Харисова Резеда Фаязовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад компенсирующего
вида №37 «Сказка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Вид проекта: учебно–образовательный.
Тип: творческий.
Сроки реализации: февраль-март, краткосрочный.
Проблема: Как необычно поздравить маму с праздником? Что можно подарить мамам?
Цель: воспитание доброго, внимательного отношения к маме, желание радовать их.
Задачи:
- Воспитывать желание радовать своих мам, проявлять о них заботу
- Учить детей ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
- Формировать у детей навыки и умения в дизайнерской деятельности при создании подарков из бросового материала.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Формировать у детей представление о бросовом материале, знакомить с его спецификой, выразительными средствами, областями применения.
- Показать значимость, ценность и результативность труда.
- Развивать умения точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным предложением).
- Развивать их творческие способности, фантазию, воображение.
- Развивать мелкую моторику рук.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, педагоги, родители.
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, художественное творчество, труд, безопасность.
Познание: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой и художественной деятельности.
Художественное творчество: развитие детского творчества, изготовление творческих работ для подарка членам семьи.
Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
Труд: формирование представлений о труде родителей, ручной труд: изготовление поделок для членов семьи, трудовые поручения в семье, помощь взрослым в процессе трудовой деятельности.
Актуальность: Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Это все то, отчего мы, взрослые стараемся поскорее избавится и выбросить. Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение.
Предполагаемый результат: в процессе придумывания и создания подарков из бросового материала дети приобретут трудовые умения и навыки, разовьют творческое воображение и конструктивное мышление, освоят способы работы с различными материалами и инструментами, поймут ценность подарка, сделанного своими руками, испытают чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки.
Описание продукта, полученного в результате проекта: выставка поделок из бросового материала «Подарок маме своими руками», выпуск сборника стихов и рассказов «Про маму», оформление альбома «Мамы разные нужны, их профессии важны», проведение презентации проекта на празднике 8 марта.
Этапы реализации проекта:
I этап. Создание проблемной ситуации «Что подарить мамам на 8 Марта?». Формулирование проблемы и цели проекта.
II этап. Планирование реализации проекта. Определение способов решения проблемы: обсуждение вариантов поиска информации; планирование этапов творческой деятельности, подбор бросового материала и оборудования, которые могли бы понадобится для продуктивной деятельности, обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце проекта.
III этап. Практический. Реализация основных совместных действий и мероприятий: беседы, рассматривание иллюстраций, творческая деятельность, изготовление поделок, оформление.
IV этап. Заключительный. Презентация результатов: выставка поделок из бросового материала «Подарок маме своими руками», выпуск сборника стихов и рассказов «Про маму», оформление альбома «Мамы разные нужны, их профессии важны», проведение презентации проекта на празднике 8 марта.
Непосредственная образовательная деятельность
в старшей группе детей с ОНР «Сюрприз для мамы»
Вид непосредственной образовательной деятельности |
Интегрированная образовательная деятельность по коммуникации и познанию (конструктивная деятельность) в старшей логопедической группе с тяжелыми нарушениями речи |
Тема |
«Сюрприз для мамы» |
Программа |
Авторская НОД |
Возраст |
5-6 лет (старшая группа) |
Направление |
Художественно-эстетическое развитие. Познавательно-речевое развитие. |
Основная образовательная область |
ОО «Познание» ОО «Коммуникация» |
Интегрированные образовательные области |
ОО «Социализация» ОО «Художественная литература» ОО «Художественное творчество» ОО «Музыка» |
Форма проведения |
Интегрированное НОД |
Цель |
Воспитывать доброе внимательное отношение к маме. |
Воспитательные |
