Буриева Айгуль Мубараковна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №21», г. Набережные Челны
Актуальность
Самые подвижные и непредсказуемые участники дорожного движения – это дети. Приходится признать, что дети нарушают правила, предписанные для пешеходов. По результатам деятельности в Татарстане с января 2024 года произошло 549 ДТП, в которых погибли 63 человека и пострадали 690.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из самых актуальных. По данным государственной инспекции безопасности дорожного движения города за девять месяцев 2024 года в Набережных Челнах с участием детей в возрасте до 16 лет произошло 61 ДТП. Один ребёнок погиб, 65 получили травмы.
Форм и методов профилактической работы в этом направлении много, но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно-транспортных происшествий трудно. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического и идеологического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улицы и дорог.
Изучение действительного состояния транспортной культуры детей и обеспечение их безопасности на дорогах Республики Татарстан показывает, что задачу сохранения здоровья и жизни детей могут успешно решать детские общественные объединения, такие как отряды юных инспекторов движения, которые пользуются популярностью у детей и активно развиваются. Именно такой отряд и был создан на базе 4А класса 21 школы.
Тема моего социального проекта «Дорога БЕЗ опасностей» возникла не случайно: во-первых, наша начальная школа работает в две смены; во-вторых, за последний год была по городу отмечена отрицательная динамика по количеству детей, нарушивших правила дорожного движения.
Итак, перед нами возникла проблема: «Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма?».
Задача отряда ЮИД состояла в том, чтобы приобщить несовершеннолетних детей к пропаганде Правил дорожного движения, формировать у них уважительное отношение к нормам и правилам, действующим в сфере дорожного движения.
Основные причины, которые вызвали появление этой проблемы:
Причина 1:
Незнание и нежелание выполнять ПДД вследствие непонимания значимости этих простых, но очень важных норм.
Причина 2:
Большая подвижность и самостоятельность младшего школьника: ежедневно он самостоятельно проходит маршруты от дома до школы и обратно, к местам встреч с друзьями, выполняет некоторые поручения родителей, связанные с необходимостью движения по улице.
Причина 3:
Расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге.
Целевая группа проекта: дети школьного возраста, родители, педагоги.
Инициативная группа проекта: отряд юных инспекторов движения 4 «А» класса.
Координаторы проекта: со стороны МАОУ «СОШ № 21» – А.М. Буриева, учитель начальных классов, классный руководитель 4 «А» класса; со стороны социума – руководители городских программ по ПДД.
Объект исследования:
Транспортная культура детей и обеспечение их безопасности на дорогах
Предмет исследования:
Дети младшего школьного возраста Комсомольского района поселка ЗЯБ города Набережные Челны; родители обучающихся.
Сроки реализации проекта: 2024 -2025 г.
Миссия проекта: Побудить как можно больше людей задуматься о том, что КАЖДЫЙ из нас может сделать для обеспечения дорожной безопасности.
Ожидаемые результаты:
- Массовое вовлечение обучающихся в мероприятия, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
- Освоение спектра социальных ролей (я -пешеход, я -велосипедист,
я – пассажир и т.д.)
- Приобретение ребятами воспитанниками опыта социально-значимой деятельности.
- Сокращение числа обучающихся, нарушающих правила дорожного движения.
В реализации проекта приняли непосредственное участие 32 учащихся 4 «А» класса, классный руководитель 4»А» класса и администрация МАОУ «СОШ №21».
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОБЛЕМА: ЦЕЛЬ:
Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма?
Вовлечение детей и взрослых в социально-значимые мероприятия, с целью формирования мотивационно-поведенческой культуры как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
ПРИЧИНА 1 ЗАДАЧА 1
Изучение правил дорожного движения с целью предупреждения детского ДТТ. Развитие интереса к изучению правил дорожного движения.
Незнание и нежелание
выполнять ПДД
ПРИЧИНА 2 ЗАДАЧА 2
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
Большая подвижность и самостоятельность младшего школьника
ПРИЧИНА 3 ЗАДАЧА 3
Формирование, развитие и совершенствование целостности восприятия опасной дорожной среды.
Расхождение между знаниями и фактическими действиями
2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
ЗАДАЧА 1: МЕРОПРИЯТИЯ:
Акция «Шагающий автобус»
Изучение правил дорожного движения с целью предупреждения детского ДТТ.
Развитие интереса к изучению правил дорожного движения.
