Фасахова Гульфизя Завдатовна,
Нургалиева Альбина Ракибовна
старший воспитатель,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №86» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Сделаем Землю чище
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В пособии представлена работа по ознакомлению детей с отрицательным влиянием отходов на почвенный покров земли. Содержание пособия соотнесено с основным процессом воспитания и обучения детей в детском саду. Представляет теоретическую и практическую ценность для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Введение
Стали люди сильными, как Боги
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрёшь ли, Человек!
В.Орлов
Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Под загрязнением земель понимается поступление в нее любых жидких, твёрдых, газообразных веществ, микроорганизмов и энергий в количествах, вызывающих изменение состава и свойств почвогрунтов и оказывающих вредное воздействие на человека, флору и фауну. Если функции почвенного покрова будут разрушены, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием деятельности человека.
В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение. Одним из основных источников загрязнения земель отходы производства и потребления.
Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды, возвращая ей не менее десятков миллиардов тонн твёрдых и газообразных веществ.
Сегодня население Земли – общество потребителей. Известно, что на каждого из нас в год затрачивается примерно 20 тонн сырья, большая его часть идёт в отходы. В настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем примерно около 1 тонны мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать его в одну кучу, образовалась бы гигантская гора высотой в сотни километров.
Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. На свалках построены все древние города мира: отходами быта и производства заваливались ближайшие овраги, а по мере роста городов на этих территориях начиналось новое строительство. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки.
Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищения практически не происходит или происходит очень медленно. В таком случае токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению экосистемы. Из почвы токсичные вещества могут попасть в организмы животных, людей. Отходы накапливаются на санкционированных свалках (мусорные урны, контейнеры, полигоны и т.д.) и не санкционированных (куда попало). Чтобы не утонуть в куче мусора и не отравиться продуктами разложения, его надо как-то утилизировать Утилизация мусора – одна из важнейших проблем. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор. Придумано три способа утилизации мусора:
– Организация свалок.
– Вторичное использование отходов.
– Сжигание мусора.
Однако ни один из них нельзя признать совершенным. Отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами. В настоящее время основной целью обращения с отходами производства и потребления является предотвращение их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Часто человеческая деятельность вызывает серьёзные нарушения в окружающей среде. Идёт всемирное загрязнение отходами не только воздуха и воды, но и почвы. Чтобы показать какое влияние на почву оказывают отходы производства и потребления, было решено организовать работу по ознакомлению детей с отрицательным воздействием отходов на почвенный покров земли. Необходимо помнить, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, осознанного отношения к природе и начального воспитания экологической культуры.
Цель и задачи
методического пособия
«Сделаем землю чище»
Цель:
Ознакомление детей с отрицательным воздействием отходов на почвенный покров земли.
Работа направлена на решение следующих задач:
- Знакомить детей с отрицательным влиянием отходов производства и потребления на окружающую среду, состояние здоровья людей и животных, о способах переработки мусора.
- Учить соблюдать чистоту дома, в детском саду, на улицах города.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе и сохранению экологического равновесия в окружающей природной среде.
План реализации работы
«Сделаем землю чище»
Цветники.
Альпийская горка
Полигон отходов
Экологическая тропа
Эколого-биологический центр
Развивающая
среда
Анкета. Консультации.
Стенгазета
Игры. Занятия.
Индивидуальная работа
Собрания. Форумы. Круглый стол.
Наблюдения. Экскурсии
Опыты-эксперименты.
Работа Работа
с детьми с родителями
Акции. Выставки. Проекты.
Проекты. Лэпбуки.Акции.
Конкурсы. Викторины.
Ожидаемые результаты
Проводимые мероприятия | Конечная цель работы с детьми |
1. Занятия. 2. Наблюдения. 3. Игры. 4. Индивидуальная работа. 5. Опыты, эксперименты. 6. Проекты. 7. Лэпбуки. 8. Рисование. 9. Выставки. 10. Акции. 11.Экскурсии. 12. Конкурсы, викторины. |
|
Мониторинг знаний детей
«Сделаем землю чище»
Итоговые уровни знаний детей старшей группы | Итоговые уровни знаний детей подготовительной к школе группы |
Критерии знаний детей
«Сделаем землю чище»
- Высокий уровень знаний – Ребёнок знает об отходах производства и потребления, о способах его переработки и о вредном воздействии отходов на природу, в том числе на почвенный покров земли. Осознанно выполняет правила раздельного сбора мусора. Знает о вторичном использовании сырья (отходов производства и потребления). Ребёнок рассказывает о связи человека с природой; заботиться об экологии окружающей природной среды; бережно относится к растениям, животным, насекомым, птицам. Заботится о своём здоровье.
- Хороший уровень знаний – Ребёнок долго думает, прежде чем ответить, но в итоге называет правильно. Знания есть. В ответах иногда ошибается, но поправляет себя сам.
- Средний уровень знаний – Отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя. Часто ошибается. Интерес к теме слабый.
- Низкий уровень знаний – Интерес к теме отсутствует. Даже при помощи наводящих вопросов воспитателя не может дать правильный ответ.
Конспекты мероприятий с детьми
Проект по экологическому воспитанию детей
«Хранение мусора – полигон отходов»
Цель проекта:
Выяснить какое влияние оказывают отходы на почвенный покров земли.
Задачи проекта:
1. Формировать представление детей о проблеме отходов и возможных путях ее решения.
2. Уточнять представления детей об источниках возникновения мусора.
3. Развивать знания детей об отрицательном влиянии отходов производства и потребления на окружающую среду, состояние здоровья людей и животных.
4. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
5. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
6. Воспитание бережного отношения детей к природе и сохранению экологического равновесия в природе.
Участники создания полигона отходов
Схема работы над проектом
Проект состоит из 3 этапов.
ПЛАН РАБОТЫ
НАД ПРОЕКТОМ «ПОЛИГОН ОТХОДОВ»
- Подготовительный этап.
На этом этапе проводились различные мероприятия – беседы, экскурсии, игры-соревнования, опыты в лаборатории детского сада, рисование плакатов, изготовление поделок из разных видов мусора, выставки, на которых дети узнавали о различных природных объектах, о типах отходов, загрязняющих природную среду, получали знания о правилах поведения в природной среде, о связи человека с природой.
- Исследовательский этап
ДАТА | МЕРОПИЯТИЕ | ЦЕЛЬ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ | УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ |
Весна-лето | 1.Раскопка трёх ям для захоронения отходов. | Для проведения опыта «Гниёт – не гниёт» | Лопаты, перчатки. | Воспитатель, дети, дворник |
2.Опыт «Гниёт – не гниёт». | Выяснить какие отходы производства и потребления разлагаются, не принося вред окружающей природе, а какие, не разрушаясь, наносят ущерб почвенному покрову земли. | Контейнеры для отходов, перчатки, лупы. | Воспитатель, дети. | |
3. Занятие «Полигон отходов» | Показать и доказать детям, что отходы производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья людей и животных. | 1 лопата большого размера, 1 лопата маленького размера, резиновые перчатки на каждого ребенка, 3 пластиковых контейнера. | Воспитатель, дети. | |
4.Труд: мусор на свалку. | Не сгнивший мусор сложить в контейнер для отправки на городскую свалку. | Вёдра, веники, савок. | Воспитатель, дети, дворник. | |
5.Рисование «Вторая жизнь мусора». | Развивать у детей воображение, экологическое мышление. | Фломастеры, акварельные краски, мелки. | Воспитатель, дети. |
Создание полигона отходов
Весной на общем собрании было принято решение о создании полигона отходов. Выбрав определённое место на экологической тропе нашего детского сада, мы с родителями и детьми выкопали три ямы. В каждую яму сложили мусор и закопали. В первую яму положили древесно-растительный мусор. Во вторую – твёрдые бытовые отходы. В третью яму – пищевые отходы.
Возле каждого полигона мы установили, изготовленный плотником, забор и прикрепили таблицы с изображением бытовых отходов.
