Тухветова М.И.,
Михайлова И.А.,
Гадиева Л.В.
музыкальный руководитель,
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Милэшкэй» села Бикмуразово
Буиского муниципального района
Республика Татарстан»
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: «Моя Республика — Татарстан»
Тухветова Миляуша Ильгизаровна, музыкальный руководитель; Михайлова Ирина Анатольевна, воспитатель; Гадиева Лилия Вагизовна, воспитатель.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Милэшкэй» села Бикмуразово Буинского муниципального района РТ»
Цели:
Способствовать патриотическому воспитанию детей, любви к родному городу через музыкальное развитие детей.
Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах Татарстана: флаг, герб, гимн. Формировать элементарные представления о назначении гимна, герба и флага. Познакомить детей с Гимном Татарстана.
Развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.
Развивать вокальные навыки, использование пения в игре.
Воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю, к её природе, любовь к музыке своего народа.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое», «Познавательное», «Художественно-эстетическое»
Планируемые результаты:
Имеет представление о Республике Татарстан и России, знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: карта Республики Татарстан, изображения гербов России, Республики Татарстан, флаг России и Республики Татарстан, иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Казань, Буинск.
Запись гимна Татарстана, песен «С чего начинается Родина?», «У моей России длинные косички», «И туган тел…», «Тюбэтэй», «Эпипэ».
Предварительная работа с детьми:
беседы с детьми о родном крае, о родном городе, о городах Республики Татарстан, целевые прогулки по улицам города, экскурсия в местный музей, занятия по ознакомлению с государственной символикой Республики Татарстан, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном мире родного края, заучивание стихов о Родине.
Подбор песен и музыкальных номеров, стихов о Родине, иллюстраций с изображениями достопримечательностей родного города.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку, садятся. Музыкальный руководитель здоровается с детьми по-русски и по-татарски.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине.
У каждого человека есть земля, именуемая Родиной.
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
-Дети, скажите мне, пожалуйста, что такое Родина и как называется страна, в которой мы с вами живем?
-Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш Буинск. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далекой стране. Это земля, где трудились наши предки
В нашей стране много республик, городов, рек, лесов, полей. Всё это — наша большая Родина и мы гордимся нашей Родиной.
Воспитатель:
Родина-слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать, это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Ребенок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я.
Музыкальный руководитель: Давайте исполним песню «У моей России длинные косички» (муз. Г.Струве)
Музыкальный руководитель: Ребята, а как называется наша республика? (Республика Татарстан)
– Она у нас такая большая, что мы не можем окинуть её одним взором и объездить из одного конца в другой. Но где мы можем увидеть сразу её границы, и реки, и леса, и города? (на карте) Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан и найдем её границы. Вот какая наша республика большая.
Музыкальный руководитель: Как называется наша малая Родина? (Республика Татарстан)
– а наша большая Родина? (Россия)
Воспитатель: Сейчас послушайте стихотворение о малой Родине.
-Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Музыкальный руководитель: Как называется главный город нашей страны? (Москва). Москва-столица нашей Родины. А какой самый главный город нашей республики? ( Казань)
Казань – это столица нашей республики. Чем столица отличается от других городов республики?
Дети: Здесь работают раис – глава республики и правительство республики.
Музыкальный руководитель: А какие города вы еще знаете в нашей республике? (Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Елабуга, Бугульма)
-Да, наша республика знаменита машинами «Камаз», у нас добывают нефть.
– Помимо городов в нашей республике много сел. Какие села, мы знаем? (Наратбаш, Бикмуразово).
Музыкальный руководитель: А как называется наш город, в котором мы с вами живем? (Буинск)
– Город, в котором мы живём, называется Буинск. У каждого из нас есть тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Чем вам нравится наш город? (ответы детей)
Дети: Он красивый, чистый. В нем есть театр, Дворец культуры, Ледовый дворец. Здесь есть парк, где мы отдыхаем с родителями, есть Sky Park, можно покататься на пони.
Воспитатель: А еще у нас есть краеведческий музей, в котором мы с вами были. Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый!
(Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Буинска)
Музыкальный руководитель:
– Ребята, давайте погуляем по городу!
Проводится разминка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит музыкальный руководитель под музыку.
-Мы по городу шагаем (идут по кругу)
То, что видим, называем (образуют пары)
светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)
ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево)
скверы, улицы, мосты (машут сначала левой, затем правой рукой)
И деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают)
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что у каждой республики нашей страны и у каждого города есть свои символы (герб, флаг, гимн). Герб – это знак отличия. Найдите среди этих гербов герб Татарстана.
( на доске размещены гербы России и Татарстана)
– На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца, Барс-это богатство и сила. На боку у барса – круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент-это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.
Воспитатель: Следующий символ – флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости. Назовите цвета флага нашей республики (зеленый, белый, красный)
– Что символизируют эти цвета?
Зеленый цвет – зелень весны, возрождение,
Белый цвет – цвет чистоты,
Красный цвет – зрелость, энергия, сила, жизнь.
– Для чего нам нужен флаг?
Дети: Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.
Музыкальный руководитель: А еще ребята, у каждого государства есть гимн. Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально – поэтическое произведение. Это символ нашего государства. При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы, Так проявляется уважение к республике. Гимн исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. В нашей республике музыка гимна написана талантливым, выдающимся татарским композитором Рустемом Яхиным. Мы с вами его послушаем стоя.
(Слушают в записи гимн Республики Татарстан.)
-Скажите ребята, как вы думаете, как звучит наш гимн? Какой он? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята! Послушайте стихотворение великого татарского поэта Г.Тукая:
Стоит моя деревня на горке на крутой,
Родник с водой студеной от нас подать рукой,
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю родном.
Музыкальный руководитель: Мы с вами знакомы с творчеством нашего великого поэта. И я вам предлагаю спеть песню на стихи Г.Тукая «И туган тел…»
Песня «И туган тел, и матур тел…» Г.Тукая
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?
– Назовите столицу Республики Татарстан?
– Что изображено на гербе республики?
– Назовите цвета нашего флага.
– Любите ли вы свой город?
– Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы молодцы! А сейчас повеселимся и поиграем. Я предлагаю вам татарскую народную игру «Тюбэтэй».
Описание игры.
Дети по кругу быстро передают тюбетейку и при этом поют:
– Туп, туп, тюбэтэй,
– Тубэтэем укалы,
– Чиккэн матур тубэтэем
– Менэ кемдэ туктады!
На ком закончится песенка, тот ребенок надевает на голову тюбетейку, выходит в середину круга и выполняет под музыку различные татарские движения.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами много татарских игр знаем! И знаем также, что татарский народ любил водить веселые хороводы и просто танцевать под веселую музыку. А давайте мы тоже потанцуем и споем «Эпипэ»
Дети исполняют круговую парную пляску «Эпипэ»
Музыкальный руководитель прощается с детьми по- русски и по-татарски.