Гильмутдинова Аниса Касимовна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №129 «Белоснежка»
г. Набережные Челны
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
(Т.Грабенко)
Современная система образования, а также и дошкольное образование, требует повышения эффективности использования в образовательном процессе современных педагогических технологии, которые приведут к качественному образованию. Сейчас родители хотят, чтобы их дети развивались и познавали мир, и чтобы обучение вызвало максимальный интерес к этому процессу. Это можно достичь используя в обучении современных педагогических технологий [2].
В связи с эти основной целью детского сада будет является создание благоприятных условий для формирования полноценной личности и развития ребенка дошкольного возраста. Реализация данной цели можно достичь через решение следующей задачи:
– сохранение и укрепление психического, эмоционального, физического здоровья детей через использование современных образовательных технологий.
На сегодняшний день можно сказать об различных видах современных технологиях в дошкольном образовании. Всё зависит от целей и поставленных перед нами решаемых задач.
Одной из таких современных технологий является песочная терапия, которая является одним из разновидностей игротерапии и наиболее интересна и эффективна для применения в дошкольном учреждении, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций. Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка. Это целый комплекс обучающих занятий по развитию детей дошкольного возраста.
Целью песочной терапии является то, что есть возможность дать ребенку быть самим собой, развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий [1].
Песочная терапия позволяет детям работать с «живым» материалом – песком и в любой момент и в любое время года. Данный элемент имеет огромное значение для развития малыша. При помощи этой технологии ребенок, под наблюдением педагога или педагога-психолога, развивает свое воображение, может полностью выражать свои эмоции. Особенность еще в том, что эта технология помогает познать мир в пределах детского сада. Ребенку дается возможность сопоставлять реальность с вымышленным миром. Во время занятий, проводимые с использованием песка, у детей высвобождаются скрытые эмоций. Это помогает ребенку справиться со своими сильными эмоциями, которые мешают ему для достижения своих целей. Во время игры с песком у детей исчезает чувство страха, так как они проигрывают эту ситуацию в песочнице. У детей дошкольного возраста, используя современную педагогическую технологию – песочная терапия, можно снизить уровень агрессии и тревожность. В конечном счете, у ребенка наступает расслабление, появляется чувство веры в себя, снятие психоэмоционального напряжения.
Песочную терапию рекомендуют использовать и в логопедических группах. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. При нормальном развитии мелкой моторики ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, что приводит к нормальному развитию речи. При слабом развитии мелкой моторики наблюдаются и отставания в овладении речи. Для исправления речевых нарушений необходимо вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, где игра с песком окажет колоссальную помощь.
Инновационный комплекс – интерактивная песочница. Работа интерактивной песочницы состоит в том, что датчик глубины определяет уровень песка и передает данные программе, которая проецирует изображение рельефа, через проектор. В зависимости рельефа песка изображение может меняться.
Еще одна особенность этой технологии в том, что интерактивная песочница может трансформироваться в сенсорный стол. Ребенок прикасается рукой к нужной картинке, т.е. выбирает правильный ответ. В это время происходить повышение самооценки ребенка, развивается мышление, логика и внимание детей [3].
Использование песочной игротерапии в деятельности дошкольников помогает развивать творческую сторону личности. Рисуя, дети создают свой мир на песке, передают собственные эмоции, вкладывают свое настроение. В это время можно вести и занятие, давая дошкольникам задание или инструкции. Можно выбрать игры на развитие мышления, памяти, внимания.
Во время игры с песком происходит и релаксация детей. Ребята могут представить себе на песке мелкий дождик, путешествие в сказочный лес… Всё это приводит к снятию эмоционального и мышечного напряжения, поможет снизить излишнюю двигательную активность, тревожность и агрессию [4].
Нейрогимнастику, которая необходима для развития межполушарных связей, также можно делать на песочном столе, что приведет к развитию мелкой моторики и коррекции неэффективных стилей поведения [5].
Песочница — это увлекательный способ изучения мира для любого малыша, так как она позволяет развивать воображение, придумывать причудливые образы, различные сказочные персонажи и интересные природные объекты. Более того, интерактивная песочница для детей дошкольного возраста станет прекрасным инструментом для любого педагога, так как включает множество направлений и позволяет проводить занятия для детей любого возраста и вызвать интерес к познанию. Это технология дает следующие возможности изучение характерных особенностей определенных физических объектов; изучение окружающей среды;
развитие любви к разным наукам; исследование климатических и сезонных изменений; полное раскрытие творческого потенциала [6].
Помимо всего вышеуказанного, песочный стол и интерактивные песочницы для детского сада позволяют изучать основные понятия географии, истории, биологии, физики, астрономии, естествознания и ряда прочих наук, которые могут пригодиться малышу во время прохождения школьной программы, а возможно и во взрослой жизни. Но это далеко не все достоинства обучающего инструмента. Главной его особенностью является размах идей, позволяющий предоставлять малышу много информации в интересной для него форме.
Литература:
- Епанчинцева, О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр/О.Ю. Епанчинцева. – Санкт-Петербург:Детствопресс, 2015.
2. Тараканова Л.В. Песочная игротерапия – эффективная педагогическая технология
3. Беланова И.В. Использование интерактивной песочницы «Isandbox» в работе педагога-психолога ДОО
4. Костюкова И.В. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста, 2016
5. Агацкая О.А. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста, 2020
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь», 2005 год