Ахметшина Альфия Мунировна,
Ахметова Лилия Ахметовна
воспитатели
МБДОУ “Детский сад №38 “Аленький цветочек”
г. Набережные Челны
Подготовительная группа
Цель: Создание условий для развития речи детей по средствам художественной литературы.
Образовательные
Развивать у детей творческое воображение, умение придумывать сюжеты на основе сказок; Давать оценку поступков героев сказок, выказывать свое отношение к ним;
Уточнение и активизация словаря устаревшими словами (очи, корыто, красна девица);
Учить подбирать синонимы к словам;
Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования на воздушных шарах.
Развивающие
Развитие связной речи;
Развитие навыков речевого общения;
Совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные
На примере сказок дать детям представление о богатстве, красоте, образности поэзии А.С. Пушкина;
Воспитывать в детях чувство доброты, справедливости, нетерпимое отношение к жадности, корысти, лжи;
Воспитывать интерес к художественному слову.
Предварительная работа:
Чтение сказок А.С. Пушкина воспитателем детям, просмотр видео фильмов, прослушивание аудиозаписи.
Инсценирование отрывка(по выбору воспитателя) из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Занятия по изо «По сказке «О царе Салтане».
Заучивание наизусть отрывков; рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина; домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах.
Оборудование: На интерактивной доске: Таблицы с ребусы по сказкам; кроссворды ,
Картина «У Лукоморья дуб зеленый», карточки по сказкам, воздушные шары, маркеры
Ход занятия. На интерактивной доске картина «У Лукоморья дуб зеленый»
Воспитатель:
- Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну? Ответы детей.
(Звучит музыка)
- Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? (Дуб.)
Дети рассматривают на картине необычный дуб. На нем есть цепи, на ветвях сидит русалка, у подножья стоит сундук с золотом
Воспитатель:
- Какой поэт описал именно этот дуб? Скажу по секрету – это непростое дерево, а волшебное дерево. На каждом листочке этого дуба есть для вас задание, которые надо выполнить, чтобы побывать в волшебном мире сказок А.С.Пушкина.
1 листок – Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»
Кого из сказочных персонажей мы встречаем в отрывке из стихотворения? Ответы детей (Кот, леший, русалка, кощей, Баба-яга, дядька Черномор, королевич, тридцать три богатыря, царица, бурый волк.)
– Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? Кто из сказочных персонажей вам нравится и почему? (Ответы детей)
2 листок – Прочитайте слова в порядке возрастания цифр. Какую сказку А.С. Пушкина начинают эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбки) (На интерактивной доске слова в разброс)
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Ровно тридцать лет и три года»
3 листок – В сказке может произойти все что угодно. Представьте, что в сказку «О рыбаке и рыбке» попал Балда, царевна Лебедь или ткачиха с поварихой.
Детям предлагаются карточки по сказкам, и дается задание – придумать сюжеты. (Ответы детей)
На интерактивной доске появляется изображение золотой рыбки. Дети высказывают свои желания золотой рыбке и объясняют, почему они хотят, чтобы это желание исполнилось.
4 листок – А теперь задание на сообразительность, смекалку, внимание и знание сказок А.С.Пушкина.
Кроссворд по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»
1. Чей это портрет: «Высока , стройна, бела,
И умом , и всем взяла, но зато горда,
Своенравна и ревнива…?»
2.Как разговаривала царица – мачеха со своим зеркальцем?
3. Кому отдала царица приказ: «Весть царевну в глушь лесную, И. связав ее живую, Под сосною оставить там….»
4. Кто отправился искать царевну?
5. У кого жила царевна в лесу?
6. Что случилось, когда царевич нашел хрустальный гроб?
5 листок Ребята, поиграем в игру «Сказочные последовательности»
- «Сказка о царе Салтане». Разложите карточки в их сказочной последовательности. Князь Гвидон превращается (в муху, комара, шмеля.)
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Расставьте карточки в последовательности, в которой царевич Елисей обращался к силам природы (к солнцу, месяцу, ветру).
- «Сказка о попе и работнике его Балде». Выберете животных, которые помогли Балде обхитрить чертей (заяц, лошадь, козы, лиса и слон)
6 листок – Поиграем в дидактическую игру «Скажи по – другому» (На интерактивной доске)
- кликать – звать
- ступай – иди
- забранила – ругала
- старче – старик
- еще пуще – еще сильнее
- корысть – выгода
- душегрейка – жилетка
- очи – глаза
- перечить – возражать
- молвить – говорить.
7 листок В сказках часто появляются числа .Вспомнить числа, которые встречаются в сказках А.С.Пушкина. 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза старик забрасывал невод, 3 раза царь Гвидон летал к царю Салтану. (ответы детей)
8 листок –Я предлагаю вам взять воздушные шары и маркер. Нарисуйте сказочных героев из сказок А.С.Пушкина на воздушном шарике. Дети рисуют. Ребята рассказывают и показывают гостям, что нарисовали на воздушном шарике.
Воспитатель: Вот мы с вами сегодня побывали во всех сказках А.С.Пушкина. Встретились с героями сказок. Узнали кто из них добрый, трудолюбивый, верный, умный, а кто злой и коварный. Все сказки заканчиваются победой добра над злом.
Молодцы.