Древесно-растительные Твердые бытовые отходы Пищевые
Исследовательский этап проводился в течении летнего сезона.
Цель этапа: выяснить на каком полигоне растёт трава, а на каком отсутствует и почему? Всё лето дети ухаживали за полигоном отходов:очищали от мелкого мусора, наблюдали за ростом растений, определяли наличие насекомых или их отсутствие.
Свои наблюдения дети отмечали в календаре зарисовками.
К концу лета дети пришли к выводу: на полигоне с древесно-растительными и пищевыми отходами трава растёт, значит почва на этом месте не повреждена. А на полигоне с бытовыми отходами растительности нет, значит почве нанесён вред.
3.Заключительный этап
ДАТА | МЕРОПИЯТИЕ | ЦЕЛЬ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ | УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ |
Октябрь-апрель. | 1.Акция «Создай почву для альпийской горки» | Формировать у детей представление о том, что почву можно создать с помощью древесно-растительных отходов (перегной). | Лопаты, перчатки, лейки. | Администрация детского сада, педагоги эколого – биологического центра, воспитатели, дети. |
2.Рассматривание фотографий альпийской горки из журналов по садоводству | Формировать эстетическое восприятие. | Журналы по садоводству. | Воспитатель, дети. | |
3.Опыт «Что такое перегной» | Формировать представление о составе перегноя, его дальнейшем использовании. | Древесно-растительный мусор. | Воспитатель, дети. | |
3.Труд: Укрыть полигон отходов растительным мусором. | Воспитывать трудолюбие, развивать трудовые умения и навыки. | Целлофан большого размера, древесно-растительный мусор. | Воспитатель, дети. | |
4.Использование перегноя для создания альпийской горки, для подкормки цветов на клумбе и комнатных растений в зимнем саду (труд). | Закреплять знания детей о почве. Воспитывать трудолюбие, развивать трудовые умения и навыки. | Вёдра, лопаты. | Администрация детского сада, педагоги эколого – биологического центра, воспитатели, дети. |
На заключительном этапе были подведены итогов исследовательской деятельности.
Цель этапа: выяснить какие отходы поддаются гниению, а какие нет.
Осенью, раскопав ямы с отходами, дети узнали, что сгнили лишь растительные отходы, а пищевые отходы частично. Именно на этих полигонах трава росла в изобилии. Бытовой мусор остался невредимым. Находясь в земле, бытовые отходы выделяют ядовитые вещества. Почва в местах таких свалок опасна. Вот почему на полигоне с бытовыми отходами трава не растёт. Поэтому необходима правильная утилизация отходов, чтобы сохранить богатство природы нашей Земли.
Поздней осенью место, где был сооружён полигон отходов, на зиму укрыли опавшими листьями, ветками, высохшими цветами для образования перегноя. С детьми проводились беседы о перегное: как он образуется, для чего необходим.
В нашем детском саду перегной используется для создания “Альпийской горки”
Альпийская горка
Перегной в виде удорения добавляется в почву цветочных клумб на территории детского сада, применяется и для подкормки комнатных растений в зимнем саду. Его добавляют в почву для посадки овощных и злаковых культур.
В проекте «Хранение мусора – полигон отходов» были предусмотрены все формы работы с детьми: работа на занятиях, свободная игра, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, практическая работа в лаборатории, взаимодействие с родителями. Все эти формы работы служили достижению одной цели – развитию у детей знаний об объектах, загрязняющих природную среду, о связи человека с природой, формированию гуманного отношения ко всему живому.
Конспект занятия
по экологическому воспитанию
для детей подготовительной к школе группы
«Полигон отходов»
Вид: Экологическое воспитание.
Тема: Полигон отходов.
Возраст детей: Старшая группа.
Программное содержание:
- Показать и доказать детям, что отходы производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья людей и животных.
- Учить детей понимать, что человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, должен сохранить природу.
- Развивать у детей умение рассуждать, анализировать, формулировать выводы.
- Формировать у дошкольников экологическую культуру.
Активный словарь: полигон отходов, мусор, свалка, пищевые отходы, древесно-растительные отходы, бытовые отходы, почва.
Пассивный словарь: утилизация отходов, ядовитые вещества, промышленные отходы.
Материал: 1 лопата большого размера, 1 лопата маленького размера, резиновые перчатки на каждого ребенка, 3 пластиковых контейнера.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: Составление конспекта занятия, изучение материала по утилизации отходов в Нижнекамском районе.
Предварительная работа с детьми: Накопление отходов для захоронения в ямах; обустройство полигона отходов (закапывание отходов в ямы); ежедневные прогулки на полигон отходов; полив водой почвы на полигоне; наблюдение за ростом растений и поведением насекомых на полигоне; чтение рассказов В.Танасийчук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «Отчего погибли киты».
Структура и методические приемы:
- Вводная часть:
а) Прогулка по экологической тропе на полигон отходов.
б) Беседа об отходах производства и потребления.
2. Основная часть:
а) Рассматривание фотографий и беседа «Что мы делали весной».
б) Чтение стихотворения «В полях растёт трава»
в) Практическая работа «Растёт – не растёт, гниёт – не гниёт»
3. Заключительная часть:
а) Итог занятия.
б) Чтение стихотворения «Земля моя, планета голубая!» Гаврюшкин А.Е.
Ход занятия:
По экологической тропе с подгруппой детей пройти на полигон отходов.
Воспитатель: Ребята, что здесь находится?
Дети: Здесь находится полигон отходов.
Воспитатель: Полигон отходов – это захоронение различного мусора. Такой полигон должен быть строго в определённом месте, вдали от населённых пунктов. Наш полигон отходов находится в дальней территории детского сада, за «лесом» и огорожен забором.
Воспитатель: Скажите, какие виды отходов вы знаете?
Дети: Есть пищевые отходы. Это остатки продуктов для приготовления пищи. Бывают твёрдые бытовые отходы – это предметы, которые были использованы людьми и выброшены в мусор (пластиковые бутылки, крышки, коробки). Растительный мусор – ветки, сухие листья, бумага.
Воспитатель: Существуют еще медицинские отходы, которые представляют опасность для окружающей среды. Назовите их?
Дети: Использованные бинты, шприцы, лекарства.
Воспитатель: Не менее опасны и промышленные отходы – это отходы, которые образуются при работе заводов и фабрик. Люди всё больше производят и потребляют, поэтому много свалок с различными отходами. Сейчас люди решают проблему «Как утилизировать, то есть уничтожить отходы, чтобы не нанести вред окружающей природе».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли отходы опасны для здоровья человека и состояния окружающей среды?
Выслушать ответы детей
Воспитатель: Давайте вспомним, какой эксперимент мы решили провести весной? Рассмотрим альбом с фотографиями «Что мы делали весной».
Дети: Мы выкопали три ямы. В каждую яму сложили мусор. В первую положили древесно-растительный мусор: палки, ветки, бумагу, листья. Во вторую – твёрдые бытовые отходы: пластиковые крышки, бутылки, коробки. В третью яму сложили пищевые отходы. Воспитатель обращает внимание на таблицы с изображением различных отходов.
Воспитатель: Да, мы с вами сделали полигон отходов. Отходы разделили по видам: древесно-растительные, твёрдые, пищевые. Что мы поставили возле каждой ямы, чтобы знать, где какой мусор находится?
Дети: Возле каждого полигона мы прикрепили таблицы с изображением отходов.
Воспитатель: Для чего такой опыт начали проводить?
Дети: Мы решили выяснить, сгниёт ли мусор в ямах. Вырастет ли трава на почве, где находится полигон.
Воспитатель: И узнать, какой мусор опасен для живой природы.
Воспитатель: А что вы делали в течение лета?
Дети: Поливали полигон отходов водой, для того, чтобы узнать вырастет ли трава.
Воспитатель: Молодцы! Всё лето вы присматривали за полигоном. Наблюдали за состоянием растений и поведением насекомых на месте захоронения отходов. Сейчас посмотрите внимательно, на каком из полигонов растёт трава?
