Саидова Адиба Шарифджановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №11 «Шатлык»
Мензелинский район, Республика Татарстан
…Ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело.Вся его жизнь это игра.
А,С.Макаренко
Евгений Шулешко –философ, психолог, педагог -исследователь; создатель педагогической системы дошкольного и начального образования, решающей проблемы успешности в обучении для всех детей.
Обучение грамоте с помощью таблицы “Аквариум” (методика Е. Е. Шулешко) становиться интереснейшим делом для ребят) Что такое “Аквариум”? Это поиск ответов на вопрос друга. Это игра в паре с другом. И при этом ребята закрепляют свои знания в алфавите, в счете и цифрах.
Алфавитная таблица «Аквариум» нужна детям на протяжении всего периода обучения. По ней они знакомятся с печатными буквами русского алфавита в первые недели занятий, в дальнейшем постоянно обращаются к ней при знакомстве с новым материалом, касающимся букв, слогов и слов.«Аквариум» – таблица большая, 120*150 см.Буквы в «Аквариуме» размещены группами. Ориентирами к местоположению каждой группы букв является конкретный элемент изображения аквариума. Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер цифра от 1 до 33. Они размещены в ней по порядку слева направо. Эта полоса может быть немного светлее, чем остальная площадь «Аквариума». Цифры расположены не ровным горизонтальным рядом, а маленькими «лесенками» идущими вверх и вниз соответствующими каждой группе букв. Каждая буква находится точно под (или над) своей цифрой. Над цифрами располагаются все гласные буквы, под цифрами согласныеУ каждой буквы есть пара (б – п, в – ф, г – к, и т.д.) Каждая из этих букв располагается со своей парой на одной линии горизонтали.Группы букв отмечены не только пространственным расположением, но и цветом. Каждая буква имеет свой цвет, в этот же цвет окрашена и соответствующая ей цифра. Гласные объединены красно-коричневой гаммой цветовЦифры, являющиеся номерками этих букв, тоже раскрашены по этому принципу: номер букв «б, в, г, д, ж, з» – залиты соответствующими цветом, По поверхности воды в «Аквариуме» плавают буквы латинского (английского, немецкого) алфавита. По «Аквариуму» дети в игровой форме занимаются с буквами, цифрами, приобретают умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть предметы по цвету, форме, размеру. Соотносить предметы, буквы, цифры с числительными, учатся согласовывать разные части речи. Закрепляют понятие вверх, вниз, слева и т.д. Знакомятся с буквами алфавита, запоминают гласные и согласные, парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Составляют и преобразовывают слова путем замены или добавления звука. «Аквариум» способствует развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Дети учатся задавать вопросы, составляют предложения с простыми и сложными предлогами, придумывают истории и описательные рассказы о месторасположении букв, цифр.
Дидактическая игра : «Зашифрованные слова»
Расшифровывают слова с названиями профессий.-развивать умение соотносить и находить букву по цифре.
-Составлять (печатать) слово из найденных букв и прочитывать его.
-Развивать умение составлять слова (название профессий) на парный согласный звук, а затем «зашифровывать» эти слова.
Д/и «Вычёркивалки»-развивать внимание, умение составлять из букв слово.
Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы.
А М Д К Н Т Н Ё Д Р М (актёр)
Педагог вызывает ребёнка, предлагает назвать и зачеркнуть буквы, которые встречаются два раза, затем назвать оставшиеся буквы и прочесть слова.
П Р Д Л О Ж Р Ы Т С Д Н И Р Ж С К Ы (плотник)
Н К В Л С Р А Л К Н Ч С (врач)
Ш К У И В Ж Ж Е И У К Я В В (швея)
Сначала дети поочерёдно называют и зачёркивают в каждом ряду буквы, которые встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляют слова
Маленький ребенок- это великое чудо,это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.
- Что в аквариуме жидкое? (Вода)
Что есть живое и неживое в аквариуме? (Рыбы, ракушки, краб, водоросли, буквы, цифры, кляксы, шланг – фильтр для очистки воды, компрессор для подачи кислорода)
- А как называются растения аквариума?Водоросли.
- Сколько здесь рыбок? (7)
- Что находится слева от большой рыбки? Что справа?
