Бубнова Светлана Юрьевна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Семицветик» НМР РТ, г. Нижнекамск
Цели:
- Создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей. Учет индивидуального развития ребенка при освоении основной общеобразовательной программы.
- Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
- Обеспечение единства и взаимодополняемости психологических и педагогических методов воспитания и обучения. Координация деятельности взрослых по отношению к ребенку и прогнозирование положительного результата в освоении основной общеобразовательной программы.
- Создание социокультурной среды в ДОУ, соответствующей индивидуальным, возрастным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Задачи:
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
- Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
- Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
- Консультационная работа с родителями и педагогами.
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
7.Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.
8. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
9.Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с дошкольниками».
Организационно-методический центр
Организационно-методическая работа включает в себя следующее:
- Работа с мед. картами и психолого – педагогической документацией.
- Анализ научной и практической литературы для подбора психологического инструментария и разработки развивающих и /или коррекционно-развивающих программ.
- Подготовка к консультации воспитателей, с целью формирования у последних потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
- Подготовка и оформление информационных стендов для родителей.
- Подготовка информационных писем (памяток) для родителей.
- Анализ и обработка результатов диагностики, составление рекомендаций для родителей и воспитателей.
- Изучение материалов периодической печати, с целью подготовки к индивидуальному или групповому консультированию родителей/педагогов.
- Подготовка материала для проведения групповой
/индивидуальной работы с детьми.
- Подготовка психологического инструментария к обследованию, написание заключений.
Заполнение отчетной документации педагога-психолога.
Комната развития тактильной и кинестетической чувствительности
“Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму” Китайская пословица
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: горячеехолодное, сухое-мокрое, гладкое-шершавое, мягкое-твердое и прочее. Кинестетические ощущения возникают у человека, когда он двигается. Они помогают узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
Тактильная и кинестетическая чувствительность
Развитие кинестетической и тактильной чувствительности очень важно в развитии детей дошкольной возраста. Поэтому в кабинете педагога-психолога создана целая отдельная комната, где происходит развитие тактильных чувств, которое оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. А так–же способствует регуляции мышечного напряжения, стимуляции активных точек на кистях рук, на стопах ног рефлекторно связанных с внутренними органами
Центр коррекции психических процессов и развития
познавательной деятельности
Цель: обучать детей самоконтролю, уметь анализировать собственные эмоции. Выявлять и развивать интересы ребенка, поощрять любознательность – все это происходит в центре коррекции психических процессов и познавательной деятельности.
Где так же идет работа над:
- Формированием адекватной самооценки;
- снижением уровня тревожности ребенка;
Коррекция отклонений в познавательной деятельности.
а) определение индивидуальной характеристики психического
развития ребенка, активизация его интересов;
б) формирование пространственных представлений;
в) развитие сенсорной сферы ребенка;
г) расширение, углубление, уточнение, развитие ассоциативного и
логического мышления;
д) обучение элементарным приемам рассуждений и умозаключений
на основе экспериментирования;
е) развитие мыслительных операций – сравнения, обобщения,
классификации
Коррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой форме.
Работа с одаренными детьми
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами: – Учет сензитивности дошкольного детства. – Индивидуальный подход, своевременное начало.
- Возможность выбора.
- Комплексный подход. – Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
Центр эмоционально-личностного развития
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Главная задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в его душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
На наших занятиях мы учим детей понимать эмоции и чувства других людей и выражать своё настроение и свои эмоции различными способами (вербальными и невербальными), а так –же ;
- способствовать профилактике негативных эмоциональных
проявлений;
- развивать творческие способности детей;
- развивать навыки самоконтроля и саморегуляции деятельности; – произвольность поведения.
Поскольку вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной, то всё, во что включается ребёнок – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., – должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится.
Центр консультирования
Консультирование – это оказание конкретной помощи обратившимся родителям или педагогам в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении
психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов работы педагога-психолога в детском саду.
Консультирование
- Работа с педагогами:
- анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;
- разработка рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития, для воспитателей групп и других специалистов детского учреждения;
- подготовка рекомендаций по организации благоприятного эмоционального климата в группе с учетом индивидуальных особенностей детей, помощь в проведении специальных мероприятий (игр, занятий, праздников, развлечений), улучшающих взаимоотношения детей, рост их социальной компетентности;
- проведение специальных обучающих занятий, тренингов для воспитателей по изменению стиля воспитательных воздействий.
- Работа с родителями:
- консультирование родителей по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;
- консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, социальные, поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;
- разработка рекомендаций для родителей по организации жизни ребенка в семье. При необходимости проведение специальных занятий, тренингов для родителей и других форм обучения
Уголок уединения
Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности,
может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
Ребенок может
самостоятельно
проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно. Уголок уединения в кабинете педагога-психолога
наполнен мягкими
игрушками карандашами,
раскрасками,
маркерами, мягкими подушками. Ребенок может взять с собой в уголок уединения, все что находится в кабинете, то что понравилось ему.
Центр технической поддержки
Использование мультимедийных технологий открывает
Новые возможности в организации образовательного
Процесса, в развитии творческих способностей воспитанников, вызывают интерес у детей за счет
Реалистичности и динамичности материала. Создает такую
Образовательную среду, которая интересна, познавательна детям, является современной и отвечает требованиям общества.
Центр арт-терапии
Наше образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей», очень плодотворно работает над здоровьесбережением воспитанников. А, одним из главных факторов здоровьясбережения дошкольников является эмоциональноличное развитие. В кабинете педагога-психолога разработан целый комплекс арт-терапевтического оборудования
Центр включает в себя следующее оборудование:
- Световой стол для рисования песком
- Стеклянный мольберт для рисования красками и маркерами
- Песочница с кинетическим песком
- Этажерки для арт-терапевтического материала .
Целью центра является: гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.
Центр релаксации
Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Живущие в современном мире дети, очень часто испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию
Релаксация
Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Если взрослый замечает, что какой-нибудь ребенок после выполнения упражнений испытывает напряженность, страх, повышенную возбужденность, то надо выяснить причину и при необходимости прекратить занятия.