Воспитывать доброе отношение к маме. Формировать умения оценивать результаты своей работы (при помощи взрослого); доводить начатое дело до конца. |
Развивающие |
Развивать умения точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным предложением). Развивать эстетические чувства, детское творчество. Развивать мелкую моторику рук. |
Образовательные |
Закрепить умения создавать из бросового материала подарок мамам. Закрепить названия цветов – салатовый, фиолетовый, малиновый и др.; знания о бросовом материале и его использовании. |
Планируемый результат |
Развитие творческого воображения, приобретение трудовых умений и навыков в процессе придумывания и создания подарков из бросового материала, укрепление детско-родительских взаимоотношений. |
Методы и приемы |
Словесные методы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, указания. Игровые методы: игра малой подвижности, пальчиковая гимнастика. Практические методы: самостоятельное оформление упаковки для подарка: приклеить кружочки, завязать ленточку. |
Наглядные средства обучения |
Фотографии мам. |
Организация детей |
Фронтальная (сидя, стоя, в игре), индивидуальная. |
Индивидуальная работа |
1. Разучивание стихотворения о маме. 2. Обучение завязыванию бантика. |
Словарная работа |
Обогащение словаря детей понятиями: вязальщица, визажист, домохозяйка, бросовый материал, салатовый, малиновый. |
Предварительная работа |
С детьми: – беседы о мамах, об их профессиях; о предстоящем празднике 8 марта; о поделках из бросового материала; – рассматривание иллюстраций о подарках из бросового материала; – разучивание стихотворений о маме, пальчиковой гимнастики «Подарок». – показать детям разнообразные виды поделок из бросового материала, выбрать для подарка мамам один из вариантов: держатель (подставка) для сотового телефона. – собрать флаконы из-под шампуня и геля для душа, отклеить этикетки. – подготовить коробки для упаковки подарка – пустые коробки из-под чая, печенья и др., цветы для украшения. С родителями: – привлечь пап к изготовлению подарка: отрезать флаконы по образцу. |
Структура |
1. Вводная беседа о Международном женском дне. 2. Рассказ детей о своей маме. 3. Игра «Ласковое слово». 4. Беседа об утреннике и о подарках из бросового материала. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Изготовление поделок. 7. Подведение итогов. |
Ход деятельности:
1. Вводная беседа о Международном женском дне.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Игоря Мазина «Простое слово»:
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и нежнее одно-
Из двух слогов простое слово «Мама»,
И нету слов роднее, чем оно!..
– О ком это стихотворение?
Дети: О маме.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о мамах. Как думаете, почему?
Дети: Потому что скоро будет праздник мам.
Воспитатель: Правильно, потому что приближается праздник Международный женский день 8 марта. Это праздник всех женщин: мам, бабушек, сестер и всех девочек.
2. Рассказ детей о своей маме.
Воспитатель: Я уверена, что вы все больше всех любите своих мам. Так, ребята?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Давайте познакомим своих друзей со своими мамами. Кто хочет рассказать о своей маме? Посмотрите на фотографии, кто узнает свою маму – выходит рассказывать про нее.
Начинается показ фотографий мам.
Рассказы детей: «Мою маму зовут …. Она работает … (домохозяйка). Моя мама вкусно готовит (красиво шьет, вяжет). И я очень ее люблю.»
Воспитатель задает детям дополнительные вопросы: «Как мама тебя ласково называет? У мамы есть любимое платье? Какого оно цвета? Ты помогаешь дома маме? Как? Ты не знаешь, что хочет мама получить в подарок? Какое блюдо у мамы получается очень вкусно? Сколько детей у твоей мамы? Кто?
Воспитатель: Молодцы, вы действительно любите своих мам. Им будет очень приятно это узнать. Но еще приятнее будет услышать от вас ласковые слова. Какие слова вы хотите сказать мамам?
3. Игра «Ласковое слово»
(Дети встают в круг, передают друг другу цветок и говорят: «Моя мама самая милая, ласковая, любимая, добрая, красивая, веселая, молодая, симпатичная…»)
4. Беседа об утреннике и о подарках из бросового материала.
Воспитатель: Ребята, скажите, как мы будем праздновать женский день в детском саду?
Дети: Пригласим мам и бабушек, проведем утренник.
Воспитатель: Как мы их будем поздравлять?