Эстафета безопасности
«Дорога – символ жизни»
Выступление агитбригады в ДОУ и ОО Комсомольского района поселка ЗЯБ
Флешмоб «По секрету всему свету»
Кинофестиваль
«На волне безопасности»
(создание видеороликов по ПДД)
Инициатива
«Я всегда с собой беру видеокамеру»
Задача 2: мероприятия:
Практикум
«Безопасный путь от дома до школы»
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
Серия мастер-классов по изготовлению световозвращающих элементов
«Стань заметней в темноте»
Квест-игра
«Безопасный город»
Инициатива «Наставники»
в рамках операции «Малыш»
ЗАДАЧА 3: мероприятия:
Проект по строительству автогородка в Комсомольском районе «Шире круг»
Формирование, развитие и совершенствование целостности восприятия опасной дорожной среды
МЕРОПРИЯТИЯ:Мероприятия
Тренажерные игры
«Безопасность, прежде всего»
Игровой тренинг
«Нам на улице не страшно»
3. ПРОГРАММА ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
№ п/п |
Комплекс мер |
Срок проведения |
Место проведения |
Ответственный |
Этап 1 |
||||
1 |
Акция «Шагающий автобус» |
Сентябрь 2024 г. |
МАОУ «СОШ № 21», Музыкальный зал |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. |
2 |
Эстафета безопасности «Дорога – символ жизни» |
Сентябрь 2024 г. |
МАОУ «СОШ № 21», Музыкальный зал |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. |
3 |
Выступление агитбригады в ДОУ и ОО Комсомольского района, поселка ЗЯБ |
Ежеквартально |
ДОУ и ОО Комсомольского района |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса |
4 |
Флешмоб «По секрету всему свету» |
Ноябрь 2024 г. Май 2025 г. |
МАОУ «СОШ № 21», Музыкальный зал, Парк Театральный |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса |
5 |
Кинофестиваль «На волне безопасности» (создание видеороликов по ПДД) |
Декабрь 2024 г. |
МАОУ «СОШ № 21», Музыкальный зал |
Заместитель директора, Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса |
6 |
Инициатива «Я всегда с собой беру видеокамеру» |
Ежеквартально |
СМИ |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса |
Этап 2 |
||||
1 |
Практикум «Безопасный путь от дома до школы» |
Сентябрь 2024 г. 2025 г. |
Территория Комсомольского района поселка ЗЯБ |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса Воспитатели ГПД |
2 |
Серия мастер-классов по изготовлению световозвращающих элементов «Стань заметней в темноте» |
Ежеквартально |
МАОУ «СОШ № 21», Учебные кабинеты |
Учитель технологии. Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса Воспитатели ГПД |
3 |
Квест-игра «Безопасный город» |
Октябрь 2024 г. Май 2025 г. |
МАОУ «СОШ № 21», Парк Театральный в ЗЯБе |
Педагог-организатор, Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса Воспитатели ГПД |
4 |
Инициатива «Наставники» в рамках операции «Малыш» |
Ежеквартально |
ДОУ поселка ЗЯБ |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса |
Этап 3 |
||||
1 |
Проект по строительству автогородка в Комсомольском районе по «Шире круг» |
Май 2025 г. |
Территория МАОУ «СОШ № 21» |
Руководитель городской программы по ПДД Заместитель директора Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. |
2 |
Тренажерные игры «Безопасность, прежде всего» |
Ежемесячно |
МАОУ «СОШ № 21», Компьютерный класс |
Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса |
3 |
Игровой тренинг «Нам на улице не страшно» |
Февраль 2025 г. |
МАОУ «СОШ № 21», Спортивная площадка |
Педагог-организатор Руководитель отряда ЮИД Буриева А.М. Отряд ЮИД 4 «А» класса Воспитатели ГПД |
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ
№ п/п |
Название мероприятия |
Люди |
Вещи |
1 |
Акция «Шагающий автобус» |
80 чел. |
Клей+ Ножницы+ Картон+ Фломастеры+ Альбомные листы+ |
2 |
Эстафета безопасности «Дорога – символ жизни» |
80 чел. |
Клей+ Ножницы+ Картон+ Фломастеры+ Листы ватмана+ |
3 |
Выступление агитбригады в ДОУ и ОО Комсомольского района, поселка ЗЯБ |
350 чел. |
Костюмы+ Театральный реквизит+ Дорожные знаки+ |
4 |
Флешмоб «По секрету всему свету» |
280 чел. |
USB-носитель+ Музыкальная аппаратура+ |
5 |
Кинофестиваль «На волне безопасности» (создание видеороликов по ПДД) |
280 чел. |
Рейбуки+ Мультимедийная аппаратура+ |
6 |
