Лилия Ильфаровна Хуснутдинова
учитель
МБОУ “Атабаевская СОШ имени Героя РФ Ахметшина М.Р.”
с.Атабаево
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Слайд 1
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний?» Эта проблема волнует ученых, методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности. Многие учителя, и я в их числе задумываются над вопросом, почему на начальном этапе иностранный язык хотят выучить все и берутся за это с большим энтузиазмом, а потом появляется усталость и скука.
Слайд 2
Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого, даже самого умного и полезного урока. Что может сделать учитель, чтобы изменить ситуацию? Что могу сделать я?
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого учителя. Наверно, почти у каждого опытного учителя есть свои маленькие изобретения и секреты как бороться со скукой на уроке. Стоит помнить, что для того, чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизводить материал учебника. Необходимо развитие изобретательных и творческих способностей ученика, которое многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося. Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языком является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.
Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Слайд 3
Современные педагогические технологии такие, как проектная методика, новые информационные технологии, Интернет-ресурсы, игровые методы, методика использования стихотворений и скороговорок, разучивание песен на английском языке, использование сказочного фольклора, видеоурок стимулируют учебную деятельность учащихся на уроках английского языка. И на своих уроках я использую эти методы.
Слайд 4
Проектная форма работы позволяет учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся имеют возможность выразить свои собственные идеи по той или иной теме, в удобной для них творчески продуманной форме. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Слайд 5,6
Для чего нам нужен метод проектов? Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Слайд 7
Игры, игровые упражнения является сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Игры можно разделить на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
6. Игры по аудированию.
Слайд 8
В подвижную игру «Merry Train» (Веселый поезд). Дети выстраиваются друг за другом, образуя «поезд». В процессе движения поезд останавливается на разных станциях. При повторении темы «Еда» это могут быть «Fruit», «Vegetables», «Food», «Drinks», «Breakfast», «Lunch». При изучении темы «Животные» станции могут называться «Domestic animals», «Wild animals», «Birds». Когда поезд останавливается, дети по очереди называют слово в соответствии с названной станцией. Кто не сможет, становится в хвост поезда или его высаживают.
Слайд 9
Игра “Basketball”
- Реквизит: 2 ведра (корзины) и стикеры.
- Делим класс или группу деток на 2 команды и даем любую тему слов.
- В течение следующей минуты участники каждой команды пишут как можно большее количество слов на заданную тему, сворачивают написанное в шарик и кидают сопернику в корзину.
- По окончании минуты подводятся итоги — засчитываются только бумажки из корзины с правильно написанными словами.
- Побеждает та команда, которая закинула больше всего бумажек.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Слайд 10
Другая разновидность игровых упражнений на активизацию лексики это разгадывание ребусов.
Учащиеся с большим интересом, соперничая друг с другом, разгадывают такие ребусы.
Слайд 11
Очень часто пользуюсь кроссвордами на уроках. В младших классах, естественно анимированные, на повторение какой-то темы.
Слайд 12
А в старших классах использую сканворды, особенно мы работаем на сайте РЭШ.
Большую роль в стимулировании учебной деятельности выполняют различные литературные приемы, т.е. уже на начальном этапе включаю большое кол-во стихотворений.
Слайд 13
В соответствии с требованиями ФГОС в школьном образовательном курсе необходимо обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. На мой взгляд метод «Синквейн» является важным средством для решения этих задач.
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк: в первой строке, определяется тема (одно существительное); во второй дается описание темы (два прилагательных или причастия); в третьей – ее характеристика через действие (три глагола); в четвертой составляется фраза, в которой выражено отношение автора к теме; в пятой строке для обобщения или расширения смысла темы приводится синоним (одно слово).
Данный метод позволяет учителю проверить степень понимания учеником того или иного грамматического явления, а также возможность закрепить данное понятие с помощью ассоциаций, связанных с отношением ученика к данному явлению. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Метод синквейна способствует реализации творческого потенциала учащихся и их самовыражению при изучении грамматических явлений.
Слайд 14
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным.
Самое простое применение Интернета – это использование его как источника дополнительного материала для преподавания и подготовки к занятию. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
Слайд 15
Я очень часто включаю на уроке компьютерные презентации. Вниманию детей предлагаю готовые презентации для обобщения той или иной темы. Учащиеся старших классов сами делают презентации. Для учащихся младшего звена провожу уроки по ознакомлению учащихся с традициями, праздниками и обычаями британцев.
Слайд 16
Показ сайта
Слайд 17, 18, 19
Слайд 20, 21
Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют ввиду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Активизация учебно – познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.
Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.
В заключение хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: “Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью”.
Слайд 22