Хазипова Наталья Никоноровна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Нижнеуратьминская средняя
общеобразовательная школа» НМР РТ
Нижнекамский район, с. Нижняя Уратьма
Республика Татарстан
Аннотация: Использование научно – исследовательской деятельности как метод повышения учебной и воспитательной мотивации.
Образование и воспитание это неразрывно связанные понятия, которые относятся к числу важнейших социальных институтов, определяющих процесс воспроизводства общества как социальной системы. Сложность и многогранность явления позволяет рассматривать его на различных уровнях: инфраструктуру, а также в виде элемента человеческого капитала как совокупности «накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и воспитания, которые впоследствии могут приносить доход — в виде заработной платы, процента или прибыли», [3, с. 11]который может быть в свою очередь трансформирован в другие формы капитала — экономический, политический и т. п.
Одной из задач Концепции модернизации российского образования- это формирование «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
На сегодняшний день одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе и социализации в обществе..
Как учитель истории, я задаю себе вопрос, как заинтересовать детей своим предметом, как воспитать чувства патриотизма к своей Родине в этот нестабильное время?
Исходя из опыта своей работы я хочу поделиться одним из методов повышения интереса к учебе и воспитанию учащихся – это вовлечение их в исследовательскую работу.
Научно-исследовательская деятельность – это один из видов творческой деятельности учащихся, которая должна придерживаться некоторых правил:
-учащиеся должны решить творческую задачу с заранее неизвестным решением.
– главной целью является развитие личности учащегося, а неполучение объективно нового результата, как в “большой” науке.
В своей работе учителя истории я часто использую вид проектно-исследовательской деятельности как информационный (рефераты, презентации).
Мы живем в селе Нижняя Уратьма с богатым историческим прошлым, поэтому главным акцентом в работе я делаю на краеведческий материал. Так, например, участвуя в Y Республиканской краеведческой конференции «Живи и помни…», учащиеся ведут поисковую работу по летописи села, расспрашивают старожилов села, изучают историю вживую, что формирует навык исторических исследований. Широкое использование исследовательского метода в форме реферата создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, командного сотрудничества.
История двух народов села (чувашей и татар) из века в век, из поколения в поколения проживающих и работающих вместе, само по себе воспитывает толерантность, дружбу народов. А национальные праздники «Сабантуй» чувашский «УЯВ» еще более сплачивают нас, здесь учащиеся знакомятся с народными обычаями и костюмами. Поэтому одно из направлений исследовательской работы – это история народного костюма.
В презентации ученики рассказывают о становлении народного костюма, объясняют значение орнаментов, использование элементов народной одежды в современном костюме. Задачи исследования для учащегося:
– собрать информацию о национальной одежде из «бабушкиного сундука»;
– провести экспериментальное исследование для того, чтобы выяснить, знакомы ли учащиеся с национальными костюмами в современной жизни.
Научно-исследовательская деятельность в моей работе один из эффективных способов развития личности, она помогает мне раскрыть творческие способности учащихся, формирует умение работы в коллективе, прививает уважение к своим корням повышает информационную компетентность и учебную мотивацию учащихся.
Литература:
1. Гро Харлем Брундтланд, Осло, 20 марта 2019 г. Наше общее будущее.
Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР).
Ишмуратова Д. Ф. Образование в контексте устойчивого развития: уровни взаимодействия // Молодой ученый. — 2016. — №5.4. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/archive/109/26774/ (дата обращения: 17.02.2018). Интернет- ресурсы:
1.hattp://fastform.ru/studentu/2-kurs/nauchnoissledovatelskaia-deiatelnost-uchashchikhsia-v-usloviiakh-modernizatcii-obrazovaniia/