Дети: Мы разучиваем стихи, песни, танцы.
Воспитатель: Что вы сделаете в конце утренника?
Дети: Мы подарим свои поделки.
Воспитатель: Послушайте стихотворение П. Синявского «Сюрприз» и скажите, какой же подарок готовил этот мальчик своей маме?
А какой подарок маме
Мы подарим в Женский день?
Есть для этого немало
Фантастических идей.
Ведь сюрприз готовить маме –
Это очень интересно…
Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло…
Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок…
Жаль, я ростом невысок.
Воспитатель: Хороший подарок придумал этот мальчик? Мама обрадуется такому сюрпризу?
Дети: Нет. Потому что так он только все испортит, мама будет его ругать.
Воспитатель: Каким же должен быть подарок?
Дети: Красивым, хорошим…
Воспитатель: Каждый подарок должен радовать. Я думаю, что наш подарок очень обрадует ваших самых любимых мам.
Воспитатель: Какой же мы готовим подарок мамам?
Дети: Держатель для сотового телефона.
Воспитатель: Из чего мы их сделали?
Дети: Из флаконов из-под шампуня.
Воспитатель: Вы уже знаете, что флаконы из-под шампуня – это бросовый материал. Скажите, что же такое бросовый материал и почему мы их так называем?
Дети: Потому что мы их выбрасываем.
Воспитатель: Какие бросовые материалы вы еще знаете?
Дети: Стаканчики от йогурта, палочки от сока, пластиковые бутылки, пластиковые яйца от киндер-сюрприза, одноразовые стаканчики и ложки.
Воспитатель: Но, оказывается, и ненужные вещи могут стать нужным, полезным и красивым. Надо только пофантазировать и немного потрудиться. Ребята, а кто помогал нам готовить мамам сюрприз?
Дети: Папы.
Воспитатель: Ваши папы помогли нам вырезать из флаконов держатели для сотового телефона, которые вы потом украсили цветами. Это будет не только подарок, который будет радовать глаз, но и еще и полезная вещь, которой можно будет пользоваться каждый день.
Показ образца держателя для сотового телефона.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы закончим готовить наш подарок-сюрприз для мам. Нам нужно сделать красивую коробку, ведь подарки принято вручать упакованными и красиво оформленными.
Показ образца несколько оформленных подарочных упаковок.
5. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Перед работой мы с вами отдохнем и расскажем про свой подарок.
Исполняется ритмическое стихотворение “Подарок”
Подарок ( руки вертикально лица правая – левая вверх)
Маме ( руки горизонтально правая – левая лицу)
Покупать не станем (указательный палец правой руки вверх, качают в стороны)
Сделаем сами ( повторить касание пальчиков рук к груди)
Своими руками (ладонями вверх вынести руки вперед перед собой)
Можно вышить (имитирует рукой иголку – шьет, передвигаясь змейкой к левой ладошке)
Ей платок ( имитируют руками завязывание платка на голове с узелком)
Можно вырастить цветок ( ладошки вместе около груди, имитируют раскрывающийся бутон)
Можно сердце ( пальцами кистей рук сделать треугольник вокруг сердца)
Подарить ( затем развернуть ладошки вверх)
И любовью одарить ( продвижение ладошек вперед – вверх и дунуть на ладошки).
6. Изготовление поделок.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю пройти за столы и закончить оформление нашего сюрприза. Можно украсить коробки цветами и ленточками, чтобы было красиво и празднично.
Воспитатель: Какой бросовый материал мы используем для коробок?
Дети: Пустые коробки из-под чая.
Воспитатель: Какого цвета ленточку ты выбрал? Почему? Какие цвета тебе еще нравятся?
Дети проходят за столы, приклеивают цветы, завязывают бант, украшают по своему вкусу – подарок для мамы готов.
7. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать подарок своими руками?
– Какими трудностями встретились при выполнении поделок?
– Какая получилась коробка? (красивая, праздничная, нарядная…)
– А подарок получился необычный и полезный.