Инициатива «Я всегда с собой беру видеокамеру» |
15 чел. |
Фотоаппарат+ Видеокамера+ |
7 |
Практикум «Безопасный путь от дома к школе» |
316 чел. |
Листы ватмана+ Старые журналы и газеты+ Фломастеры+ Клей+ Ножницы+ |
8 |
Серия мастер-классов по изготовлению световозвращающих элементов «Стань заметней в темноте» |
280 чел. |
Тканевая световозращающая лента- Ножницы+ |
9 |
Квест-игра «Безопасный город» |
316 чел. |
Дорожные знаки+ Дидактические задания+ Спортивный реквизит+ Цветная бумага+ Листы ватмана+ |
10 |
Инициатива «Наставники» в рамках операции «Малыш» |
25 чел. |
Дорожные знаки+ Дидактические игры+ Дидактические задания+ |
11 |
Проект по строительству автогородка в Комсомольском районе «Шире круг» |
20 чел. |
Дорожные знаки- Дорожная разметка- Транспорт (самокаты, Велосипеды, веломобили)- |
12 |
Тренажерные игры «Безопасность, прежде всего» |
316 чел. |
Компьютеры, ноутбуки++ Цифровые образовательные ресурсы- |
13 |
Игровой тренинг «Нам на улице не страшно» |
316 чел. |
Дорожные знаки+ Флажки-, мячи+, кегли+, Велосипеды+, самокаты+ Призовой фонд- |
5. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
№ п/п |
Статья расходов |
Объем собственных средств (руб.) |
Объем запрашиваемых средств (руб.) |
Источник финансирования |
Тканевая световозращающая лента |
50 руб.* 16(ед.)=300р. |
– |
Сдача макулатуры |
|
Дорожные знаки |
– |
5600 руб. |
Привлечение спонсоров |
|
Дорожная разметка |
– |
|||
Самокаты |
1200 руб.*3=3600 руб. |
Привлечение спонсоров |
||
Велосипеды |
8000 руб.*1= 8000 руб. |
|||
Цифровые образовательные ресурсы |
150 руб.*3 (ед.)=450 |
– |
Внебюджетные средства ОО |
|
Флажки |
150 руб.*10=1500 |
– |
Благотворительная ярмарка |
|
Призовой фонд |
1500 руб. |
– |
Благотворительная ярмарка |
|
ИТОГО: |
3750 руб. |
17200 руб. |
6. Ожидаемые результаты.
ЦЕЛЬ: РЕЗУЛЬТАТ:
Вовлечение детей и взрослых в социально-значимые мероприятия, с целью формирования мотивационно-поведенческой культуры как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
- Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
- Увеличение количества детей и взрослых по Комсомольскому району поселка ЗЯБ , вовлеченных;
в социально-значимые мероприятия по ПДД.
ЗАДАЧА 1 РЕЗУЛЬТАТ 1
- Приобщение обучающихся к нормам культуры поведения на улицах города, в транспорте, общественно-полезным делам через игровую деятельность;
- Рост инициативности обучающихся (их семей) в организации и проведении комплекса мероприятий, направленных на изучение ПДД.
- Результативное участие в конкурсах, проектах различного уровня.
Изучение правил дорожного движения с целью предупреждения детского ДТТ.
Развитие интереса к изучению правил дорожного движения.
ЗАДАЧА 2 РЕЗУЛЬТАТ 2
- Умение обучающимися предвидеть возможные опасности, управлять своим поведением, учитывая принятые решения.
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
ЗАДАЧА 3 РЕЗУЛЬТАТ 3
Формирование, развитие и совершенствование целостности восприятия опасной дорожной среды
- Приобретение обучающимися опыта безопасного передвижения на улицах города, чувства ответственности за сохранность своей жизни и здоровья окружающих людей
7. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Стейкхолдеры |
Социальные эффекты |
Учредитель |
Снижение уровня дорожно-транспортных происшествий, нарушений ПДД |
Обучающиеся |
Повышение социальной активности, осознание собственной значимости при реализации общественно-значимых мероприятий |
Родители |
Осознание значимости собственного положительного примера |
Педагогический коллектив |
Позитивная модель взаимодействия Учитель – Ученик |
Партнеры |
Опыт социального взаимодействия |
8. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Проект базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Предлагаемый цикл мероприятий позволит воспитать грамотных участников дорожного движения, формировать уважительное отношение к законам дороги, достигнуть осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.
На первом этапе реализации проекта отслеживается положительная динамика по количеству нарушителей ПДД в школе. За первую четверть правонарушений не зарегистрировано.
