Исраилова Фарида Камиловна
учитель
ГБОУ “Альметьевская школа “19 для детей с ОВЗ”
ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ РАЙОН, АЛЬМЕТЬЕВСК
Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Он постоянно изучает и исследует мир, перерабатывая поступающую к нему информацию и получает, таким образом, новые знания о мире. Ребенка по своей природе можно назвать творцом. Некоторым детям чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых.
Педагог должен зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы зажечь, необходимо «гореть» самому. Увлекать, увлекаясь. Зажигать, и в тоже время, самому светло сверкать. Поэтому моя позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) такова: они – мои союзники, соратники, соавторы, имеющие право на несогласие, сомнение и ошибку. И цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия детьми своего «я».
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов получение образования является главным условием их эффективной социализации, успешной самореализации в социальной и профессиональной деятельности, более полного участия в жизни общества.
Использование информационных коммуникативных технологий в обучении детей с ОВЗ помогает уменьшить время на развитие и формирование памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков, языковых и речевых средств. Информационно-компьютерные технологии позволяют осуществлять традиционную деятельность по-новому, следовательно, решать задачи, выполнение которых, прежними методами является недостаточно результативным. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Особенно это важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашу жизнь внедряются новые информационные технологии. Практически в каждой семье есть компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, являясь универсальной игрушкой, он становится для ребенка равноправным партнером и другом, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает.
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения :
при объяснении нового материала,
при контроле знаний,
при закреплении,
при обобщении и систематизации материала.
Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, звукозаписывающие устройства, мультимедиа) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).
Применение в коррекционной школе ИКТ при обучении учащихся должно ориентироваться на основную деятельность детей – игру, поэтому задания имеют занимательный, игровой тип и соответствуют интеллектуальным способностям, возрастным потребностям. Специфика работы учителя предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому учитель всегда находится в постоянном поиске новых методов и способов обучения, ведь для каждого ребенка они свои. Правильно определить формы и методы урока в зависимости от состояния ребенка помогают знания дефектологии и психологии.
Например на уроках русского языка при обучении грамоте учитель должен привить любовь детей к своему языку. Ведь занятия русским языком – это маленькие победы над собой в преодолении себя, своего страха перед слоговой структурой слова, связной речью. Обучение грамоте – это труд, нелегкий труд. И с первых занятий детей нужно приучать к труду. Как же сделать, чтобы ребенок трудился, не принуждая его к этому? Я считаю, это зависит от педагога, от его желания и умения, от его отношения к своей профессии. Главное для педагога – заинтересовать, убедить, научить каждого ребенка трудиться не только на занятии, но и дома. Педагогу необходимо искать новые подходы, приемы, технологии, чтобы занятие сделать интересным и современным. Он должен идти в ногу со временем.
Форма проведения занятия обучения грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий вызывает большой интерес среди детей. Занятия с применением компьютерной презентации – это и занятие объяснения нового материала в диалоговом режиме, и занятие – игра, и занятие – обобщение, и занятие – путешествие, и занятие-защита проектов, и другие.
Научная новизна использования ИКТ состоит в том, что информационные технологии способствуют усилению познавательной мотивации, любознательности в изучении и совершенствовании знаний детей. С применением компьютерной программы эффективнее используется время для закрепления знаний, умений и навыков в дидактической игре детей. Контролирующую и обучающую функции берет на себя компьютер, который является беспристрастным и абсолютно объективным, что для детей имеет немаловажное значение при выполнении заданий во время путешествия.
В своей работе я использую возможности ПК в среде Power Point на занятиях . Применение презентаций на занятиях дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, на уроке русского языка при обучении грамоте при путешествии по маршруту на поиск очередной буквы в компьютерной игре «Я учусь читать» объяснении звуко-слоговой структуры слова дети видят, как постепенно слово изменяется по частям: одночастное, двухчастное, трехчастное. При необходимости можно повторить тот или иной маршрут. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала
Электронные презентации дают возможность подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.
Делаю их сама, либо скачиваю готовые из интернета. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и быть доступными для обучения учащихся. Составляются они с учетом развития учащихся, его возрастных особенностей, быть с короткими надписями, крупным шрифтом, не перенасыщенными яркими цветами.
Развивающие упражнения и игры способствуют развитию зрительной памяти, слухового внимания, творческого мышления; повышают интерес к процессу обучения.
Мой опыт работы показывает, что применение компьютерных технологий во время урока помогает детям с ограниченными возможностями здоровья понять материал в более полном объеме. Наглядное изображение информации повышает мотивацию обучения, усиливает познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ на уроках, способствуют не только наилучшему усвоению информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания- развитию индивидуальности учащихся, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.