать путевку в жизнь»? Обоснуйте свой ответ. Запишите 2 распространённых предложения.
Деятельность: интеграция и интерпретация
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: второй
Код ответа: Задача учителя — не просто дать детям знания по разным предметам, но и помочь им стать личностью, определиться с будущей профессией, словом, дать путевку в жизнь. 1 предложение: Призвание педагога заключается в том, чтобы из каждого маленького человечка сделать настоящего человека, воспитать личность, дать путевку в жизнь. 2 предложение: Дать путевку в жизнь людям с особенностями развития – это и есть смысл жизни.
Задание 5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые служат примерами для приведенных пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами:
А |
Б |
В |
Пунктуационные правила |
Предложения |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, обособ-ляется, если оно стоит после определяемого слова. Б) Между однородными членами предложения ставится запятая. В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми. |
1. В колонии воспитывались люди трудолюбивые, стремящиеся к знаниям и культуре. 2. Макаренко добился феномена́льных результатов. 3. Антон Семёнович утверждал, что человек должен найти своё место в обществе. 4. Родители, воспитатели, учителя должны быть примером безукоризненного поведения для своих воспитанников. 5. Макаренко получает бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией. |
Деятельность: интеграция и интерпретация
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: задание с множественным выбором
Уровень: второй
Код ответа:
А |
Б |
В |
1 |
4 |
5 |
Задание 6. Прочитайте внимательно текст №1. Какими личностными качествами должен обладать человек, занимающийся воспитательной или педагогической деятельностью? Обоснуйте свой ответ.
Деятельность: интеграция и интерпретация
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: второй
Код ответа: Важнейшими личностными чертами педагога, без которых невозможна эффективная педагогическая деятельность, являются душевная щедрость, мудрость и безграничная любовь к детям. Он должен быть справедливым, внимательным, приветливым, открытым, доброжелательным, чутким, тактичным. Педагог должен быть «примером безукоризненного поведения для своих воспитанников».
Задание 7. Какие примеры моральных ценностей Вы можете назвать? Внимательно изучите таблицу. Установите соответствие между понятием и его значением. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Понятие |
Значение |
А) Гуманизм |
1. Внутреннее ощущение человека, осознание им своих обязанностей |
Б) Добро |
2. Система взглядов, в основе которой лежит отношение к человеку как к высшей ценности |
В) Долг |
3. Всё то, что положительно сказывается на развитии общества и личности |
Г) Совесть |
4. Чувство ответственности, которое определяет, как следует поступить в той или иной ситуации |
Д) Уважение |
5. Справедливое отношение к окружающим, стремление придерживаться правды |
Е) Честность |
6. Признание достоинств другого человека, его уникальности |
Деятельность: интеграция и интерпретация
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: задание с множественным выбором
Уровень: второй
Код ответа: Моральные ценности – доброта, милосердие, гуманизм, справедливость, совесть.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
2 |
3 |
1 |
4 |
6 |
5 |
|
Упражнения 3 группы: осмысление и оценка текста |
Задание 1. Проиллюстрируйте содержание текста №1 русскими народными пословицами, данными в таблице №1. Выберите из предложенных три, на Ваш взгляд, самые подходящие к тексту, объясните свой выбор. Приведите аргументы из прочитанного текста. Работайте в парах.
Таблица №1
|
Деятельность: осмысление и оценка текста
Формат текста: составной
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: третий
Код ответа: Три пословицы, раскрывающие содержание текста №1: 7, 8, 9.
Хороший пример – наилучшая проповедь. (В тексте №1 говорится о важности учителя быть примером для своих учителей: «Родители, воспитатели, учителя должны быть примером безукоризненного поведения для своих воспитанников». Это означает, что педагог должен быть честным, справедливым, доброжелательным).
Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются. (Макаренко считал, что к трудным детям нужно относиться «как к детям, попавшим в трудное положение». Нужно доверять им, не вспоминать их прошлое. В тексте подчеркивается: «Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении ученика проявлять свои лучшие качества». Важно приучать детей к труду, знаниям, чтобы в будущем они стали хорошими специалистами в какой-либо области).
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы. (По содержанию текста можно сделать вывод, что личный пример родителя, воспитателя, педагога очень важен. Если в семье родители трудолюбивые, то и дети вырастают такими же).
Задание 2. Составьте памятку или интеллект-карту «Как воспитать человека», включив в нее основные принципы педагогики А.С.Макаренко. Дополните своими мыслями. Приветствуется использование онлайн-сервисов,
например, Xmind
Деятельность: осмысление и оценка текста
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: третий
Код ответа: Памятка «Как воспитать человека».
1 принцип: доверять ребенку, научить проявлять лучшие качества (доброту, честность, открытость, доброжелательность, ум).
2 принцип: воспитывать в коллективе, развивать трудолюбие. Дать возможность ребенку пробовать свои силы в разных видах деятельности. Тогда со временем он может стать профессионалом своего дела, найдет своё место в обществе, принесет пользу людям и своей стране.
3 принцип: быть примером для детей, значит демонстрировать им желаемые качества и поведение: моральные ценности, уважение к другим, самодисциплину, личное развитие и т.д.
Задание 3. Представьте, что Вы берете интервью у Антона Семеновича Макаренко. Какие вопросы Вы бы ему задали? Почему? Запишите перечень этих вопросов (3-4 вопроса).
