Арзютова Мария Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №20» г. Альметьевск РТ
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технологии: здоровьесберегающие, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, самодиагностики и взаимодиагностики изучения темы.
Виды деятельности: формирование у обучающихся деятельностных способностей, групповая практическая работа с последующей взаимопроверкой, самооценкой; исследовательская деятельность.
Планируемые результаты
Предметные: научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.
Метапредметные УУД
Коммуникативные: формирование навыков речевых действий: умение слышать, слушать и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, уметь договариваться, вести дискуссию; уважать в общении партнёра.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе применения правил; исследовать, искать и отбирать необходимую информацию.
Личностные УУД
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Средства обучения: презентация, карточки, учебник
Ход урока:
На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.
Повернитесь, улыбнитесь, мысленно пожелаем друг другу успеха.
I.Мотивация учебной деятельности.
Девизом нашего урока я предлагаю взять такие слова: СЛАЙД 1
Затруднение в ученье
К новым знаниям ведёт.
Кто дорогу сам осилит,
Непременно их найдёт.
II.Актуализация опорных знаний.
Прочитайте внимательно и назовите часть речи. СЛАЙД 2
Без меня предметы лишь названья,
А я приду- всё в действие придёт
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Что за часть речи приводит всё в действие? (глагол)
Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе? (вид, время, наклонение, лицо, число, род)
На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
Какую форму имеют глаголы? (начальную и личную)
Вспомните, какие правила написания глаголов вы знаете? (не с глаголами, написание глаголов с приставками, во всех глаголах после шипящих пишется ь)
Сегодня вам предстоит узнать еще одно правило написания глаголов.
III. Создание проблемной ситуации.
Послушайте стихотворение Марины Яковлевны Бородицкой.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется-
Славно сегодня звенится-поётся.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться-
Для супа не годится.
– Чем показались интересными вам слова в стихотворении? (слышится –ца)
СЛАЙД 3 – А теперь давайте посмотрим на эти слова. Во всех словах, где слышался слог –ца, пишется –ца?(нет)
-На какие группы можно разделить выделенные слова? (сущ., глаголы)
СЛАЙД 4 Запишите в тетради число, классная работа и запишите слова в группах.
Прочитайте слова, в которых и слышится, и пишется –ца (водица, птица, синица)
СЛАЙД 5
Какой частью речи они являются? (существ.)
Существует ли проблема их написания? (Нет. И слышится –ца, и пишется –ца).
Ребята, а какой частью речи являются другие слова? (глаголы)
Существует ли проблема в написании глаголов на –ца? Какая? (слышится ца, а пишется тся или ться).
Это новая орфограмма. Опасное место написания. И тема нашего урока?…
(Правописание –тся и –ться в глаголах).
СЛАЙД 8
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Давайте глаголы поделим на эти группы- глаголы, в которых пишется тся и ться.
Кто к доске?
Садится Гордиться
Струится
Глядится
Напьётся
Звенится
Поется
Гордится
Годится
В первом столбике какие слова оказались? Что общего?( можно подставить местоимения 3 лица ед числа, задать вопрос что делает?)
Что за слово находится во втором столбике? (глагол в начальной форме)
Так как узнать –тся или –ться писать? в начальной форме, если в вопросе есть –ь!)
СЛАЙД 9
V.Реализация построенного проекта.
Работа в группах. Поворачивайтесь. На столе лист с заданием №1. Прочитайте задание, подчеркните слово, которое вы считаете правильным ответом.
(Ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал «теплица», Женя написал «теплится», а Юра написал «теплиться». Кто прав? Какое слово нужно написать? Подчеркните.)СЛАЙД 10
У вас на партах лежат карточки со словами. Прочитайте своё слово. Впишите, если нужно буквы, и выберите для себя группу.
Кусат…ся, кусает….ся, старат…ся, старает…ся, купат…ся, купает…ся, деви…, волчи…, больни…, ов…а, двер…а, пицца, ули…а, кури…, горчи…., горни…, рукодельни…., нужно торопит….ся, удивлят…ся, удивляет…ся, может случит…ся, давно готовит…ся, начинает готовит…ся, улыбает…ся, улыбат..ся, волнует….ся, моет…ся, опасат…ся, опасает…ся, стеснят…ся, стесняет…ся.
(группы: им.существит., глаголы в нач.форме, глаголы в форме 3 л).
СЛАЙД 11
Проверяем, верно ли выбрали группу.
Молодцы, садитесь на свои места.
VI. Самостоятельная работа
– Пишем в тетради упр. 3. Откройте учебник с.116. Что будете делать? (записать глаголы сначала в начальной форме, потом в форме 3 лица ед числа и мн.числа.)
Взаимопроверка
– Меняемся тетрадями с соседом. Проверяем по шаблону (на экране).
СЛАЙД 12
VII. Рефлексия.
-Поиграем в игру «Согласен- не согласен» (Если согласны- хлопаем в ладоши):
Глаголы оканчиваются на -ца -(-);
В начальной форме глаголы оканчиваются на -ться (+);
Глаголы в 3 лице ед числа оканчиваются на- тся (+);
Глаголы имеют 3 склонения (-);
новые знания помогут мне в дальнейшей учебе -(+).
– А теперь дайте оценку своей работе.
– Кому всё удалось, всё понравилось на уроке и всё понял?
– У кого есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ?
– Кому было трудно определять написание –тся и -ться в глаголах?
– Молодцы, спасибо за урок!
VIII. Домашнее задание . СЛАЙД
Выполнить упражнение 4 с. 116.