Чтение стихотворения Алексея Шевченко «В полях растёт трава»:
Прислушайтесь, прислушайтесь,
В полях растёт трава!
Вот раздвигает камешки,
Набравшись сил едва!
Вот сквозь песок торопится,
Спешит сквозь чернозём!
И знает, что мы слушаем,
И ждём её и ждём.
Воспитатель: Давайте выясним, на этом полигоне отходы сгнили или остались невредимыми. Воспитатель с детьми в резиновых перчатках выкапывает мусор на полигоне, где растёт трава. Небольшое количество мусора складывают в пластиковый контейнер для рассматривания.
Воспитатель: Какие отходы здесь захоронены?
Дети: Ветки, деревянные палки, сухие листья, бумага.
Воспитатель: Что произошло с древесно-растительными отходами?
Дети: Растительный мусор сгнил.
Воспитатель: Да, древесно-растительные отходы сгнили. Повреждения почвы не произошло, поэтому растения выросли и сохранились. Обратите внимание на полигон, где растет тыква. Там тоже захоронены древесно-растительные отходы. В каком состоянии тыква?
Дети: Листья тыквы зеленые, плоды гладкие без повреждений.
Воспитатель: Что можно сказать о почве, где растёт тыква?
Дети: Почва не повреждена.
Воспитатель: На каком еще полигоне растёт трава? Дети обращают внимание воспитателя на очередной полигон. Выкопав и рассмотрев мусор, воспитатель обращается к детям:
– Ребята, в каком виде находятся пищевые отходы?
Дети: Мусор выглядит почерневшим. Отходы сгнили и издают неприятный запах. Вокруг много насекомых.
Воспитатель: Трава на этом полигоне низкая с жёлтым оттенком. Значит, есть небольшое повреждение почвы.
Воспитатель: Обратите внимание на третий полигон.
Дети: Травы нет, насекомые исчезли.
Воспитатель выкапывает мусор и показывает детям.
Воспитатель: Что интересного вы заметили?
Дети: Мусор не сгнил, пластиковые предметы остались невредимыми.
Воспитатель: Изделия из пластика в основном не поддаются гниению. Находясь в земле, они выделяют ядовитые вещества. Почему все – таки трава не растёт на этом полигоне?
Дети: Потому что яд от пластиковых бутылок, крышек, коробок повреждает почву. Семена различных растений гибнут.
Воспитатель: Правильно. А из почвы ядовитые вещества могут попасть в организмы животных и людей. После всех наблюдений, какой мы делаем вывод?
Дети: Отходы опасны и для природы, и для людей.
Воспитатель: Какие отходы мы посчитали безопасными?
Дети: Растительные отходы гниют, не повреждают почву и не наносят вред окружающей природе.
Воспитатель: Да, древесно-растительный мусор самый экологичный, так как создается самой природой. Поэтому на полигоне с такими отходами растительность в изобилии.
Воспитатель: Что происходит с отходами производства и потребления?
Дети: Бытовые отходы не гниют. Почва в местах таких свалок опасна.
Воспитатель: Это является причиной усыхания растений, гибели животных, ослабления здоровья людей. Поэтому необходима правильная утилизация отходов, чтобы сохранить богатство природы нашей Земли.
Чтение стихотворения Гаврюшкина А.Е. «Земля моя»:
Земля моя, планета голубая!
Тебя мы начинаем лишь ценить.
Простишь ли человечество, не знаю,
Поможешь ли лёд сердца растопить?
Проект по экологическому воспитанию детей
«Свалка и дождь»
Цель: Формировать бережное и познавательное отношение к окружающему миру через развитие основ экологической культуры.
Задачи:
- Создавать условия для самостоятельной познавательной активности детей, предметно-развивающую среду.
- Систематически проводить экспериментальные опыты.
- Показать роль и значение чистой воды в жизни человека.
Создание развивающей среды для социально-личностного развития детей при подготовке к школе:
– оборудование полигона отходов;
– создание лаборатории;
– экспериментальный уголок в группе.
Проблема:
- Загрязненность окружающей среды после таяния снега и дождя под влиянием создания санкционированных и не санкционированных свалок.
Актуальные вопросы темы:
- проблема сбора и утилизации отходов;
- опасные воздействия свалки;
- классификация отходов;
- влияние свалки после таяния снега и дождей на водные ресурсы.
Проблема сбора и утилизации отходов
Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является важной для человечества. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки.
Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищения практически не происходит или происходит очень медленно. В таком случае токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению экосистемы. Из почвы токсичные вещества могут попасть в организмы животных, людей.
Утилизация мусора – одна из важнейших проблем. Отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами. В настоящее время основной целью обращения с отходами производства и потребления является предотвращение их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Опасные воздействия свалки
Свалки, как правило, предназначены для утилизации твердых и разлагающихся отходов под землей. Таким образом, сначала выкапывается достаточно глубокий котлован для накапливания мусора, который покрывают слоями почвы. Этот процесс утилизации твердых отходов, однако, должен быть сделан аккуратно, чтобы убедиться, что нет опасности, вызванных из-за продуктов утилизации.
Опасные эффекты свалки:
- Выпуск газа из органических отходов.
Каждый полигон имеет определенный объем отходов, которые он может вместить, после чего он должен будет закрыт. Когда свалка закрыта или ограничена, попадание влаги или воды шунтируется, сохраняя тем самым его от чрезмерного разложения. Тем не менее, отходы присутствующие внутри свалки уже содержат некоторое количество влаги, которая сочетается с другими твердыми отходами и начинает унижать человеческое достоинство, выпуская различные виды газов. Эти свалки в основном включают в себя, метан и двуокись углерода, которые выдают запах гниения. Так, например, твердые отходы могут содержать некоторые токсичные химические вещества, газы испаряются через почву и смешиваются с окружающим воздухом
- Производство фильтрата.
С мусором расположенным под землей, есть риски попадания вредных химических веществ в грунтовые воды. Фильтрата – является токсичной жидкостью, которая производится, когда вода или влага смешивается с твердыми отходами. Когда дождевая вода попадает на почву, она просачивается в землю и не может вступать в контакт с твердыми отходами, тем самым вызывая фильтрату. Теперь, если есть поток грунтовых вод, который вступает в контакт с этой фильтрата, она будет загрязнена для дальнейшего использования. Чтобы избежать производство этой токсичной жидкости, свалки должны быть покрыты водонепроницаемыми материалами.
- Парниковый эффект.
Определяется как внезапное повышение температуры, которые происходят из-за неустойчивых погодных условий. Когда свалки остаются открытыми или без крышки (крышка для защиты от просачивания дождевой воды), в атмосферу могут попадать самые разные вредные газы, такие как: метан и двуокись углерода, которые производятся чрезмерно. Когда уровень этих газов увеличивается, они мешают температуре окружающей среды и делают воздух теплее. Это повышение температуры также приводит к сходу ледяных шапок в полярных регионах, а также повышает уровень моря, нарушая все погодные законы. Принимая во внимание эти вредные воздействия свалки, самое время понять какую опасность, они представляют для нашей окружающей среды. Хотя свалки являются необходимостью для мусора, важно знать, как их использовать правильно.
Классификация отходов
по происхождению:
- отходы производства (промышленные отходы)
- отходы потребления (коммунально-бытовые)
по агрегатному состоянию:
- твердые
- жидкие
- газообразные
по классу опасности (для человека для окружающей природной среды)
Влияние воды на свалку
Работы по выявлению отрицательного воздействия свалок на окружающую среду после дождя были проведены с детьми дошкольного возраста в ходе наблюдений, опытов и экспериментов. Дети узнавали как дождевая вода, попадая на свалку, проникает в почву. Вода, размывая различные отходы, становится грязной. Загрязненная жидкость из почвы проникает в подземные воды, реки и моря. Это наносит вред окружающей растительности и животному миру. Разлагающие отходы на открытых местах выделяют ядовитые вещества не только в почву, но и отравляют воздух. В воздух попадают самые разные вредные газы, которые тоже оказывают разрушающее влияние на природу. Чтобы избежать катастрофы, свалки должны быть покрыты водонепроницаемыми материалами. С детьми на полигоне были проведены работы по укрытию отходов от дождя.