- Что необычного в аквариуме? (кляксы, буквы и цифры)
«Найди букву»
Воспитатель: – Эта буква как бы убегает от рыбки, ближе к центру Аквариума, розового цвета, порядковый номер 13 (Л).
– Эта буква присела у ракушки, в левом нижнем углу – это согласный звук, желтого цвета ее порядковый номер 9 (З).
– Эта буква находится в центре Аквариума под листочком жёлто-зелёной водоросли, она синего цвета(П).
– Эта буква спряталась в правом нижнем углу Аквариума около ракушки, она синего цвета (Ш)
Воспитатель: Какие буквы алфавита мы с вами искали
Дети: Ответы детей. (Л, З, П, Ш)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами превратимся в рыбок и поплаваем.
Дети: Придумывают название.
«Ориентировка в аквариуме»
(дети стоят с двух сторон у аквариума)
Воспитатель: Команде №1. Назовите, что находится в середине аквариума?
Команде №2. Назовите, что находится в нижнем правом углу аквариума?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А теперь сами придумайте задание по ориентировке в аквариуме для другой команды и договоритесь, кто будет задавать вопрос.
Дети: Выполняют задание.
Физ. минутка «Рыбки»
Вот поплыли рыбки вправо
Расправляя плавники.
А теперь поплыли влево
Тренируют хвостики.
Любят плавать и вперёд,
Возвращаются назад.
Плывут рядом ровным строем
Собираясь на парад.
«Зашифрованное слово»
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Зашифрованное слово». У вас на столе лежит карточка с цифрами необходимо найти и записать буквы соответствующие, каждой цифре и расшифровать слово. На это задание даю вам 1 минуту. Договоритесь, кто из команды будет искать и называть буквы, а кто будет записывать.
Команде №1 — 18,29,2,1 — рыба
Команде №2 — 3,16,5,1 — вода
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Поменяйтесь листочками, проверьте, как справилась с заданием другая команда.
Дети: Проверяют задание.
Воспитатель: Назовите слова, которые у вас получились. Давайте разделим слова на слоги, как мы это сделаем?
Сколько слогов в слове рыба.
Сколько слогов в слове вода?
Воспитатель: Чтобы глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Рыбки»
Рыбки плавают по кругу.
Раз, два, три. Раз, два, три.
Поплыли в сторону другую.
Раз, два, три. Раз, два, три.
Игра «Водяной»
Дети выбирают считалкой водяного, ставят его в круг, он закрывает глаза, и играющие произносят такие слова:
Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?
выйди на минуточку, на одну секундочку ,
выйди хоть на целый час,
всё равно не знаешь нас.
После остановки хоровода водяной открывает глаза и тот игрок, на которого он показал рукой, повторяет движения, который показывает «Водяной»
Воспитатель: давайте присядем на ковер.
4. Д/и «Зашифрованные слова»
Расшифровывают слова с названиями профессий.
• Развивать умение соотносить и находить букву по цифре.
• Составлять (печатать) слово из найденных букв и прочитывать его.
• Развивать умение составлять слова (название профессий) на парный согласный звук, а затем «зашифровывать» эти слова.
5. Д/и «Вычёркивалки»
• Развивать внимание, умение составлять из букв слово.
Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы.
П Р Д Л О Ж Р Ы Т С Д Н И Р Ж С К Ы (плотник)
Н К В Л С Р А Л К Н Ч С (врач)
Ш К У И В Ж Ж Е И У К Я В В (швея)
(актёр)
Педагог вызывает ребёнка, предлагает назвать и зачеркнуть буквы, которые встречаются два раза, затем назвать оставшиеся буквы и прочесть слова.
П Р Д Л О Ж Р Ы Т С Д Н И Р Ж С К Ы (плотник)
Н К В Л С Р А Л К Н Ч С (врач)
Ш К У И В Ж Ж Е И У К Я В В (швея)
Сначала дети поочерёдно называют и зачёркивают в каждом ряду буквы, которые встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляют слова.
П Р Д Л О Ж Р Ы Т С Д Н И Р Ж С К Ы Н К В Л С Р А Л К Н Ч С Ш К У И В Ж Ж Е И У К Я В В А М Д К Н Т Н Ё Д Р М 3.18.1.25—— 21.15.12.10.18—— 18,29,2,1 —
3,16,5,1 —
| ||||