Деятельность: осмысление и оценка текста
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: третий
Код ответа: 1. Антон Семенович, кто или что оказали решающее влияние на ваш выбор профессии? 2. Какой самый смешной случай в вашей педагогической практике?3. Как Вы считаете, учитель – это профессия или призвание? 4. Что самое трудное в профессии учителя?
Задание 4. Вспомните, как звучит золотое правило нравственности? В чем его суть? Как Вы думаете, что мешает людям всегда действовать в соответствии с золотым правилом морали? Обоснуйте свой ответ.
Деятельность: осмысление и оценка текста
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: третий
Код ответа: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это значит, что каждый человек, вступая во взаимодействие с окружающими, должен задуматься о том, как не навредить другому, а наоборот принести добро и пользу. Золотое правило нравственности помогает понять позицию другого человека, осознать последствия действий. Часто личные интересы и себялюбие мешают людям действовать в соответствии с золотым правилом морали. Его нарушение приводит к конфликтам, непониманию, формированию чувства несправедливости».
Задание 5. Прочитайте текст №2. Как он соотносится с текстом, прочитанным ранее? Сопоставьте эти два текста и подготовьте выступление перед одноклассниками на тему «Один добрый пример лучше ста слов».
Текст №2
«Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди». А.С.Макаренко. «Книга для родителей» |
Деятельность: осмысление и оценка текста
Формат текста: составной
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: третий
Код ответа: В тексте №1 и 2 говорится о воспитании, в тексте №1 названы следующие принципы: доверие, воспитание в коллективе, привитие трудолюбия, побуждение ученика проявлять свои лучшие качества, в тексте №2 основной принцип – это родительская любовь.
Текст выступления связан с заявленной темой.
Задание 6. Рассмотрите репродукцию картины российского художника-живописца и графика Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка»? (Рис. №1). Какие вопросы можно задать к данной картине? Запишите не менее 5 вопросов. Какими словами Вы могли бы поддержать мальчика?
Рис. №1.
Деятельность: осмысление и оценка текста
Формат текста: составной
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: третий
Код ответа: Вопросы: 1. Почему мальчик на переднем плане такой грустный? 2. Удивилась ли мама мальчика, когда узнала про двойку? Почему? 3. Понимает ли собака, почему мальчик такой грустный? 4. Сочувствует ли мальчику сестра, стоящая у стола? Поможет она исправить плохую оценку? 5. Как можно помочь мальчику? Что можно посоветовать?
Слова поддержки: Каждый новый день у нас есть шанс что-то изменить. Новый день — новый старт! Начни с малого, делай маленькие шаги, со временем ты обязательно придешь к успеху. Мы верим в тебя!
Можно рассказать притчу о лягушках в кувшине с молоком. Две лягушки попадают в кувшин с молоком. Одна лягушка сразу сдается и тонет. Другая лягушка продолжает барахтаться и взбивает молоко в масло. Она взбирается на масло, выпрыгивает из кувшина и спасает себя. Мораль: Упорство и настойчивость помогают преодолеть даже самые сложные препятствия. Никогда не сдавайся, даже перед лицом кажущейся невыполнимой задачи.
Задание №7. Напишите сочинение – рассуждение по репродукции картины Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка», выбрав одну из тем: «Действие – результат знаний», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Не учась и лаптя не сплетешь», «Сумей себя показать – люди станут уважать». При подборе аргументации опирайтесь на литературные произведения и жизненный опыт. Объем сочинения – не менее 70 слов.
Деятельность: осмысление и оценка текста
Формат текста: смешанный
Ситуация: образовательная
Тип вопроса: со свободно конструируемым ответом
Уровень: третий
Код ответа: Содержание сочинения-рассуждения раскрывает одному их предложенных тем. Имеются аргументы (литературный и (или) жизненный примеры). Оценивается по критериям сочинения-рассуждения ОГЭ.
Критерии оценивания:
Упражнения 1 группы: нахождение и извлечение информации из текста |
|
Задание 1 |
Верный ответ – 1б. |
Задание 2 |
Верный ответ – 1б. |
Задание 3 |
Верный ответ – 1б. |
Задание 4 |
Верный ответ – 1б. |
Итого: |
4 балла |
Упражнения 2 группы: интеграция и интерпретация текста |
|
Задание 1 |
Верный ответ – 2б. Частично верный – 1б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 2 |
Верный ответ – 2б. Частично верный – 1б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 3 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 4 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 5 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 6 |
Верный ответ – 2б. Частично верный – 1б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 7 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Итого: |
18 баллов |
Упражнения 3 группы: осмысление и оценка текста |
|
Задание 1 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 2 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 3 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 4 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 5 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 6 |
Верный ответ – 3б. Частично верный – 1-2б. Неверный ответ – 0б. |
Задание 7 |
Оценивается по критериям сочинения-рассуждения ОГЭ – 15б. |
Итого: |
33 баллов |
Максимальное количество баллов: 55 |
|
Оценка «5» – 50-55 баллов Оценка «4» – 44-54 балла Оценка «3» – 30-43 балла Оценка «2» – 0-29 баллов |
Список информационных источников
- Государственная Третьяковская галерея https://gallerix.ru/album/GTG
- Круглова Е.Н., Красовская Ю.П., Лодус Л.М. и др. Русский язык. Сборник заданий по формированию читательской грамотности. 8-9 классы. Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2021.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: АСТ, 2021.
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ruso-oge.sdamgia.ru/problem?id=150