Ольга Александровна Кобенячкина
воспитатель
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Болгарская санаторная школа-интернат»
г. Болгар
Оглавление.
1. Пояснительная записка…………………………………………………3
2. Основная часть………………………………………………………….4-10
3. Заключение………………………………………………………………11
4. Список использованных источников………………………………….12
Пояснительная записка
Каждый человек должен сделать важное решение в своей жизни – выбрать профессию и карьерный путь, который определит качество дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается на уровне желаний или увлечений. И, поэтому, возникла проблема работы по профориентации обучающихся, помочь им осознанно выбрать дело , которым они будут заниматься с удовольствием, получая за это достойную зарплату.
Дети в нашей школе находятся весь день, родители мало уделяют внимания профориентации, поэтому мы проводим работу по знакомству с миром профессий, правилами выбора профессии.
Мероприятие «Правила выбора профессии» разработано с целью ознакомления обучающихся 7 класса с функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Предложенные задания помогут детям обоснованно подходить к выбору профессии. На основе опыта предпринимателя, приглашенного на занятие, дети смогут составить формулу успешного человека.
2. Основная часть
Цель: осознание подростком оснований для выбора профессии (как выбираем).
Задачи:
- познакомить подростков с правилами выбора профессии;
- сформировать у обучающихся умение определять основания выбора профессии;
- прививать чувство ответственности к выбору профессии.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, умение делать осознанный выбор).
Коммуникативные УУД (умение устанавливать контакт, не конфликтность)
Познавательные УУД
Методы, используемые на занятии:
1.Словесные методы обучения
2. Метод игры
3. Практический
4.Наглядный метод обучения
Используемые технологии:
Игровые технологии.
Тренинговые технологии.
Оборудование:
Компьютер или ноутбук с проектором.
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Каждый из вас задумывался о том, где и кем он будет работать, когда вырастет. А как выбрать профессию, чтобы она приносила радость, достаток? Об этом мы сегодня с вами поговорим на нашем занятии.
- Активизирующая деятельность.
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое личность?
Дети: Человек, индивидум, персона
Воспитатель: Что такое успех?
Воспитатель: Да, успех- это способность прожить жизнь так, как хочется делая то, что приносит наибольшее удовольствие, в окружении людей, которых вы уважаете и которыми восхищаетесь. В более широком смысле, успех – это способность осуществить желания, надежды и стремления, в каждой из сфер своей жизни.
Воспитатель: Какое словосочетание может получиться, если соединить эти два понятия?
Дети: Успешная личность.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это?
Дети: (предполагаемые ответы: человек- счастливый, благополучный, самодостаточный, целеустремленный, ответственный, трудолюбивый)
Воспитатель: Давайте обратимся к словарям, которые лежат у вас на партах. Прочитайте.
Толковый словарь Ожегова. УСПЕ́ШНЫЙ, -ая, -ое; -шен, -шна. Сопровождающийся успехом, удачный.
Толковый словарь Дмитриева. Успешным называют человека, который получает ожидаемый положительный результат от какой-то деятельности.
В словаре Синонимов. Благополучный, счастливый, удачный; спорый, увенчавшийся успехом.
- Встреча с предпринимателем города Болгар.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях Монахов В.П.Владимир Павлович предприниматель нашего города: хлеб-завод, магазины, столярные мастерские, мебельное производство. Я не случайно пригласила его к нам, все вы знаете, что он организовал на свои средства строительство детского парка, ежегодно организуются новогодние мероприятия, спонсором которых является Владимир Павлович. Как же он мог достичь таких успехов, что для этого нужно делать Владимир Павлович поделится с вами (рассказ гостя).
Воспитатель: Какие вопросы у вас есть к нашему гостю? Скажите пожалуйста, можно ли назвать Владимира Павловича- успешной личностью? Что он сделал, чтобы стать успешным?
Дети: (учился в институте, заработал первоначальный капитал, следил за своим здоровьем, занимался спортом, читал дополнительную литературу, общался с людьми и перенимал опыт)
Воспитатель: Легко ли по вашему, ему было стать тем, кем он сейчас является?
- Практическая работа.
- Воспитатель: У вас на столе листы бумаги. Изобразите, из каких слагаемых состоит успешный человек?
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: успешные люди
1.Позитивно относятся к жизни.
2. Постоянно развиваются.
3.Там, где не получается, всегда пробуют что-то еще.
4.Имеют четкие цели.
5.Адекватно относятся к деньгам.
7.Имеют правильно выбранную профессию.
Воспитатель: Как вы думаете, что является главным из этого списка, чтобы у человека было все, что вы отобразили?
Дети: (предполагаемые ответы: здоровье, семья, профессия)
2) Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы выбираете, кем стать. Предлагаю выполнить упражнение «Рука судьбы». Я предлагаю вам написать на листке свою профессию-мечту, на что бы вы обращаете внимание при выборе, чем руководствуетесь при выборе профессии. Заверните бумагу, положите в сундучок. В нашем сундучке будет лежать ваша мечта. В 9 классе мы проведем с вами это же упражнение и сравним результаты. Останется ли у вас прежняя мечта об этой профессии или поменяются взгляды и потребности.