Укрывание отходов на полигоне полиэтиленовой пленкой
Этапы исследования:
- экскурсия на свалку или к контейнеру для мусора с целью выяснения видов бытовых отходов;
- опыты и эксперименты по выявлению отрицательного воздействия свалок на окружающую среду после дождя;
- закладка и проведение опыта с культурными растениями, показывающего влияние загрязненной почвы на рост и развитие растений.
- Конкурс рисунков и плакатов «Свалка и дождь», «Береги природу».
Экскурсия к контейнеру с мусором
Цель: выяснить виды бытовых отходов, находящиеся на свалке и их хранение.
Вывод: На городских улицах в мусорных контейнерах находятся бытовые отходы. Отходы должны находиться в специально отведенных для свалок местах, в закрытых контейнерах.
Рассматривание содержимого контейнера
Посмотрим, что же люди выбрасывают
Нельзя сваливать мусор на землю!
Опыты и эксперименты по выявлению отрицательного воздействия свалок на окружающую среду после дождя.
Опыт 1: «Свалка и дождь»
Цель – показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву, и как долго она остается загрязненной.
Материал и оборудование для проведения опыта: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка, под емкость.
Ход: Один край контейнера поставить на подставку, чтобы он был наклонен. Набрать в пипетку несколько капель чернил и капнуть на губки – как – будто на свалку попало какое-то ядовитое вещество, выброшенное человеком или предприятием (остатки лака, краски после ремонта или лекарства). Показать детям капли чернил на губке. Кажется их совсем мало, и лежат они сверху. Но вот пошел дождь (полить на губки воду из лейки). Что происходит? Предложить детям высказать свое мнение. Очистилась ли почва (губки)? Исчезло ли ядовитое вещество? Если нет, то куда оно делось? После этого предложить кому-то из детей шприцем откачать воду из песка в опущенной части контейнера. Какого цвета вода? Почему? Предложить детям представить, что в том месте, где мы брали воду шприцем, находится родник. Какая в нем будет вода? Можно ли её пить? А если на этом месте растет яблоня? Можно ли есть ее яблоки? Снова пошел дождь (один ребенок поливает «почву» из лейки). Другие дети откачивают воду шприцем. Делать это до тех пор, пока в шприце не станет чистой. Когда вода станет чистой, это значит, очистилась и почва. С детьми каждый раз оценивать чистоту воды и подсчитывать количество «дождей», понадобившихся для полной очистки воды.
Капнем чернила на поролон
Черная краска на поролоне
(ядовитое вещество)
Поливаем из лейки (имитация дождя)
Откачали воду из песка – проверили чистоту воды.
Постепенное очищение воды после «дождей»
Вывод: заводы и фабрики, которые сбрасывают в почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву. Нельзя собирать грибы, ягоды, фрукты или пить воду из колодца или родника, если они находятся рядом с заводом или свалкой.
Опыт 2: «Талая вода и свалка»
Наблюдение за растворением в талой воде разлагающихся отходов.
Цель: Дать понять детям, что складывать отходы необходимо строго в определенных местах, вдали от водоемов, источников воды.
Ход: Поздней осенью наполнили таз пищевыми и растительными отходами и оставили до весны. Весной, когда таз показался из-под снега, рассмотрели что происходит с талой водой в тазу. Она стала буро-коричневой, мутной, с кислым запахом. Вода, переполняя таз через край, уходила, унося с собой вредные вещества. Эти ручейки направлялись в сторону большой реки.
Закапывание тазика с растительным отходом осенью
Выкапывание весной тазика
с растительным отходом Рассматривание талой воды
Вывод: Талые воды, размывая отходы на свалках, наносят вред окружающей природе.
Опыт 3: «Полигон во время дождя»
Рассматривание на полигоне проникновение бытовых химических отходов в почву во время дождя.
Цель: Дать представление о вреде бытовых отходов.
Ход: В дождливую погоду выйти с детьми на полигон отходов. Спросить какие вредные вещества люди выбрасывают на свалку (остатки красок, лака, лекарства, емкости от шампуней, духов…) Что происходит с мусором во время дождя? (Они растворяются, размываются). Куда деваются размытые вещества? (Проникают в землю). Какой вред наносят эти вещества природе? (Они отравляют почву, могут погибнуть насекомые, растения плохо расти). Пригодна ли такая почва для посадки овощных и ягодных культур? Давайте возьмем почву для проведения опыта с растениями. Могут ли ядовитые вещества попасть в родник, из которого мы пьем воду?
Мусор во время дождя
Какие вредные вещества
люди выбрасывают?
Размытые дождём Впитывание в почву вредных веществ
бытовые отходы
Вывод: Ядовитые вещества на полигоне, на свалке наносят вред жизни растений, насекомых и животных. Велика угроза жизни и здоровью человека.
Опыт 4: «Посадка растений»
Посадка на подоконнике рассады перца в почву со свалки и в почву из леса.
Растения, посаженные в разные почвы
Наблюдение за ростом растений.
Рассматривание через лупу растений.
Плохо расти в почве из свалки.
Проверим насколько выросли растения.
Вывод:
- Опыт показал, что земля со свалки оказалась непригодной для роста растений при одинаковом уходе.
- Почва заражена ядовитыми веществами, тормозящие рост растений.
- В почве со свалки растительность обречена на гибель
Календарь наблюдений за ростом растения (перец)
Посадка- 10 февраля
Заключение: В результате проведенных опытов и экспериментов дети узнали о влиянии свалки после таяния снега и дождей на водные и почвенные природные ресурсы, поняли роль и значение чистой воды в жизни человека.
Проект по экологическому воспитанию детей
«Ёжик – папье-маше из яичных лотков»
(вторичное использование сырья)
Свой выбор мы остановили на технологии папье-маше. Для детей лепка из папье-маше не просто забава, но ещё и труд. Труд особенный – художественный. Как и всякий творческий труд, он требует от ребёнка увлечённости, упорства, умения сосредоточить все силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребёнок, тем больше увеличивается мера организованности, способности планировать свою работу. Всё чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, стремление к совершенству собственных действий и их результату. Занятия художественным творчеством рассчитаны на воспитание, обучение и, следовательно, на развитие способностей любого ребёнка, а не только тех, которых называют особенно одарёнными. Забота, внимание, умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности любого ребёнка до очень высокого уровня.
Лепка – один из способов образного отражения предметов окружающего мира. Взрослые знакомят ребёнка с этими предметами, помогают понять форму, строение, цвет, характерные особенности. Вместе с этим у ребёнка формируется и обогащается словарь, связная речь. Это способствует развитию его мышления, внимания, памяти и других психических процессов.
В процессе лепки больше, чем в какой-либо другой деятельности, можно достичь максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большой, указательный и средний. Чтобы освоить технику лепки, ребёнку необходимо придать своим движениям силу, точность, плавность, ритмичность. Эти умения помогут дошкольнику в дальнейшем овладению разными видами учебной и трудовой деятельности.
Знакомя ребёнка со скульптурами и предметами искусства, взрослые воспитывают в нём любовь и уважение к людям, создавшим эти чудесные вещи.
Задача взрослых – педагогов, родителей – научить ребёнка лепить, а не сделать из него скульптора, и лепка из папье-маше не самоцель, а только условие для всеобщего его развития.
Папье-маше в переводе с французского языка означает «Жёваная бумага». Родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. Увлечение папье-маше распространилось на территории многих стран мира. Папье-маше – это особый вид изготовления различных игрушек, поделок, шкатулок и других предметов из формовочной массы, которая образуется из волокнистых материалов. В качестве таких материалов выступает бумага или картон, а также другие материалы. С такими материалами часто выступают клеящие вещества, а также гипс, крахмал и другие материалы. Сделать папье-маше своими руками вполне возможно, главное – знать особенности материала и уметь выполнять поэтапные действия.
Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше, представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.
Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее эта масса смешивается с мелом, и в нее постепенно, при постоянном помешивании, добавляется столярный клей или мучной клейстер. Доведя это все до консистенции сметанообразного теста, полученную массу наносят на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.
Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.
Изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов. В технике папье-маше можно сделать все, что угодно. Это может быть интересная для ребёнка оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель. Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А все, что нужно для «производства» – всего лишь стопка бумаги и клей.
Мы изучили несколько этапов изготовления изделий из папье-маше и выбрали наиболее подходящий для нашей работы – второй вышеуказанный метод.
Красиво и оригинально будет смотреться в саду с цветами ёжик и, чтобы его сделать, не нужны дорогостоящие компоненты. Ёжик папье-маше для детей – сказочный друг-игрушка. Мы предложили детям сделать животное путём лепки из массы папье-маше (яичные лотки, вода, клей).
Объект проекта: Ёжик.
Предмет проекта: Папье-маше из яичных лотков.
Цель: Научить детей использовать технику папье-маше в изготовлении поделок из вторичного сырья (яичных лотков) с целью уменьшения загрязнения окружающей среды бытовыми отходами.
Задачи:
1. Дать понятие о вторичном использовании сырья (отходов производства и потребления).
2.Познакомить детей с одним из вариантов изготовления техники папье-маше и способах применения папье-маше в жизни.
3.Развивать творческие способности и художественный вкус, умение работать с бумагой.
4.Развивать мышление, внимание, память и другие психические процессы.
5.Воспитывать у детей внимательное, разумно – бережное отношение к ближайшему окружению.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы:
- Яичные лотки;
- Вода;
- Ножницы;
- Клей ПВА;
- 2 воздушных шара (основа для фигуры ежа);
- Канцелярский скотч;
- Термопистолет;
- Наждачная бумага;
- Поролон (будет выполнять функцию иголок для ежа);
- Белый акрил или гуашь;
- Кисти.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Ребенок должен:
- знать технику папье-маше;
- знать о пользе для окружающей природы вторичного использования бумаги;
- соблюдать аккуратность при изготовлении изделий.
Роль родителей в реализации проекта:
- сбор яичных лотков для изготовления поделки;
- изготовление иголок из поролона для ежа;
- помощь в изготовлении презентации «Ёжик» – папье-маше из яичных лотков.
Продукт проектной деятельности: выставка детской коллективной работы – скульптура «Ёжик»
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
–сбор яичных лотков для изготовления поделки;
-организация развивающей среды в группе.
2.Практический этап
Получение материала для поделки в технике папье-маше.
–Измельчение яичных лотков.
Ячейки из-под яиц необходимо разорвать на мелкие кусочки, поместить в большую емкость и залить горячей водой. Для лучшего «растворения» массу оставить на 24 часа.
-Измельчение массы миксером.
Через сутки начинается перетирка будущего папье-маше. Мять всю эту массу следует до появления более или менее однородного серого цвета.
Небольшие партии массы довести до идеального состояния с помощью миксера. Очень важно состояние смеси, она при смешении должна напоминать по виду фарш или пюре.
– Избавление от излишней влаги.
Добившись желаемой однородности, избавляются от излишней влаги. Для этого массу процеживают и отжимают через сито. Получаем отжимки. Их можно до нескольких месяцев хранить в закрытой пластиковой или стеклянной посуде в холодильнике.
–Смешивание массы папье-маше с клеем.
Для изготовления поделки в полученную массу добавляем клей ПВА (в сочетании 1/3), пока она не станет однородной и клейкой, как глина, но не будет приставать к рукам.
Технологическая последовательность изготовления изделия
«Ёжик» – папье-маше из яичных лотков
-Скрепить скотчем два надутых воздушных шарика. Сформировать туловище, голову ёжика, нанести несколько слоев массы папье-маше из яичных лотков, добиваясь ровной поверхности. Дать просохнуть естественным способом.
-Далее создать детализированную форму головы, лап ёжика, снова нанести несколько слоев массы папье-маше из яичных лотков. Дать просохнуть естественным способом. Убрать неровности наждачной бумагой.
-Художественное оформление изделия, покраска.
-Нанесение иголок на скульптуру при помощи термопистолета.
- Заключительный этап.
– Анализ результатов проекта.
– Защита проекта.
– Презентация «Ёжик» – папье-маше из яичных лотков.
– Выставка детской коллективной работы – скульптура «Ёжик».
Скульптура «Ёжик»
в технике папье-маше из яичных лотков.
Анкета для детей
«Замусорен ли наш город?»
- Вы всегда убираете за собой мусор в лесу, на речке и т. д.?
- Куда вы выбрасываете мусор, находясь в городе?
а) на улицу;
б) в специально отведённые места (урну);
в) когда как.
- Видели ли вы урны в городе?
- Видели ли вы урны во дворе детского сада?
- Считаете ли наш город чистым?
- Считаете ли наш детский сад чистым?
- От кого зависит чистота?
а) дома;
б) в детском саду;
в) в городе.
8. Влияет ли чистота в городе на здоровье людей? Почему?
9. Знаете ли, что делать с отходами?
10.Наносят ли отходы вред природе? Какой?
В исследовании принимали участие 23 ребёнка. Детям было предложено ответить на вопросы анкетирования.
По итогам проведённого анкетирования получили следующие результаты: большинство детей выбрасывают мусор в специально отведённые места (урны, контейнеры, мусорные баки). Многие знают, что можно сделать с отходами, объясняют влияние отходов на природу, а чистота города, двора детского сада зависит от воспитания людей.
Работа с родителями
Консультация для родителей
«Загрязнение и иные последствия»
Загрязнение – это явление, которое содержит в себе и действие и последствия. Оно изменяет структуру вещества или среды, когда количество или концентрация каких-то элементов неестественно возрастает или привносятся инородные элементы. Загрязнение касается всех основных составляющих природы – земли, воды и воздуха. Источники его практически все сферы деятельности человека от производственной до бытовой. Загрязняющими элементами являются не только химические вещества, но и физические явления, радиация, шум и так далее. Возникло загрязнение с началом научно-технической революции. Первыми предприятиями, которые начали существенно загрязнять окружающую среду, были химические производства резины и минеральных удобрений. Загрязнение играет основную роль в нарушениях функций и состава биосферы, которые влекут ее изменения, не до конца изученные и осознанные последствия.
На окружающую среду факторы влияния человека носят двойственный характер, хотя последствия одни и те же – оскудение природы. С одной стороны, человечество нуждается во все большем количестве продуктов питания, для чего у природы отбирает все новые земли. С другой, имеет постоянную необходимость в увеличении энергии.
Воздействие человека на окружающую среду не всегда влечет за собой планируемые или прогнозируемые последствия. И самые опасные из них именно те, которых не ожидали. Ярким примером может служить «глобальное потепление» климата. Уничтожение лесов и сжигание топлива одновременно ведут к уменьшению кислорода в атмосфере, а изобретение аэрозолей – к уменьшению озона. Таким образом, возле Земли стало накапливать больше тепла. Одно — активнее проникать извне, другое – задерживаться. Итогом может быть ускоренное таяние ледников, повышение уровня океана и затопление суши.
Как бы ни были взаимосвязаны цель, причина, последствия, их надо разделять и внимательно к ним относиться.
Консультация для родителей
«Утилизация мусора»
Утилизация мусора — это тот вопрос, который волнует все человечество. Плата за комфорт, цивилизацию — бесконечные горы мусора, которые растут как грибы после дождя. Этот мусор — разный. Есть разлагаемый, который не оказывает серьезного воздействия на окружающую среду. Но есть и тот, который разлагается столетиями, отравляя почву, воду и воздух. И от того, насколько мы решим проблему утилизации мусора, зависит будущее всей нашей планеты.
