Рабугутдинова Энзиля Райхановна
Саттарова Ильнора Шамильовна
Батракова Лилия Мидехатовна
воспитатели по обучению татарского языка
педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР – детский сад №38 «Золотой ключик», г.Елабуга
Цель:возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
1. Устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для билингвального воспитания и образования детей;
2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в области билингвального образования; поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.
Актуальность:
Мы живем в прекрасной республике Татарстан, где государственными языками признаны два языка: русский и татарский. В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в ДОУ республики, творческими группами городов Казань и НабережныеЧелны были учебно-методические разработаны комплекты (УМК).
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. Эта задача будет достигнута при комплексной работе педагогов ДОУ и родителей. ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, так как опыт показывает, что результаты обучения второму (татарскому) языку в детстве зависят от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком. Взрослые не в полной мере уделяют значению изучения татарского языка в семье, что в свою очередь влияет на процесс замедления познания языка. Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и
родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка.
Именно для этого организован данный клуб, в котором родители обучаясь языку сами, смогут научить и своих детей.
Подготовительный этап.
- Подбор материала для консультаций, игр и практикумов.
- Сбор иллюстраций, демонстрационного материала, литературы, создание презентаций.
- Сбор материала и предметов татарской национальной культуры.
Условия реализации Клуба:
Время – длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.
Участники родительского клуба 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), воспитатели по обучению татарскому языку, старший воспитатель, воспитатели групп.
Формы организации работы Клуба: «круглый стол», практикум, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы, театрализованная деятельность и др.
Структура встреч Клуба:
1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме встречи, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Тематический план родительского Клуба «Бердәмлектә көч»
Месяц |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
Обучение татарскому языку русскоязычных детей в ДОУ |
Знакомство родителей с целью, задачами клуба. Познакомить с тем, каким образом ведется обучение родному языку в нашем детском саду. |
Октябрь |
«Я и моя семья». |
Знакомство с понятием «Семья» – Гаилә. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
Ноябрь |
Народные татарские игры. |
Знакомствородителей с музеем «Татарская изба», показать, как жили раньше татары. Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони». |
Декабрь |
Татарская национальная одежда (мужская и женская). |
Дать представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кюльмэк, калфак, читек) костюмов. Украшение головных уборов орнаментами. |
Январь |
Национальная кухня и гостеприимство татарского народа. |
Ознакомление с национальными блюдами. Национальные блюда: чак-чак, бэлеш, кош теле, губадия, кыстыбый и др. Лепка: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» |
Февраль |
Интерактивная игра «Помощники» |
Закреплять лексический минимум по темам «Семья», «Овощи». Обогатить активный словарь словами: бабай, әби, малай кыз, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, кыяр на татарском языке. |
Март |
Устное народное творчество |
Знакомство родителей с малыми жанрами татарского фольклора. Прослушивание татарских мелодий. Проведение праздника «Грачиная каша – Карга боткасы». |
Апрель |
Творчество поэтов и писателей Татарстана. |
Познакомить родителей с творчеством ГабдуллыТукая.Чтение сказки «Шурале» (Леший).Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк».Просмотр театральной постановки Габдуллы Тукая «Су анасы». |
Май |
Творческий вечер. |
Просмотр театральной постановки Абдуллы Алиша«Болтливая утка» в исполнении детей. |