Федотова Рамзия Фаритовна
преподаватель
МБУ ДШИ Черемшанского муниципального района РТ
с. Черемшан
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».
Главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество Предназначение педагога учреждения дополнительного образования детей – быть не просто инициатором в поиске решения проблем, но создавать такие педагогические условия, которые приведут ребенка к адекватной самооценке, самообразованию, являющиеся залогом успешной социализации подростков.
Музыкальная школа на селе является очагом культуры. Так, практически, с самого основания Черемшанская школа искусств стала проводить целенаправленную просветительскую и концертную деятельность. Сначала это выражалось в участии преподавателей и учащихся в мероприятиях района, а затем и в различных конкурсах и фестивалях, таких как «Созвездие», «Страна поющего соловья», «Малые города», «Татарстан» и др. Правильная организация этого процесса, подбор оптимальных форм и методов работы, стабильный преподавательский состав, благоприятная атмосфера в коллективе – то главное, на чем основывалась успешная творческая работа педагогов.
Дополнительное образование привыкло работать с благополучными детьми, которые имеют стартовый потенциал для самореализации в творческой деятельности. Таких детей становится всё меньше, но учреждения дополнительного образования конкурируют именно на сужающейся площадке работы с этими детьми. В результате одни и те же дети посещают по три-четыре кружка, а трудновоспитуемые подростки из неблагополучных семей, и семей находящихся в социально-опасном положении, остаются не охваченными системой дополнительного образования. Такая ситуация, безусловно, будет меняться в силу того, что осознание серьёзности проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних усиливается. Неоднократно сталкиваясь с подобными проблемами в течении многих лет работы и хорошо зная подростковую психологию, считаю, что «трудных» подростков можно привлекать к творческой работе. В связи с этим была мною был подготовлен и проведен проект «Все в твоих руках!», который ими востребован и несет вклад в формирование социальной компетентности «трудных» подростков.
Мною были привлечены группа подростков в составе 17 человек. Затем я, обучив их элементарной игре на электронных музыкальных инструментах, работе на компьютере с различными программами обработки информации, создала мобильный творческий коллектив подростков, владеющих средствами мультимедиа (ноутбук, видеопроектор, 2 синтезатора, переносная звуковая установка, фотоаппарат) с целью организации выездных тематических концертов-презентаций.
Далее мною была проведена работа по привлечению подростков, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства. Выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций. Для создания нужной атмосферы и наглядности в мероприятиях использовались номера хореографии и тд.
Были проведены следующие мероприятия:
«Никотин-это ЯД!»; «С чего начинается Родина», «С днем защитника отечества»; «Не ломай свою судьбу»; «Умей сказать НЕТ»,; «В здоровом теле-здоровый дух!», «Семья сегодня.Стили семейного воспитания»; «Помоги собраться в школу»; «Как мы понимаем права»; правовая игра «Знаете ли вы закон?»; «А ты знаешь свои права? А обязанности?».
Главной целью проведенных мероприятий была пропаганда и разъяснение прав трудных подростков, семьи. Хотя дети с удовольствием готовили и проводили тематические мероприятия, посвященные различным праздникам «Рождество – время чудес»; «С днем 8 Марта!»; «В мире искусства»; «Сабантуй»; «День молодежи»; «С днем пожилого человека».
Создание атмосферы доброжелательности, устранение отрицательных переживаний, предоставление возможности включиться в деятельность, где трудный подросток за короткий срок может достичь успеха. Грамотное педагогическое руководство, позволило решить многие проблемы трудных подростков и создать коллектив равно партнерского сотрудничества.
Создание творческого коллектива, из подростков находящихся в социально опасном положении, прежде всего, помогло детям понять, что они не одиноки в своей беде! Кроме того, занятие творческой работой дает следующие результаты:
-Оказание внимания и поддержки подростков, оказавшихся в трудном положении.
-Расширение границ культурно- массового обслуживания, приблизив детей к миру искусства, привлекая детей с социальными проблемами для обучения в детской школе искусств.
-Обучение подростков мультимедийным технологиям с целью дальнейшего профессионального ориентирования поступления в Сузы и Вузы культуры и искусства.
-Совместное участие общеобразовательных школ Черемшанского района, Центра социального обслуживания населения, «Доброе сердце», Межмуниципального отдела МВД России «Черемшанский» и детской школы искусств, в проведении совместных мероприятий укрепляет партнерские взаимоотношения.
Создание творческого коллектива, и привлечение детей с социальными проблемами для обучения в детской школе искусств, способствует не только сохранению, но и развитию контингента в учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.