Токсины отравляют подземные воды, ручьи и реки, воздух. У людей, живущих в непосредственной близости от полигона, выше уровень онкологических заболеваний и, как следствие, смертность…
Когда видишь горы мусора вдоль дорог, в лесу или на полях, понимаешь, что в одиночку с этой проблемой справиться невозможно, необходимы усилия многих людей. Зато каждый из нас может внести свой вклад, сделать что-то для того, чтобы мусора стало меньше. Однако многие даже не знают, как утилизировать мусор.
В этой статье я хотела бы поделиться как собственным опытом утилизации мусора, так и общими рекомендациями относительно того, что можно сделать.
Что может сделать каждый из нас?
1. На нашем приусадебном участке стоят три контейнера для гумуса. Туда мы отправляем почти все пищевые и прочие отходы: скорлупу яиц, срезанную кожуру, гнилые овощи-фрукты, испорченные продукты, а также срезанные мягкие ветки деревьев, скошенную траву. Все это перепревает примерно год, потом мы закрываем все это черной пленкой и высаживаем тыквы, кабачки или патиссоны. Через год у нас получается замечательный перегной. Благодаря этому мы значительно улучшили почву на нашем участке, которая изначально была весьма неплодородной, а также решили проблему утилизации значительной части мусора.
2. Мы не покупаем газеты и журналы, предпочитая получать информацию из интернета. Однако когда нам в почтовый ящик кладут бесплатные газеты, мы их сохраняем и потом используем. Например, застилаем газетами стол, когда чистим рыбу. Потом заворачиваем кости в этот кулек и выбрасываем. Или во время ремонта закрываем газетами пол — вариантов тут много. Рекламные проспекты, которые раздают в магазинах, стараемся не брать, если, конечно, не собираемся воспользоваться рекламным предложением.
3. Для того чтобы что-то распечатать (если это необходимо) и для записок (например, список продуктов для магазина), мы используем обратную чистую сторону бумаги, на которой уже что-то напечатано. Так экономятся и деньги, и бумага.
4. Для упаковки продуктов в магазинах обычно используем сумки или пакеты, которые возим в машине или картонные коробки, которые лежат в магазинах. Единственное, надо следить, чтобы эти пакеты не были разлагаемыми: через некоторое время они разлетаются на мелкие кусочки, от которых очень трудно избавиться. Поэтому такие пакеты используем для мусора в первую очередь. Отдельно пакеты для мусора не покупаем.
5. Когда покупаем овощи, то обычно берем вразвес, а не те, которые упакованы в контейнеры. Помимо всего прочего, это дешевле, а также можно выбрать лучшие по качеству.
6. Пластиковые контейнеры (упаковки от йогурта, мороженого, творога и т.п.) по возможности сохраняем для вторичного использования: в стаканчиках из-под йогурта удобно выращивать рассаду, в контейнеры большего размера удобно положить еду, например, чтобы взять с собой в поездку на дачу или на природу. Пластиковые поддоны обычно моем и складываем в кладовке, чтобы использовать вторично. Так, зимой на них ставим горшки с растениями, чтобы холодный подоконник не остужал корни. Еще их удобно использовать для всякой мелочи. В металлических коробках из-под печенья храним всякие мелочи: нитки, пуговицы, иголки. А вообще редко когда покупаем такое печенье. Одноразовой пластиковой посудой пользуемся очень редко.
7. Покупая продукты, обязательно обращаем внимание на дату изготовления. И стараемся употребить продукты до того, как они испортятся. К сожалению, иногда всё-равно попадаются испорченные продукты. Они отправляются в гумусную кучу. Также стараемся не покупать ничего лишнего, для чего перед походом в магазин составляем список необходимых покупок, а также едим — на голодный желудок можно купить много всего лишнего. Это хороший способ сэкономить деньги и сохранить фигуру
8. Старую электронику (компьютеры, музыкальные центры и др.) обычно стараемся кому-то отдать. Часто ее берут рабочие со склада неподалеку. И им хорошо — получают бесплатно вещь в рабочем состоянии, и нам хорошо. Стараемся не менять вещи без острой необходимости.
9. Металлы отдаем на металлолом.
10. Срезанные большие ветки деревьев и стволы сушим на дрова.
11. Для вывоза строительного мусора заказываем специальный контейнер. Далее этот мусор отвозится на специализированный полигон. При этом то, что можно использовать в хозяйстве (например, доски), оставляем.
12. Концентрированные моющие средства мы обычно разбавляем. При этом качество не страдает. Также стараемся по возможности покупать экологические средства.
13. И, конечно, не мусорим на улице, на природе. Весь свой мусор забираем с собой (и чужой еще прихватываем).
14. Стараемся сортировать мусор.
15. Сдаем старые батарейки и перегоревшие энергосберегающие лампы в специальные пункты приема. Они наносят большой вред окружающей среде.
Конечно, от всего мусора избавиться не удастся. Но если каждый будет по – возможности стараться уменьшить его количество, его станет намного меньше. И, значит, наше планета станет чище, а мы — здоровее.
Это интересно.
- В Швеции на каждой пластиковой бутылке для воды стоит цена. При входе в магазин эти бутылки можно сдать и получить специальный купон с соответствующей скидкой на товары. Очень удобно.
- 8% всей мировой добычи нефти идет на производство пластика, который, в свою очередь, прослужив всего-ничего, уходит на свалку. И человечество ищет новую нефть. Хотя, на самом деле, она спрятана в старой пластиковой бутылке. Не надо лезть в чистые места за нефтью, проще переработать бутылку из-под газировки.
- Выкинутая на свалку автомобильная покрышка – это 35 литров нефти, выброшенные на помойку (именно столько сырой нефти требуется для изготовления одной автомобильной шины). Переработка автомобильных шин позволяет убить двух зайцев – и не загрязнять почву токсинами, и нефть экономить.
- Ежегодно в мире производится примерно 1 триллион пластиковых пакетов. И многие из них отправляются на свалку сразу же после прихода домой из магазина. Не всем дается шанс на повторное использование.
- 70% бытового мусора — это упаковка, которая зачастую является совершенно лишней и сразу отправляется в мусорное ведро. (С сайта greenpeace.org).
А закончить хотелось бы на оптимистической ноте. Во Франции, в городе Кан (Caen), есть замечательный парк, разбитый на старой промышленной свалке — парк цветов «Холм птиц». Цветы, деревья — сейчас ничто не напоминает о том, что еще некоторое время назад там была уродливая гора мусора. Возможно, настанет время, когда и у нас начнут делать так.
А вы, задумываетесь над проблемой утилизации мусора? Как вы ее решаете?
Консультация для родителей
«Как научить ребенка беречь природу»
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Если с самого детства вы будете воспитывать их в ключе любви и уважения к природе, то и в будущем они вырастут хорошими, чуткими и неравнодушными людьми.
1. Собирайте и сортируйте вместе с ребенком ненужные газеты, журналы и рекламные брошюры. Вы можете превратить это занятие в своего рода игру, за участие в которой ребенок будет получать очки. Набравшего определенное количество баллов, можно поощрить небольшим подарком.
Объясните ребенку, для чего нужна переработка мусора и как это помогает сохранять наш мир более чистым. Сделайте акцент на том, что каждый человек может подарить вещи «вторую жизнь», если будет сдавать ненужный ему мусор во вторсырье. Сортируйте и относите с ребенком разные виды мусора в пункты приема стекла, бумаги.
2. Расскажите ребенку, что мусор нужно выбрасывать только в урны, а не бросать на улице под ноги. Покажите ребенку какую-то свалку и спросите, нравиться ли ему, ответ очевиден.
3. Научите ребенка принимать душ, чистить зубы, мыть фрукты и овощи, спускать воду в туалете, расходуя минимальное количество воды.
4. Больше ходите пешком с ребенком. При правильном планировании дня и покупок, вы сами станете меньше ездить на общественном транспорте на машине.