Результативностью данной деятельности можно будет считать отсутствие нарушителей ПДД в МАОУ «СОШ №21» и сокращение числа правонарушителей в Комсомольском районе города Набережные Челны.
Позитивным результатом эффективного воздействия профилактической и педагогической работы будет являться и осознание детьми того факта, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как их неправильные действия на улице и дороге опасны и для них самих, и для окружающих.
9. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Риски |
Условия возникновения |
Пути преодоления |
Недостаточная заинтересованность со стороны взрослых |
Высокая занятость, непонимание глубины проблемы |
Приглашение специалистов на родительские собрания с демонстрацией видеороликов со статистическими данными и ДТП с участием детей по городу Набережные Челны |
Отсутствие спонсоров |
Незаинтересованность спонсоров |
Увеличение сроков реализации проекта, сбор средств заинтересованными участниками путём организации благотворительных ярмарок, сбора макулатуры |
10. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.
Заключение
Социальный проект «Дорога БЕЗ опасностей» – это результат деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения учащихся 4 «А» класса, который полезен не только нам в школе, а также является доказательством способности детей решать недетские проблемы.
Опыт работы над данным проектом дает основание утверждать, что внедрение деятельности отрядов юных инспекторов дорожного движения в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес, повышает уровень самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. При осознании детьми правил безопасного поведения, они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми.
Данный проект представляет собой практическое руководство для классных руководителей по внедрению деятельности отрядов юных инспекторов дорожного движения.
Предлагаемый проект может служить подспорьем в работе классным руководителям, педагогам, ведущим внеурочную деятельность в образовательных организациях. Представленные в нем материалы можно непосредственно использовать в практической работе по профилактике нарушений ПДД.
Реализация данного проекта позволит организовать на базе автоплощадки комплекс профилактической работы по безопасности дорожного движения детей и подростков Комсомольского района: проводить занятия с детьми по безопасности дорожного движения, качественно готовиться к ежегодному конкурсу «Безопасное колесо». Повысит охват детей и подростков содержательным досугом с использованием «Автогородка».
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред. В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
- Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
- Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2004.
- Классные часы по правилам дорожного движения/ Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.-М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Кузянин Г.И. Пусть всегда будет праздник: Сборник игровых программ. Серия «Игра – дело серьезное». Выпуск 2. – Н.Новгород: Изд-во «Педагогические технологии», 2001.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Нефедова К.П. Транспорт какой он? Знакомство с окружающим миром и развитие речи.- М,: «Гном и Д», 2004.
12.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. АннабелКрейг, Клифф Росни. Наука. Энциклопедия.- М.:« Росмэн», 1994.
- Винни пух в стране дорожных знаков. Книга раскраска по Правилам дорожного движения/ Составители Ананьичева Л.Т., Салихова Г.Р.-Казань, 1999.
- Дэвид Салариа, Питер Тэрвей. Изобретения, изобретатели и остроумные идеи: Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста.-М: «Росмэн», 1994.
- Дэвид Салариа, Эрил Дэвис, Транспорт: по земле, по дороге, по рельсам: Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста.-М.: «Росмэн», 1994.
- Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации: Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста.-М.: «Росмэн», 1994.
- Джейн Эллиот, Колин Кинг. Детская энциклопеди: Учебное пособие для дополнительного образования.-М.: «Росмэн»,1994.
- Детская домашняя энциклопедия/ Ред.-сост.Нилова Т.В. – М.: «Знание», 1995.
- Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: «Педагогика- Пресс», 1992.
- Леокум Аркадий. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..»- М.: «Мол. Гвардия», 1992.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: «Книголюб», 2003.
13. ГЛОССАРИЙ:
- Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечение внимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию
- Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
- Квест-игра – это разновидность игр, в которых команда проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение.
- Световозвращающие элементы (фликеры) – представляют собой наклейки или значки, которые светятся в темноте и легко крепятся к детской одежде.
- ЮИД – творческое объединение школьников, которые помогают школе в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и дорогах города) среди учащихся своей школы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
города Набережные Челны
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Практическая часть. Приложение к проекту.
«Дорога БЕЗ опасностей»
Руководитель проекта:
Буриева Айгуль Мубараковна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 21»
ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Назови участников дорожного движения.
- Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
- Назови части городской (загородной) дороги.
- Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
- Как называется место, где пересекаются улицы?
- Назовите типы перекрёстков.
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Расскажи свой путь «Дом – школа»
- Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
- Где следует ожидать общественный транспорт?
- Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
- Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
- Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
- Что такое «зебра»?
- Что такое «островок безопасности»?
- Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
- Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
- Какие дорожные знаки тебе известны?
- Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
- Какие бывают светофоры?
- Что означает каждый сигнал светофора?
- Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
- Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
- Какое движение называют правосторонним и почему?
- Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.
Контрольные вопросы:1 класс.
- Кого называют пешеходом?
- Что такое транспорт?
- Для чего предназначен тротуар?
- Что такое перекресток?
- Для чего служат ПДД?
- Для чего служит проезжая часть?
- Где надо переходить улицу?
- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
- Где можно играть?
- Как нужно вести себя на улице?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каких местах устанавливается знак «Дети»?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Почему опасно цепляться за автомобили?
- Почему на санках нельзя кататься на улице?
- Где нужно ожидать общественный транспорт?
- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
- Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
- указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
МОНИТОРИНГ ПО ПРОГРАММЕ «АЗБУКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА. ДОБРАЯ ДОРОГА»
2 класс. Поисковый диктант. Хвастун. Сережа Бойков учился во втором классе. Он был хвастуном. Однажды Сережа решылперебижать дорогу перед самым носом машыны. Появился самосвал. Сережа дождался, пока машына подъедет ближе. Хвастун бросился через дорогу. Водитель резко затормозил, но несчастья было не избежать. Водитель и мальчик с тижелыми травмами были доставлены в больницу. Примечание: в тексте допущено 5 ошибок. |
3 класс. Диктант. Про шолуна Ваню. Ваня был очень бойкий и непослушный мальчик. Он чястошолил на улеце. Однажды Ваня чютьнепопал под машыну. Его спас друг Саша васильев. Теперь Ваня осторожен. Играет с товарищями во дваре. Правильно переходит улецу. Так должен поступать каждый учиник. Примечание: в тексте допущено 12 ошибок |
4 класс. Диктант. Впервые на перекрестке. Сережа Попов ж__л в деревн__. На лето он приехал к бабушке в горо__. Скоро он познакомился с сосе__ским мальчиком Юрой. Вот идут мальчики по тротуару. По дороге одна за другой мч__тсямаш__ны. Сережа и Юра подошли к перекрестку. Страшно Сереже переходить дорогу. Кругом маш__ны. Но Юра его успокоил. Он сказал, что надо смотреть на св__тофор. Загорится з__леныйсигнал – можно пешеходам начать движение. Стоит Сережа и ждет. Вот загорелся красный свет. Переходить дорогу нельзя. Замигал ж__лтый сигнал. А вот и з__леный. Теперь можно переходить дорогу. Вопрос. В каких местах разрешено переходить проезжую часть? ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ |
ОЛИМПИАДА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. КАТЕГОРИЯ: ПЕШЕХОД.
2 класс
- Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
- Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;Б. Оштрафовать;В. Посадить в тюрьму.
- Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
- Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
- В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
- Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
- Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;Б. Да, разрешен;В. Разрешен, если нет автомашин.
- С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
- При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.
- Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.
- Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
- Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
- Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
- О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный, но зато такой надежный.
Помогает он в пути нам дорогу перейти.
- Как называется этот знак?
А.Ура! Закончились уроки!Б. Внимание: дети! В. Побежали-побежали |
ОЛИМПИАДА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
КАТЕГОРИЯ: ПЕШЕХОД.
3-4 класс
1.Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2.Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два
Б. Три
В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;
Б. Оштрафовать;
В. Посадить в тюрьму.
6.Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
7.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
8.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
9.Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;
Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;
Б. Да, разрешен;
В. Разрешен, если нет автомашин.
11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
12.При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I,
Б — И. Грозном,
В — Александре Михайловиче.
13.Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж,
Б — Лондон,
В — Рим.
14. Где появился первый светофор?
А. В Лондоне
Б. В России
В. В Гонконге
15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого
Б. Красного
В. Жёлтого
16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
17.О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
18. О чем информирует водителя и пешехода следующий знак?
А. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. |
19. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А — пешеход;
Б — водитель;
В — дорожный рабочий.
20. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А — нет;
Б — да;
В — да, т.к. работают на дорогах.
21. Какого цвета были первые дорожные знаки?
А — красного,
Б — черного,
В — белого.
22. Какого цвета применяются световые сигналы в светофорах?
А. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
Б. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного цвета.
В. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и синего цвета.
23В какой стране впервые установлен светофор для пешеходов?
А — США;
Б — Франция;
В — Япония.
24. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться
пешеходы?
А— левой;
Б — правой;
В— любой.
25. Можно ли перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье машины?
А. Конечно, разрешается
Б. Категорически запрещается
В. Разрешается, если установлено детское сиденье.