Рахимзянова Гульнара Рифовна
воспитатель
МБДОУ «Тимяшевский детский сад «Ласточка», с.Тимяшево
Лениногорский район, Республика Татарстан
Вид образовательной деятельности |
Интеграция |
Тема |
Поисково-исследовательская деятельность в старшей группе «В лаборатории Фиксиков» |
Интегрируемые образовательные Области |
«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» |
Форма деятельности |
Совместная деятельность взрослых и детей |
Основные направления развития |
Социально-коммуникативное Познавательное Речевое развитие |
Программные задачи |
|
Обучающие |
Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства(притягивать предметы: действие магнита через пластмассу, воду). Закрепить представление детей о свойствах воздуха. Познакомить со свойством воды(окрашивание) через опытно-экспериментальную деятельность. |
Развивающие |
Развивать умение формировать проблему, анализировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Развивать речь, мышление, любознательность. |
Воспитательные |
Воспитывать чувство взаимопомощи при проведении опыта. Воспитывать аккуратность во время проведения опытов |
Словарная работа |
Магнит, окрашивается пластмассовый |
Форма проведения |
Занятие-эксперимент |
Материалы и оборудование |
Проектор, ноутбук, картинки по теме: «В лаборатории Фиксиков», фартуки, салфетки бумажные или влажные, цветное драже, одноразовые стаканчики, магниты, образцы ткани, предметы из дерева(деревянные игрушки), пластмасса(пластмассовые шарики), железо(скрепки, линейка) контейнеры для воды, разноцветные капельки из бумаги |
Ход проведения ООД:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются.Доброе утро тебе, доброе утро мне, доброе утро всем).
В группе раздается аудиозапись диктора: «Внимание, Внимание! Всем! Всем! Всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите только самое интересное!»
Воспитатель: «Мальчики и девочки вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! Вы хотите отправиться туда?»(ответы детей) Звучит музыка заставка песенки фиксиков (картинка с открытой дверью в лабораторию)
Воспитатель:Давайте ребята отправимся с вами в научную лабораторию но для того чтобы туда попасть нужно соблюдать определенные правила
– соблюдать порядок на рабочем месте
– нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя
– обращаться бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием
– дружно работать вместе
Итак, надеваем халаты и приступаем к работе.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, что вода имеет волшебные свойства, с ней можно играть, проводить опыты и эксперименты. А что вы знаете о воде (ответы детей)– без вкуса, без цвета, без запаха)? А я знаю, что вода может окрашиваться, и сейчас я вам это докажу.
Воспитатель: Вы, наверное, догадались, что перед вами стакан с водой. Проведем опыт
«Окрашивание воды»
На тарелочках по кругу выложены цветные конфеты. Детям предлагается аккуратно в середину тарелочки налить воды и подождать. Вода начинает окрашиваться разными цветами
Воспитатель говорит слова, дети в это время закрывают глаза:
1,2,3,4,5 – будем в прятки мы играть
1-2, 1-2 – начинается игра
1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать
1,2,3,4,5 – пора глазки открывать
Ребята, что произошло с водой? (ответы детей, при затруднении отвечает воспитатель). Вода имеет свойство окрашиваться, она может быть разноцветной
«Достань киндер яйцо со дна стакана»
Предложить детям достать киндер яйцо со дна стакана, не опуская руки в стакан. Дети должны выбрать воду и налить в стакан так, чтобы уровень воды поднялся до края стакана и дети свободно изымают киндер яйцо. (на экране появляется магнит).
Воспитатель: Ребята, что это? (ответ детей) Да, это магнит.Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Магнит – сильный камень. Он может притягивать предметы, но какие мы узнаем, проведя опыты.
Опыт «Притягивает – не притягивает».
Перед детьми разложены предметы, сделанные из различного материала, давайте назовем, из чего сделаны эти предметы(предлагает предметы из различных материалов)
- Этот предмет сделан из пластмассы(пластмассовый шарик)
- Это образец ткани
- Этот предмет сделан из дерева(деревянные игрушки)
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа(скрепки, линейка)
Предложить детям поочередно прикладывать магнит к предметам.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей, анализируя ответы детей воспитатель делает вывод)
Воспитатель: магнит притягивает железные предметы и не действует на материалы из: пластмассы, ткани, дерева, бумаги.
Воспитатель: Посмотрите в стакан с водой. Кто-то из Фиксиков уронил скрепку в стакан с водой. Давайте поможем ее достать, она, наверное, им пригодится.
Опыт «Достань скрепку из стакана с водой»
Проблемная ситуация: как достать скрепку из стакана с водой не намочив руки, и никаких предметов-помощников у нас нет, кроме магнита. Дети экспериментируют. Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает(возможные действия детей и воспитателя)
Воспитатель: Ребята, какая сила у магнита, что он может действовать даже через стекло и воду.
«Дыхательная гимнастика»(Дует, дует ветерок дует, задувает. Легкий ветерочек глазки открывает)
«Найди предмет»
Воспитатель: И так, продолжим. Перед вами тарелочка с манкой, где спрятались предметы. Давайте найдем что там спряталось(дети с помощью магнита находят скрепки)
Воспитатель: А с чем мы сейчас познакомимся, узнаем, отгадав загадку.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Конечно же, это воздух. А как вы думаете, для чего нужен воздух? (Ответы детей – мы им дышим). Сделайте вдох, выдох.
Мы с вами говорим о воздухе, интересно, а где он – справа, а может быть сверху, но что-то и сзади я его не вижу… Легкий он или может быть тяжелый? А чем пахнет воздух?
Воспитатель: Как много интересных вопросов возникло у Фиксиков. А так как мы с вами в лаборатории, давайте проведем опыты и ответим на все эти вопросы.
Опыт «Есть ли воздух внутри нас?»
Воспитатель: Воздух окружает нас вокруг. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?(ответы детей)
Воспитатель показывает пластиковый стаканчик с изображением на них петушков
Перед вами стаканчики. Как вы думаете на кого похожи?(ответы детей) Да это петушок, но у них нет гребешков. Давайте с помощью воздуха надуем ему гребешок.
Ребята, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: «Можно почувствовать воздух?» (ответы детей) – при помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (мы дули в трубочку, вдували воздух, таким образом мы надули гребешок.
Вывод делает воспитатель: Как интересно – воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями и проводить опыты?(ответы детей) Но к сожалению нам пора прощаться с Фиксиками, ведь у них так много дел (дети прощаются).
Итоговые вопросы:
Что вы узнали нового о воде?(ответы детей: прозрачная, ей можно играть, ее можно окрашивать)
О воздухе?(ответы детей: он невиден, без запаха, мы им дышим)
О магните?(ответы детей: он притягивает только железные предметы)
Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Ребята, посмотрите три капельки воды – три сестрицы, но они необычные – разноцветные. И каждая что-то обозначает:
Голубая – мне все понравилось, было легко и интересно
оранжевая – было не просто, но с помощью друзей я справился
розовая – мне было не интересно и скучно
Выберите одну из них. А мне все понравилось, потому что вы старались. Молодцы.