5. Объясните ребенку, что такое электричество, откуда оно берется, и, почему его нужно беречь. Попросите ребенка выключать за собой свет, если он выходит из помещения. Посоветуйте ему также не зажигать свет днем, когда естественного солнечного света достаточно для игры или учебы.
6. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Прогулки на свежем воздухе, игры на природе, экскурсии, походы и наблюдения за природными явлениями развивают детей физически и укрепляют их здоровье.
7. Очень важно научить ребенка правильному обращению с животными. Объясните, что нельзя причинять животным вред, ведь они чувствуют такую же боль, что и человек. Сходите с ребенком в зоопарк или эколого-биологический центр. Погуляйте с ребенком по лесу и покажите лесных обитателей.
8. Ходите с ребенком по лесу по парку и обязательно рассказывайте, что нельзя зря рвать цветы или топтать траву. Покажите малышу лечебные растения и объясните, какую пользу они приносят человеку.
9. Для того чтобы дети бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
10. Покажите пример бережного отношения к окружающей среде на себе. Откажитесь от использования химических бытовых средств для уборки квартиры. Чистка мягкой мебели, матрасов, игрушек и напольного покрытия может быть произведена при помощи пароочистителя. С дезинфекцией поверхностей поможет справиться пищевая сода, яблочный уксус, хозяйственное мыло или бура. Качественная и хорошая губка для мытья посуды, например из микрофибры или микроволокна, сама по себе обладает хорошей моющей способностью. А в стирке отличными помощниками станут мыльные орехи!
Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. Ребенок, видящий красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.
Анкета для родителей
«Накопление ТБО»
- Считаете ли вы, что наш город замусорен?
- Влияет ли замусоривание на красоту нашего города?
- Как по – вашему, дорого ли обходится очистка города от мусора?
- Приходилось ли вам обращаться в какие – либо инстанции с жалобой на загрязнение отходами?
- Принимаете ли вы участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора, улицы и т.п.?
- Обращали ли вы внимание на надписи на упаковках различной продукции, напоминающих о необходимости соблюдать чистоту и выбрасывать упаковку только в урны и мусоросборные контейнеры?
- Влияют ли эти напоминания на ваши действия?
- Стараетесь ли вы сортировать мусор?
- Как вы считаете, какие места нашего города наиболее замусорены?
-улицы;
-дворы жилых домов;
-центр города;
-зоны отдыха;
-территория детского сада, школ;
-иные места (указать какие именно)
9. Как вы считаете, кто больше всех мусорит?
-дошкольники;
-ученики начальных школ;
-подростки;
-взрослые.
10.Что бы вы выбросили, не задумываясь, в общественном месте?
-пустую картонную коробку;
-пустую банку;
-обёртку от жевательной резинки;
-прочитанную газету;
-бумажный стаканчик;
-ничего.
11.Как вы думаете, какое влияние оказывают бытовые отходы на природные ресурсы земли?
12. Что из мусора может быть повторно использовано?
Опрос родителей
«Расход бытовых отходов»
1. Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?
– 0,33 л.
– 0,5 л.
– 1 л.
– 1,5 л.
– 2 л.
2. Сколько пакетов выбрасывает семья в неделю?
– обычные пакеты;
– из-под молока;
– из-под кефира;
– из-под майонеза.
3. Сколько пластиковых баночек выбрасывает семья в день?
– из-под йогурта;
– из-под сметаны.
4. Сколько выбрасывает семья пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей, косметики в неделю?
Советы для каждой семьи
- Покупать напитки не в жестяных или пластиковых банках, а в стеклянных, которые можно использовать вторично.
- Отслужившую одежду сдавать в пункты сбора вторсырья, а не просто выбрасывать.
- Аккуратно обращаться с учебниками, книгами, бережно использовать тетради, альбомы и сдавать макулатуру.
- При использовании пищи стараться не превращать в отходы полезные продукты.
- Стараться сортировать мусор.
Это интересно!
Как долго разлагаются вещи?
Трамвайный билет |
| 1 месяц | Консервная банка |
| 100 лет |
Банановая кожура |
| 6 месяцев | Колготки |
| 100 лет |
Шерстяной носок |
| 1 год | Алюминиевая банка |
| до 500 лет |
Ветки |
| 4 год | Одноразовая посуда |
| до 500 лет |
Бумажный стаканчик |
| 5 год | Пластиковая бутылка |
| до 500 лет |
Окрашенная доска |
| 13 лет | Стеклянная бутылка |
| никогда |
Состав мусорной корзины
Знаки и пиктограммы отходов
| Знак переработки мусора |
| Мусор бросать сюда |
| Не мусорить |
| Корзина отходов |
| Отдыхаем и не мусорим |
| Сбор, вывоз и утилизация ртуть содержащих отходов |
| Опасно для окружающей среды |
| Опасные отходы |
Экологические знаки на упаковках
Прием и вторичная переработка |
Товарный знак экологического качества продукции |
Изготовлено частично или полностью из вторичного сырья |
Перерабатываемый пластик |
Изготовлено из пищевого пластика |
«Содержи свою страну в чистоте!» |
Художественное слово
Стихи
«Мусорная фантазия» Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно Скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете – Пострашней произойдут беды на планете: Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные Пакеты. Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок. На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе? И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! А. Усачёв | «О загрязнении» Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно Для тебя и для меня. Что бы было равновесие Надо с вами, нам, друзья Не выбрасывать отходы И не загрязнять моря. Меньше ездить на машинах И пускать из фабрик дым, Чтоб не летали в атмосфере И не делали там дыр. Меньше фантиков, бумажек Ты на улицу бросай! Тренируй в себе, ты, ловкость: Точно в урну попадай. А когда захочешь кинуть Ты бумажку не в корзину, Ты подумай о природе- Нам ещё здесь жить как вроде! |
**** Стали люди сильными, как Боги И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрёшь ли, Человек! В.Орлова | **** Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету. Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим. Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю землю садами, цветами… Такая планета нужна нам с вами! |
«Земля моя»: Земля моя, планета голубая! Тебя мы начинаем лишь ценить. Простишь ли человечество, не знаю, Поможешь ли лёд сердца растопить? Гаврюшкина А.Е. | **** Земля – наш ковчег, наша родина, дом, В котором мы с вами все вместе живем. Давайте Добро созидать и творить И Землю, как мать, и беречь, и любить! Л.Панасюк |
**** Круто быть экологом! Пусть меня научат! Под небесным пологом, На горах могучих, Под волною синей, На лугах просторных, Что бы жизнь кипела, И была здоровой, Что бы чистый воздух Был для всех привычным, Я бы сделал Землю Сверх экологичной. | **** Наша Земля – Это шар голубой, Где посчастливилось Жить нам с тобой. Реки и горы, Леса и моря – Все подарила нам Наша Земля. Помните, взрослые, Помните дети, Мы родились На прекрасной планете. Чтоб красоту На века сохранить, Надо природу Беречь и любить. Н.Мигунова |
**** Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима … Она у нас одна, одна такая! | **** Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там – зелёный луг, А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой… Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря – Всё называется ЗЕМЛЯ! |
**** Защитив природу, Защитишь себя! Ведь природа не железная, И когда-нибудь сломается она. Там где мусор и грязь, Не бывает красоты – Мусор ведь он загрязняет Красоту родной среды. От нас, от нашей грязи, Что мы бросаем здесь, Сегодня умирает Какой-нибудь там зверь. Вы мусор уберите, Природу сохраните, Без чистоты, поверьте, Нам не прожить на свете. Е. Сосновская | «Подарим детям чистую планету!» … Пусть каждый постарается украсить Свой уголок родной, деревья посадить, От вредных производств обезопасить, Скворечники, кормушки смастерить… Поддерживать порядок, чистоту, Не захламлять природные богатства, В каждой травинке видеть красоту, В единстве с Богом жизнью наслаждаться! Подарим детям чистую планету! Живи Земля, тебя прекрасней нету! Н.Ливенская |
Загадки
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Земля) | Её бьют, режут, топчут, а она все терпит и добром всем платит. (Земля) | Как по ней ты не пойдешь – конца-края не найдешь. ( Земля) |
Если её поджечь, то появится едкий черный дым Её нельзя выбрасывать, так как она долго разлагается в природе. (Пластмасса.) | Его делают из песка Чаще всего оно прозрачное Когда падает, оно разбивается Брошенное в лесу оно может стать причиной пожара (Стекло.) | Наводят дружно Порядок и уют, Все, что совсем не нужно, Мне люди отдают. (Мусорное ведро) |
Пословицы и поговорки
****
Чисто не там, где метут, а там, где не сорят.
