Шабалина Дарья Сергеевна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №67» комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения
г. Казань, Республика Татарстан
Речевой дефект или речевое недоразвитие оказывает весьма негативное воздействие на психическое развитие ребенка, его интеллектуальные способности, социализацию и поведение. Тяжелые дефекты речи в большей степени приводят к недоразвитию высших психических функций ребенка, нарушениям когнитивной деятельности и снижению познавательных процессов в целом, а также ограничивают количество социальных контактов ребенка.
Статистика речевых нарушений свидетельствует о том, что количество детей с речевой патологией (детей-логопатов) неуклонно растет. Кроме нарушений звукопроизношения увеличивается число детей с нарушениями фонетики, лексики, грамматики и т.д. Как правило все отклонения в речевом развитии носят комплексный характер и представлены не изолированно.
Безусловно, дети-логопаты нуждаются в качественной, своевременной коррекционно-логопедической поддержке со стороны специалистов.
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования и воспитания. В связи с этим существует необходимость в реструктуризации классических форм методов и приемов обучения и воспитания.
В 2020 году на средства Гранта (Республиканский конкурс «Лучший билингвальный детский сад» – 500 000 рублей) было закуплено специальное оборудование для работы с детьми с ОВЗ.
В 2021 году центру был присвоен статус инновационной площадки «Инклюзивный развивающий центр для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной работе ДОО».
Данный центр разделяют несколько направлений работы:
1. «Консультирование родителей (законных представителей) и педагогов ДОО, оказание помощи в различных областях.
2.Детская психология. Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка
3. Логопедия. Коррекция нарушений устной речи.
4. Дефектология. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР, НОДа.
Центр развития ДОУ или инклюзивный развивающий центр для детей дошкольного возраста является частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности образования этой категории дошкольников и созданию для них безбарьерной образовательной среды. Основной целью данного центра явлется коррекционно-развивающая помощи специалистов. ДОУ детям с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет оснащён специальным оборудованием для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжёлыми нарушениями речи.
Оснащение инклюзивного развивающего центра.
Инновационная интерактивная система с коррекционной логопедической направленностью Шхуна — это прогрессивное устройство для проведения индивидуальных и групповых занятий. Система оснащена прогрессивным программным обеспечением для логопеда, учебно-методическими пособиями и полезным материалом для педагога-логопеда.
Комплектация интерактивного комплекса
- Специализированное ПО. Комплекс для логопеда оснащен утвержденными логопедическими программами для улучшения грамматического строя языка, пополнения словарного запаса и проведения профессиональной коррекции;
- Рабочий монитор. Интерактивная система имеет экран для вывода учебной программы и практических презентаций, что позволяет заниматься с детьми в развлекательно-игровой форме;
- Устройство для пескотерапии. Содействует улучшению мелкой моторики рук, формирует коммуникативные навыки, помогает ребенку расслабиться;
- Акустическая составляющая. Позволяет педагогу-логопеду эффективно проводить специализированные занятия в увлекательной для детей форме;
- Коврограф. Специальное устройство для совершенствования интеллектуально-творческих навыков.
Помимо интерактивной системы центр оснащен множеством игровых пособий, развивающих игр, которые могут применять в своей работе педагоги.
К ним относятся:
- Набор игр «Мерсибо Первослов», «Мерсибо Генератор» для логопедических заданий; Настольные пособия «Мерсибо»;генератор для логопедических занятий.
- Логико, малыш
- Игровой набор «Дары Фребеля» (полный комплект) это последовательная система развития. В набор входит 14 модулей и комплект методических пособий. Может быть использован в работе социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей.
- Развивающая доска «Межполушарный лабиринт №2», «Балансир для рук «Восьмерка сложная», «Балансировочный диск (квадратный), «Балансировочная доска на роликах»;
- Напольная тактильная плитка «Сенсорная»;
- Игровой планшет для Аква-анимации (Эбру);
- Учебный комплект средств альтернативной коммуникации «Сова – нянька» набором карточек, пособий, оборудования;
- Стол-мозаика «Ромашка». Это развивающий модуль для тренировки мелкой моторики, развитие воображения художественного вкуса и образного мышления,
- -Развивающая игра для координации рук “Эверест” 3в1.
Увелкательные обучающие игрушки:
- Умный сундучок Радуга Kids. Увлекательная обучающая игрушка, совмещающая 3 вида игр в одной. Во время игры, ребёнок, активно задействует мелкую моторику и логическое мышление. Благодаря сундучку Ваш малыш познакомится с цветом, геометрическими формами и цифрами. Играя с сундучком ребёнок может сортировать фигуры по цветам, по форме, а также собирать ёжика согласно заданиям на карточках.
- Деревянный, обучающий сортер.
- развивающие доски бизиборды
- развивающее пособие с нитками шумовая рамка
- межполушарная доска
- Доска Бильгоу -это балансировочная доска-тренажер с нанесенными разметаками и нескользящими разметакми по методике Бильгоу.
Таким образом Центр развития в нашем детском саду является:
1. содержательно-насыщенным
2. инновационным
3. доступным
4. безопасным
Мы считаем, что правильно организованная предметно- развивающая среда в данном центре создает возможности для преодоления отставания в речевом, познавательном развитии, позволяет ребенку раскрыть свои способности. Способствует гармоничному развитию личности.