5. Правила выбора профессии.
Воспитатель: Есть три простых слова: Хочу. Могу. Надо. Какое из этих слов мы раскрыли когда писали письмо-мечту?
Дети: Хочу.
Воспитатель: Хочу – это то, что мне нравится, к чему у меня лежит душа.Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получилась вот такая статистика: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы пришлось начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Как вы думаете, почему так часто люди совершают ошибки при выборе профессии?
(обмен мнениями)
Воспитатель: Все ошибки можно разделить на группы:
1. Незнание правил выбора профессии.
2. Незнание мира профессий.
3. Незнание самого себя.
Воспитатель: Как вы понимаете это? Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно знать требования, которые предъявляются к каждой из них. То есть, какими качествами они должны обладать, чтобы стать настоящими профессионалами своего дела? Перечислите требования, которые предъявляются к врачам и учителям( пример)
(обмен мнениями)
Воспитатель: И.А.Крылов говорил: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец». И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают. Поэтому одним из первых вопросов при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?» Что значит – способен?» Ты хочешь стать художником, а есть ли у тебя способности? Способности — это качества, обеспечивающие успех в деятельности. Способности человека в каждый данный момент — это и есть его «Я могу».Первая преграда на этом пути — качества самого человека: есть физиологические и психологические пределы, которые определяют возможности личности в осуществлении данной деятельности. Например, я хочу быть олимпийской чемпионкой по фигурному катанию, а могу ли?
Воспитатель: Предлагаю вам выполнить упражнение «Солнышко».
(На доске солнышко без лучей. На учебных столах лучи.)
Воспитатель: Представьте себе, что солнышко это вы, а лучики — то, что позволит вам достичь успеха в жизни. Напишите на лучиках те способности, которыми вы обладаете на данный момент.
(обмен мнениями )
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать по итогам проведенной работы? У Э. Асадова есть такие строчки:
Как важно в жизни, помня о желаниях,
Возможностей своих не забывать…
Воспитатель: У нас с вами осталось понятие надо. А что значит надо, как вы думаете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Надо выбирать ту, профессию, которая более востребована на рынке труда, в том месте, где вы проживаете, профессию по которой вы можете получить высшее образование, которая будет приносить не только хороший заработок, но и моральное удовлетворение.
Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой». Вот почему так важно правильно выбрать профессию.
Воспитатель: Какой же сделаем вывод? Из чего состоит правильный выбор профессии?
Дети: Хочу, могу, надо.
Воспитатель: Каждое слово само по себе вроде бы понятно, но давайте подумаем, как именно они определяются и взаимодействуют между собой:
Хочу – это то, что вы любите делать.
Могу – это то, что вы умеете делать или чему можете научиться; то, что получается.
Надо – то, что от вас требуется; за что хорошо платят или хвалят, вознаграждают, социально одобряют.
Другими словами, это характеризуется так:
«хочу» определяет интересы и склонности;
«могу» – знания, умения, навыки, способности, возможности, в том числе физические и психические особенности;
«надо» –требования общества, спрос окружения, рынка труда.
Попробуйте создать свою формулу. Какие результаты дают разные соединения этих элементов:
Хочу + могу = счастлив, но беден.
Хочу + надо = жизнь в мечтах.
Могу + надо = богатая, но несчастная, скучная жизнь.
Хочу + могу + надо = успех и счастье в жизни.
- Итог.
Воспитатель: В конце нашего занятия предлагаю вам выполнить упражнение по профориентации «Основной мотив твоего выбора». Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.
(Необходимые материалы: распечатка 16 основных мотивов каждому участнику.
Список мотивов включает 16 фраз:
1 Возможность получить известность, прославиться.
2 Возможность продолжать семейные традиции.
3 Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4 Возможность служить людям.
5 Заработок.
6 Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7 Легкость поступления на работу.
8 Перспективность работы.
9 Позволяет проявить свои способности.
10 Позволяет общаться с людьми.
11 Обогощает знаниями.
12 Разнообразная по содержанию работа.
13 Романтичность, благородство профессии.
14 Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15 Трудная, сложная профессия.
16 Чистая, легкая, спокойная работа.)
Воспитатель: Предлагаю вам зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У вас остается 8 мотивов. Теперь зачеркните 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Далее нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.
- Рефлексия:
3. Заключение.
Такие мероприятия способствуют выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности. Систематическая работа по этому направлению дает свои результаты: обучающиеся подходят к выбору профессии осознанно, с учетом интересов и возможностей.
- Список использованных источников
- https://zen.yandex.ru/media/id/5dbffb47e4f39f00af11bf3b/10-osobennostei-uspeshnogo-cheloveka-prover-sebia-5eb26a79cbbbe856be5da934
- https://glosum.ru/Значение-слова-Успешный