****
Вода с водой сольется, а мусор на берег выбросит.
****
Когда дует ветер, выше всего вздымается мусор.
****
Ураган минует, а мусор остается.
****
Плоха та птица, которая
загрязняет собственное гнездо.
****
Чистота – залог здоровья.
****
Чисто жить – здоровым быть.
****
Чистота – лучшая красота.
****
Почва заботу любит.
****
Чья почва, того и хлеб.
****
Почву уважай, она дает урожай.
****
Земля – хранилище, а вода сокровище.
****
Земля не стареет, солнце не меркнет.
****
Накормишь землю – вырастет еда,
не накормишь – вырастет беда.
****
Земля – хрустальный шар
в руках людей.
Познавательные экологические игры для детей
«Превратим отходы в доходы»
(для детей 5 – 7 лет)
Программное содержание: Развивать память, образное мышление, воображение. Учить ориентироваться в окружающей среде, замечать изменения, происходящие в ней. Анализировать поведение человека и других живых существ.
Количество игроков: подгруппа детей.
Материал: иллюстрации с изображением различных отходов.
Количество игроков: 4-5 детей.
Вариант I: Познавательная беседа с детьми по теме, «Какие у вас в семье бывают отходы?» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, пластиковые банки и т. д.)
Вариант II: Предлагается выбрать какой – либо тип отходов и рассказать о его полезном применении. То есть превратить отходы в полезный продукт.
Вариант III: Рисование «Вторая жизнь мусора»
«Раздельный мусор»
(для детей 5 – 7 лет)
Программное содержание: Закреплять знания о типах отходов. Развивать память, образное мышление, воображение. Учить ориентироваться в окружающей среде
Материал: Карточки с изображением типов отходов (древесно-растительные, твёрдые, пищевые)
Количество игроков: группа детей.
Ход: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением отходов. По сигналу «Найди свой мусор!» дети, в руках у которых мусор одного типа, объединяются в группу. Выигрывает группа, которая быстрее построится.
«Сортируем мусор»
(для детей 5-7 лет)
Программное содержание: Учить понимать о необходимости раздельного сбора мусора. Закреплять знания о проблемах сбора, вывоза, хранения, использования отходов. Воспитывать желание сохранять природу.
Материал: Карточки разных отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из-под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура). Четыре контейнера: желтый, зеленый, оранжевый, розовый.
Количество игроков: 3-4 детей.
Вариант I: Работа с карточками – «Назови виды мусора».
Вариант II: Задание – разложить карточки с изображением отходов в разные контейнеры. В первый контейнер сложить карточки с отходами, сделанные из бумаги, во второй – из пластика, в третий – из стекла, в четвёртый – пищевые отходы.
«Что сначала, что потом»
(для детей 5 – 7 лет)
Программное содержание: Учить детей подбирать картинки, связанные одним сюжетом. Видеть и осмыслять причинно – следственные связи между различными предметами. Учить сравнивать. Развивать связную речь.
Материал: Карточки с изображением мусорного пакета, урны, контейнера, рабочей техники – мусоровоза, полигона отходов, предприятия по переработки мусора.
Количество игроков: 2-3 детей.
Вариант I: Разложи по порядку – продемонстрировать путь отходов от урны до полигона.
Вариант II: Составь рассказ по карточкам.
«Что там?»
(для детей 5-7 лет)
Программное содержание: Развивать у детей зрительное восприятие. Учить детей находить логические связи между предметами. Развивать связную речь.
Материал: 4 большие карты, 16 маленьких карточек с предметными картинками (виды мусора)
Количество игроков: 3-4 детей и ведущий.
Вариант I: Детям поровну раздаются большие карты. Ведущий перемешивает предметные картинки и называет игрокам по одной. Тот, кто угадал скрытый предмет, называет его, берёт карточку и накладывает на зашумлённый рисунок (спрятанный) на своей большой карте. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карту.
Вариант II: Понадобятся 16 карточек с картинками. На столе выкладываются картинки в 2 – 3 ряда. Игроку предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза. Ведущий меняет расположение картинок или убирает 1 – 2 картинки. Игрок, открыв глаза, должен восстановить последовательность картинок.
Лото
«Подбери картинку»
(для детей 5 – 7 лет)
Программное содержание: Учить детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами. Обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление.
Материал: 4 большие карты, 20 маленьких карточек с изображением отходов.
Количество игроков: двое и более детей.
Вариант I: Каждому участнику выдаётся одна, две или три большие карты. Ведущий показывает маленькую карточку, то кому она подходит, берёт её себе. Выигрывает тот, кто первым заполнит большую карту.
Вариант II: Перед ребёнком выкладывается несколько маленьких карточек и предлагается запомнить их. Затем карточки закрываются и, ребёнку предлагается вспомнить все предметы.
Фотогалерея
Опыты в лаборатории
«Из чего состоит почва»
Сказка на участке
(вторичное использование мусора)
Рисование плакатов
Не загрязняйте природу –
не переверните мир!
Нагимова Камиля, 7 лет. Анисахарова Регина, 7лет.
Федосеев Артур, 7 лет.
Акция «Сбор макулатуры»
Акция «Посади ёлку»
Выставки поделок из бросового материала
«Ёлочка-красавица
«Новогодняя игрушка»
«Изделия из яичных упаковок»
Литература:
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ СФЕРА, 2011.
- Арустамов Э.А. Современный мир и его влияние на окружающую природную среду // Безопасность жизнедеятельности. – М., 2008.
- Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Константинов В.М. Охрана природы. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Серия: Образовательное пространство ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь – справочник. – М.: AKADEMIA, 2000.
Интернет-ресурсы:
- Сайт: doshkolnik.ru
- Сайт: interneturok.ru
Содержание
Введение | 5 |
Цель и задачи методического пособия «Сделаем землю чище» | 8 |
План реализации работы «Сделаем землю чище» | 9 |
Ожидаемые результаты | 10 |
Мониторинг знаний детей | 11 |
Критерии знаний детей | 12 |
Конспекты мероприятий с детьми | 13 |
Проект по экологическому воспитанию детей «Хранение мусора – полигон отходов» | 13 |
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Полигон отходов» | 19 |
Проект по экологическому воспитанию «Свалка и дождь» | 23 |
Проект по экологическому воспитанию «Ёжик – папье-маше из яичных лотков» (вторичное использование сырья) | 33 |
Анкета для детей «Замусорен ли наш город?» | 39 |
Работа с родителями | 40 |
Консультация для родителей «Загрязнение и иные последствия» | 40 |
Консультация для родителей «Утилизация мусора» | 41 |
Консультация для родителей «Как научить ребенка беречь природу» | 44 |
Анкета для родителей «Накопление ТБО» | 46 |
Опрос родителей «Расход бытовых отходов» | 47 |
Советы для каждой семьи | 47 |
Это интересно! Как долго разлагаются вещи? | 48 |
Знаки и пиктограммы отходов | 49 |
Художественное слово | 50 |
Познавательные экологические игры для детей | 54 |
Фотогалерея | 57 |
Выставки поделок из бросового материала | 61 |
Литература | 62 |
Компьютерная верстка, издание.
Опечатано в полиграфической студии «КлипАрт»
пр.Химиков, 64, ТЦ «Глобал Арс»